Сразу уточню, речь пойдет о персонажах фантастических произведений, герои которых по той или иной причине оказались в будущем или в прошлом, или в параллельной реальности, где с ними произошли разные приключения. Бытует мнение, что такого рода фантастика присуща в основном современной российской литературе, а прежде ничего подобного не было, ну - или почти не было. Давайте посмотрим, так ли это?
Первым советским "попаданцем" в далекое будущее оказался герой повести писателя Вивиана Итина "Страна Гонгури", впервые опубликованной в 1922 году. Узника белогвардейской контрразведки по имени Гелий, его сокамерник врач погружает в гипнотический сон, в котором юноша переносится в чрезвычайно отдаленную эпоху и становится свидетелем грандиозных преобразований, которые совершены потомками, живущими в мире победившего коммунизма. Эта небольшая поэтическая повесть, одобренная к изданию Максимом Горьким, стала предшественницей более поздних коммунистических утопий.
Спасая тяжело больную дочь Евгению, профессор Моран усыпляет ее на двести лет. Чтобы девушка не чувствовала себя в будущем одиноко, соглашается заснуть вместе с нею и некий Викентьев. Однако, во время перевозки саркофагов со спящими молодыми людьми через океан, пароход тонет, подобно «Титанику», столкнувшись с айсбергом. Обнаруженные потомками, Евгения и Викентьев, после пробуждения, должны вжиться в общество победившего коммунизма, общественные законы которого им, мягко говоря, непривычны.
В будущее же переносится и советский инженер Андрей Осоргин. Эту поездку ему устраивает немецкий профессор Фарбенмейстер. После повести Итина и книги Окунева, роман Вадима Никольского "Через тысячу лет" - стал третьей попыткой советской фантастики, показать реализацию коммунистического идеала глазами современников автора, разумеется - в форме лекций и экскурсий. Впрочем, этот прием даже в те времена был далек не нов.
Первым произведением советской "попаданческой" фантастики, герой которого активно вмешивается в события прошлого, вероятно следует считать книжку Вениамина Гиршгорна, Иосифа Келлера и Бориса Липатова "БЕСЦЕРЕМОННЫЙ РОМАН", 1928 года. В названии заложена своеобразная игра слов. "РОМАН" это и имя главного героя и жанр произведения, а "БЕСЦЕРЕМОННЫЙ" - характеристика их обоих. Дело в том, что Роман Владычин, герой романа, из двадцатых годов ХХ века переместился в десятые XIX века. Каким образом - непонятно, хотя авторы и намекают на некий аппарат. Для нас здесь главное не способ попадания, а результат. Роман бесцеремонно вмешивается в ход истории, предупреждая Наполеона о планах его противников, перед битвой при Ватерлоо. Иными словами, три советских писателя заложили основы того поджанра "попаданческой" фантастики, который буквально расцвел в нашей стране с конца восьмидесятых годов.
В первом научно-фантастическом романе Александра Беляева "Борьба в эфире", книжное издание которого состоялось в 1928 году, советский служащий оказывается неведомым образом в будущем. Почти во всем мире победил коммунизм, но главный враг прогрессивного человечества, буржуазная Америка, ведет кровопролитную войну с коммунистами, применяя лучи смерти.
В 1930 году впервые публикуется роман Эммануила Зеликовича "Следующий мир". Его герой, британский математик Брукс, вместе со своим ассистентом Брайтом переносятся в параллельный мир, где оказываются гостями обитателей планеты Айю, построивших коммунистическое общество. Помимо ознакомления с жизнью айютян, герои романа становятся свидетелями межпланетной войны, которую коммунисты Айю ведут с буржуйским правительством планеты Юйви. По возвращению в нашу реальность, Брукс вступает в компартию Британии.
Более двадцати лет "попаданческая" тематика в советской фантастике отсутствовала, возродившись лишь в середине пятидесятых. Герой, опубликованного в 1956 году, рассказа Владимира Савченко "Пробуждение профессора Берна", швейцарский ученый, погрузил самого себя в анабиоз, дабы проснуться через восемнадцать веков. Пробудившись и покинув свою капсулу времени, Берн оказался в джунглях, населенных свирепыми гоминидами.
Герой повести Виталия Мелентьева "33 марта", опубликованной в 1957 году, пионер Вася Голубев, проваливается в яму, припорошенную снегом и... размораживается только через полвека, в 2005 году, вместе с мамонтом. Таким образом мальчишка оказывает в будущем, насыщенном разного рода техническими чудесами.
Исследуя загадочный метеорит, оказался в будущем Александр Хромов, герой романа Юрия и Светланы Сафроновых "Внуки наших внуков", 1959 года. Авторов не слишком заботит проблема адаптации "попаданца" из прошлого к миру будущего. Они, как и многие другие советские фантасты, полагали, видимо, что с этим проблем у настоящего коммуниста быть не должно.
Подобно профессору Берну, мечтал лечь в анабиоз, дабы удрать от современных проблем, персонаж киноповести Леонида Леонова "Бегство мистера Мак-Кинли", изданной в 1961 году. Однако рассчитывать на то, что кто-то сделает этот мир лучше без твоего участия, это позиция обывателя и труса, тогда как мистер Мак-Кинли не такой уж и плохой парень. Это произведение было блестяще экранизировано, чего только стоят песни Владимира Высоцкого в его собственном исполнении.
