Я уже писал о кинематографе разных стран, даже об индийском и китайском (к нему ещё вернусь). Теперь пришло время познакомится с молодым Казахстанским кинематографом. На прошлой неделе посмотрел военный боевик «Время патриотов» (вышел 16 июня 2022)
По постеру можно подумать, что фильм про лётчиков, но на самом деле не только про них. В центре сюжета история двух братьев: старший Султан, офицер Казахстанской разведки, а младший Бекзат, лётчик-испытатель, как и их отец, который погиб за штурвалом.
Султан очень дисциплинированный сотрудник, а Бекзат часто нарушает инструкции и правила полёта, руководствуясь своими собственными порывами. Из-за этого отношения между братьями напряжённые, старший просит младшего наконец взяться за голову, не рисковать так часто.
Но общая беда сплачивает братьев. Султан получает информацию, что на Казахстан готовит нападение группа террористов-исламистов. В начале фильма пишут, что идёт совместная операция ОДКБ по зачистке от террористов, явная отсылка к реальным событиям. Вообще сюжет фильма не выглядит новым, но здесь отличные сцены воздушных боев на самолётах из семейства «Су».
К сожалению, в интернете совсем немного кадров из фильма и по ним невозможно понять всю красоту сцен воздушного боя и пролётов истребителей над пустыней. В этих сценах главное достоинство этого фильма. Сразу вспоминается наш фильм «Небо» (2021), но даже у нас не получилось снять настолько впечатляюще красиво. Также в фильме добротные сцены перестрелок и одна драка в стиле Джеки Чана с использованием подручных предметов, вроде кастрюли, и пробиванием стены. Из минусов: героям не хватает харизмы; также не хватает более детальной проработки сценария, я честно говоря, запутался, кто же в итоге стоял за террористами, но в фильме есть намёк на продолжение. В целом, очень даже неплохо, тем более, что для режиссёра Серикбола Утепбергенова это только второй полнометражный фильм.
В заключении, хочу сказать, по-поводу нескольких наших фильмов. 9 мая посмотрел фильмы: «Нюрнберг» (вышел 2 марта 2023); «1941: крылья над Берлином» (2022 тоже про лётчиков); «Первый Оскар» (2022) и др... Сначала хотел написать о них, но потом посмотрел, что про них уже и так много написано и с многими выводами я согласен, поэтому скажу лишь несколько слов.
По поводу этого фильма скажу так: молодцы, наши киношники, что обратились к этой теме, особенно сейчас, но в фильме намешали много сюжетных линий и в итоге сам Нюрнбергский процесс отошёл на второй план, уступив место личным переживаниям главного героя и любовной линии, которая здесь кажется лишней. То, что показали, как нацисты-подпольщики (группа «Вервольф») пытались сорвать процесс тоже молодцы, хотя эта линия преувеличена, но это было и не надо говорить, что этого не было, просто немногие об этом знают, а кино всё-таки художественное, а не документальное. Вообще, складывается ощущение, что хотели сделать сериал, а в итоге остановились на 2 часовом фильме, не раскрыв до конца все сюжетные линии. Как знать, может в будущем будет представлена расширенная версия;
По поводу этого фильма впечатления схожие: молодцы, что обратились к тему бомбардировок Берлина в 1941 г. об этом ведь почти не говорят, но сам фильм слабоват, кроме нескольких сцен воздушного боя в начале. Основное же время фильма занимает процесс подготовки к полётам, который хоть и показан вполне достоверно с освещением проблем, но это мало интересно обычному зрителю. Хорошая роль покойного Сергея Пускепалиса, он единственный, кто запоминается из всех персонажей фильма и в финальной сцене уплывает в закат под закадровый текст о том, что до Победы ещё далеко. Символичная сцена. (о сериале «Трейдер», который сейчас идёт по Первому и где также играет Сергей, я напишу к концу его показа);
Ещё один военный фильм с хорошей задумкой, но плохой реализацией. Два студента-оператора влюблены в одну девушку, отец которой погибает на фронте (короткая роль Пускепалиса и опять какая-то символичность или это только так кажется). На фронте между вроде бы друзьями-студентами продолжается соперничество из разряда кто лучше снимет битву под Москвой, при том что сами немногочисленные сцены боев выглядят нереалистично,разве что эпизод с головой лошади выглядит пугающе.
В какой-то момент два как бы друга готовы убить друг друга (простите за каламбур), какая-то «Санта-Барбара» о любовном треугольнике получается, а не кино о подвигах фронтовых операторов. Вообщем хотели снять кино о том, как надо снимать кино о войне и снять нормально не сумели;
Через несколько дней я посмотрел фильм того же режиссёра Сергея Мокрицкого «Битва за Севастополь» (2015) о самой результативной снайперше в мировой истории Людмиле Павличенко (1916-1974), убившей более 300-от фашистов. Её сыграла будущая «космическая женщина» Юлия Пересильд.
И тут опять мне не хватило боевых сцен, в основном, концентрация на личной жизни Людмилы, половина из которой придумано. Есть одна стоящая сцена битвы с кораблями и самолетами, вынесенная на постер, но это всёго несколько минут из 2-ух часов фильма. Правда, есть ещё расширенная 4-ёх серийная версия, не знаю, может там побольше боевых сцен и Сергея Пускепалиса, который появляется всего на несколько минут и непонятно для чего его персонаж нужен был в фильме. В итоге, что «Первый Оскар», что «Битва за Севастополь», идеи хорошие, а вот реализация...
Пишите в комментариях, какие из этих фильмов вы смотрели и как вам?
В следующей статье поговорим о Южно-Корейском кинематографе.