Без малого легендарная настолка в своё время прошла мимо меня. Ну не довелось мне в глухом селе в школьные годы влиться в ряды фанатов D&D. Хотя в настолки играл, даже сам рисовал карты фантастических миров и пошаговые лабиринты на них. Помню, рекордной по размеру картой была занимавшая полкомнаты склейка из 12 двойных тетрадных листов!
Но речь про "Dungeons & Dragons". Эту фэнтезийную Вселенную открыл мне Роберт Сальваторе, когда в цепкие, загребущие всё фантастичное с прилавка книжного развала руки юного читателя-меня попал томик с его романом "Отступник", открывающим цикл историй тёмного эльфа Дзиррта До'Урдена.
Посмотрел новинку "Подземелья и драконы: Честь среди воров" и решил сам посмотреть и вам рассказать, откуда драконы в подземельях завелись.
Начну статью с истории, расскажу немного о книгах и играх, поделюсь мнением о фильмах и в конце дам ссылку на статью, полезную во всех отношения[ для фанатов игры.
Что такое D&D?
Игра "Подземелья и драконы" появилась на свет почти 50 лет назад, в 1974 году! Разложенная на столе карта, фишки, брошенные кубики - всё это и сейчас ничуть не устарело, классика есть классика, а уж в далёкие 70-е и вовсе, уверен, выглядело как для нас виртуальная реальность.
Игра, основанная на оригинальной идее мира, наполненного магией и сражениями, быстро нашла много поклонников, в том числе среди писателей. Не исключаю, что многие стали писать фэнтези как раз после того, как выиграли или проиграли партию в D&D.
Роберт Сальваторе, американский итальянец, как раз из таких. Свою первую книгу по мотивам настолки он написал в начале 80-х, а первое издание на бумаге состоялось в 1988-м. И это первое издание тоже было по мотивам игры - роман "Магический кристалл" познакомил читателей с самым известным героем "книжного D&D" тёмным эльфом-изгнанником по имени Дзиррт До'Урден.
Для любителей метать тапки: да, настоящее имя эльфа - Дриззт. Полностью поддерживаю переводчиков, давших более благозвучное имя могучему воину.
Успех книг Сальваторе дал новый толчок популярности игр, они к тому времени постепенно стали из массовых переходить в разряд "для гиков". И успех этот стал гораздо более "успешным", чем первая попытка героев перейти с плоской карты на выпуклые экраны телевизоров.
В 1983 году мультстудия Марвел попробовала себя в жанре героического фэнтези для юной аудитории. Эта попытка однозначно была навеяна успехом только что вышедшего "Конана" со Шварценеггером и желанием TSR, компании-владельца D&D, привлечь на свою сторону новых игроков. В итоге в сериале "Подземелье драконов" вышло 27 эпизодов, на него посыпались жалобы в "засилии насилия не для детских глаз", прибыли стали падать и сериал заглох недоснятым.
Но Сальваторе показал TSR новый путь... Он открыл тропу в Забытые королевства.
"Forgotten Realms", Забытые королевства, это один из миров во Вселенной D&D, придуманный ещё до Сальваторе. Но именно его книги позволили игре выйти на новый уровень и стать культовой. Кроме Сальваторе, написавшего уже больше 50 книг, по D&D писали книги многие авторы, вспомню только про трилогию "Камень искателя" Грабба и Новака. Ну и, конечно, немало для популярности настолки сделали компьютерные игры.
Как раз к началу 90-х персональные компьютеры стали доступными для широкой аудитории и в дело включились производители игр. Самыми известными игрушками стали «Baldur’s Gate», «Icewind Dale» и «Neverwinter Nights». И развитие "Подземелий и драконов" пошло сразу по трём направлениями: настольные игры, компьютерные игры, книги. К концу тысячелетия создатели компании TSR могли смело сказать "жизнь удалась", что они и сделали, продав права на D&D дочерней фирме группы "Hasbro".
А новые владельцы фэнтези-вселенной решили захватить ещё и кинематограф. О кино про подземелья и драконов после вот этого арта из известной игры, на котором изображены Минск и Бу!
Кортни Соломон права на экранизацию D&D купил ещё в начале 90-х, когда увидел потенциал, который проявил себя в книгах и играх, но денег не было и режиссёр держался почти 10 лет. Только в 2000 году он смог снять фильм "Подземелье драконов", пригласив на главные роли Джереми Айронса и Брюса Пейна.
Фильм успешно провалился в прокате по причине тотального промаха - Соломон не угадал с целевой аудиторией: взрослые не стали даже из ностальгии смотреть простенький сюжетец и плохонькую графику, а для детишек в кино оказалось слишком уж трешевым насилие и неинтересной история. Это кино я смотрел давным-давно и вполне готов пересмотреть, если случайно наткнуть где-нибудь по ТВ. Но специально искать не буду, фильм на раз.
Впрочем, кассовый провал не помешал режиссёру повторно наступить на грабли и стать продюсером второй части в 2005 году. Результат оказался ожидаемым: о сиквеле вообще мало кто знает, а про третий фильм серии, снятый в 2012 году, и вовсе говорить не будем. В кино D&D историю с книгами и играми не повторило. До сегодняшнего дня...
И вот тут-то я и расскажу о своих впечатлениях от фильма "Подземелья и драконы: Честь среди воров", который только что посмотрел.
Сразу к названию. В новом фильме подземелья есть, они занимают необходимое время и вполне интересны. Драконы тоже имеются, даже несколько и тоже интересные и необычные, особенно толстячок. Воров в фильме каждый первый, вопросы чести и верности слову подняты в нужном ракурсе, никаких "повесточных" перегибов не наблюдается.
По актёрам. "Капитан Джеймс Кирк" решил покинуть космос и резко сменить жанр, по заветам Бербок развернувшись на 360 градусов. До этого в фэнтези Крис Пайн замечен не был и здесь особой харизмой не блеснул, как по мне - самый тусклый персонаж, хоть и главный герой. Вокруг его судьбы закручена основная сюжетная линия с поисками артефактов, вот для этого он и был нужен.
А вот его напарники все получились примечательными и яркими: могучая и страдающая от подавляемых родственных чувств варварша Мишель Родригес; неуверенный в себе чародей, сыгранный Джастином Смитом (это его уже два фильма пытаются слопать динозавры из "Мира юрского периода"); тифлинг-совомед София Лиллис, не так давно устроившая жаркую ночку в подземельях "Оно". Ну а роль злодея будто специально писали для Хью Гранта, ох и противная получилась личность, хоть и отлично сыгранная!
Сюжет максимально насыщен действием, никаких монологов, диалогов и провисаний - каждый эпизод будто часть квеста, цепляет внимание один за другим и не даёт скучать все два часа. Фильм построен строго по игровым лекалам, квест за квестом, шаг за шагом, локация за локацией. В общем:
Раз - драконы на хвост к ним присели!
Два - с башни герои летят!
Три - и кружат по подземельям!
Четыре - и вот уж повержен главгад!
В итоге - отличное развлекательное кино, которое с удовольствием можно посмотреть ещё пару раз, в нём точно осталось много незамеченных пасхалок. "Шутки юмора", правда, туповаты, но на некоторых сценах было можно внезапно всхохотнуть. Понравилось и мне, и моей семилетней феечке, и даже моей супруге, которая в целом к фэнтези абсолютно индифферентна. Без умствования, с понятными мотивами поступков, игровое и лёгкое.
Обещанная полезная ссылка: статья о человеке, который перевёл на русский язык если не все, то почти все энциклопедии и гайды по D&D.