Дмитрий Волгин, ветеран Великой Отечественной, сотрудник советского посольства, умирает за границей. Его тело в свинцовом гробу привозят на Родину. Почти две тысячи лет спустя, гроб находят ученые, и Волгина возвращают к жизни. Таково начало романа 1962 года "Гость из бездны", написанного Георгием Мартыновым. В отличие от других советских авторов, Мартынов не считал, что человеку ХХ века, даже коммунисту, будет так уж легко вжиться в мир счастливого коммунистического завтра.
Аналогичных взглядов придерживались и Братья Стругацкие. Саул Репнин герой повести "Попытка к бегству", опубликованной в 1962 году, советский военнопленный, бежавший из нацистского концлагеря, понял, что нельзя убежать в светлое завтра, не завершив борьбу с фашизмом в своем времени.
Возвращается в свой мир, где благодаря усилиям земных прогрессоров, только что окончилась война, и герой другой повести Стругацких "Парень из преисподней", увидевшей свет в 1974 году. Бойцовый Кот Гаг тоже своеобразный попаданец, ведь на Земле он оказался не по своей воле, но зато сбежал с нее уже по собственной инициативе.
Одним из самых известных "попаданцев" советской фантастики стал Юра Антошин, комсомолец шестидесятых годов, который оказался в Москве конца XIX века. Юра попытался встретиться с Лениным, но тот заподозрил в нем провокатора. Неудача не обескуражила комсомольца и он сумел включиться в революционную борьбу. Его историю рассказал в романе "Голубой человек" известный советский писатель Лазарь Лагин.
В повести Кира Булычева 1976 года "Журавль в руках" молодой советский ученый приезжает в районный городок, чтобы погостить у родной тетушки. Однажды, придя на базар, он встречает молодую женщину со странным именем Луш, которая торгует необыкновенными плодами и яйцами. Выясняется, что Луш из параллельного мира, где простых крестьян угнетают солдаты, из-за своих доспехов похожие на гигантских муравьев. Проникнув в этот мир, герой повести ввязывается с угнетателями в нешуточную борьбу.
И конечно же самым известным "попаданцем" в фантастике семидесятых стал Коля Наумов из шестого класса 20-й московской школы. В квартире соседа он обнаружил странную установку, которая и перенесла его в XXI век. Об этом рассказал Кир Булычев в повести "Сто лет тому вперед", увидевшую свет в 1976 году. Спасая миелофон, Коля вернулся в родную эпоху, куда вслед за ним проникли Алиса Селезнева и космические пираты Крыс и Весельчак У. Так что "попаданцев" в этой книжке явно больше одного.
Пожалуй первым советским писателем, для которого "попаданческая" тематика была одной из главных в творчестве, стал Владислав Крапивин. Первая повесть об этом, "Летчик для особых поручений", увидела свет еще в 1973 году. А в 1977 вышла повесть "В ночь большого прилива", продолжающая сказку "Далекие горнисты" и продолженная повестью "Вечный жемчуг". Герои этих повестей проникают из нашего мира на некую Планету и возвращаются обратно, пережив разнообразные приключения.
В 1984 году вышла повесть Михаила Михеева "Год тысяча шестьсот...". Советские спортсмены, фехтовальщица Ника Федорова и боксер Клим Соболев, приняли участие в международной студенческой спартакиаде, проходившей на Кубе. Неожиданно для себя они оказываются в XVII веке, во времена флибустьеров, бесчинствующих в Карибском море.
Владимир Савченко в 1984 году выпустил роман "За перевалом", где рассказал о том, что случилось с профессором Берном дальше. Выяснилось, что в будущем человечество вовсе не одичало, как он полагал, наоборот - на Земле воцарилась высокоразвитая коммунистическая цивилизация, а это для буржуазного индивидуалиста хуже, чем встреча с обезьяноподобными тварями.
Написанный еще в семидесятых, роман Василия Звягинцева "Одиссей покидает Итаку" впервые был издан в 1988 году, да и то не полностью. Советское книгоиздание еще не было готово к таким сюжетам. Земля становится ареной тайной и продолжительной войны, которую ведут две могущественные космические цивилизации, мечтающие заставить людей лепить свою историю под интересы пришельцев. Однако не все земляне согласны быть безвольными марионетками в чужом театре. И на далекой планете Валгалла, и в России, вступающей в Великую Отечественную войну, — всюду Андрей Новиков и его друзья доказывают, что никогда не станут слепым орудием в руках представителей «высшего» разума.
Роман Владимира Кузьменко "Древо жизни" в сокращенном варианте был издан в 1990 году. По сюжету космический исследователь Сергей очнулся не неизвестном острове. Вскоре он встречает там и свою жену. Отправившись на охоту, Сергей засыпает возле костра, а просыпается на другой планете Элия. Прожив на ней всю жизнь он умирает там и вновь просыпается возле недавно потухшего костра помня почти каждый день, прожитый на Элии. Через некоторое время Сергей узнает, что на самом деле этот остров нереален, а является лишь проекцией того места, где он когда-то хотел жить, созданный некой Сверхсложной Системой.
Я рассказал далеко не обо всех историях о "попаданцах, написанных в советское время. Например, не упомянуты сказки Виталия Губарева и Александра Волкова, но, видимо, это тема для отдельной статьи. После развала СССР, когда не стало не только цензурных, но и моральных ограничений, сначала с книжных страниц, а потом с мониторов и дисплеев, на читателя хлынул поток разнокалиберной фантастики, в том числе и "попаданческой". Чаще всего - количество не переходило в качество, навсегда отбив у большинства вкус к хорошей литературе.