Найти в Дзене
Про кино и вокруг кино

"Королева Марго" - как снимали сериал и какие скандалы возникли на съемочной площадке

14 мая 1553 года родилась Маргарита де Валуа, дочь короля Генриха II и Екатерины Медичи. С юных лет Маргарита славилась любвеобильностью. Поговаривали даже, что она состояла в противоестественных отношениях с тремя своими братьями. Екатерина Медичи планировала отдать дочь за наследника испанского престола, но там распутную принцессу посчитали неподходящей парой для будущего монарха. Сватовство к португальскому принцу также не увенчалось успехом. В итоге в 19 лет Маргариту выдали замуж за Генриха Бурбона, правителя небольшого королевства Наварра и протестанта по вере. В своих мемуарах Маргарита писала, что муж был физически ей неприятен. Молодожены договорились, что жить как супруги не будут, но станут хорошими друзьями. Свадьба Маргариты и Генриха была омрачена Варфоломеевской ночью, массовыми убийствами протестантов в ночь на 24 августа 1572 г. Так как ни один из братьев Маргариты не имел наследников, после смерти Генрих III, корона переходит к Генриху Наваррскому. Маргарита так и

14 мая 1553 года родилась Маргарита де Валуа, дочь короля Генриха II и Екатерины Медичи.

Маргарита де Валуа
Маргарита де Валуа

С юных лет Маргарита славилась любвеобильностью. Поговаривали даже, что она состояла в противоестественных отношениях с тремя своими братьями. Екатерина Медичи планировала отдать дочь за наследника испанского престола, но там распутную принцессу посчитали неподходящей парой для будущего монарха. Сватовство к португальскому принцу также не увенчалось успехом. В итоге в 19 лет Маргариту выдали замуж за Генриха Бурбона, правителя небольшого королевства Наварра и протестанта по вере. В своих мемуарах Маргарита писала, что муж был физически ей неприятен. Молодожены договорились, что жить как супруги не будут, но станут хорошими друзьями. Свадьба Маргариты и Генриха была омрачена Варфоломеевской ночью, массовыми убийствами протестантов в ночь на 24 августа 1572 г.

Так как ни один из братьев Маргариты не имел наследников, после смерти Генрих III, корона переходит к Генриху Наваррскому. Маргарита так и не подарила мужу детей, поэтому он разводится с ней и женится на Марии Медичи. Через год после свадьбы на свет появляется будущий король Франции Людовик XIII. А Маргарита и после развода продолжает считаться членом королевской семьи, живет в Париже, участвует в политической жизни страны и меняет любовников как перчатки. Умерла Маргарита в возрасте 61 года от воспаления легких. Все свое состояние она завещала Людовику XIII, которого любила как родного ребенка.

В 1996 году на канале РТР состоялась премьера сериала "Королева Марго", снятого по одноименному роману Александра Дюма. В центре сюжета Маргарита де Валуа, которая во время Варфоломеевской ночи спасает жизнь молодому дворянину-гугеноту де Ла Молю. Юноша становится любовником Маргариты и оказывается впутан дворцовый заговор, который может стоить ему жизни.

Прежде чем перейти к сериалу, вкратце расскажу о некоторых отличиях романа Дюма от того, что происходило в реальности. Де Ла Моль - реально существующий персонаж. Вот только на момент знакомства с Маргаритой ему шел уже 47 год. А еще он был католиком и служил у Франсуа Аласонского, брата короля. Во время Варфоломеевской ночи Ла Моля не было в Англии, он ездил с посольством к невесте Франсуа английской принцессе Елизавете. Был реальный заговор Аласонского и Наваррского против короля Карла IX, участие в котором принимал и де Ла Моль. Заговор раскрыли, членов королевской семьи помиловали, а вот с де Ла Моля и еще одного дворянина Коконнаса четвертовали.

Продюсером "Королевы Марго" выступил Сергей Жигунов. Сериал снимался в 1994-1995 годах, в тяжелое для российского кинематографа время, когда работы у актеров практически не было. Деньги на производство сериала не всегда имелись, поэтому в течении двухлетнего съёмочного процесса, ни раз бывало так, что работа приостанавливалась на месяца.

"Королева Марго"
"Королева Марго"

Какой же отличный актерский состав удалось собрать Жигунову для этого сериала. Роль де Ла Моля он предложил Дмитрию Харатьяну. Харатьян играть этого персонажа не хотел, так как считал, что уже наигрался подобных романтических героев. Ему больше по душе были образы Карла IX или Генриха Наваррского. Но Жигунову все же удалось убедить Харатьяна сыграть де Ла Моля. Не знаю какими мотивами руководствовался Сергей Викторович, но я очень порадовалась, что Жигунов (Коконнас) и Харатьян вновь играют друзей, эта такая ностальгическая отсылка к обожаемым мною "Гардемаринам".

Парфюмера Рене было предложено сыграть Валентину Гафту, но он только что исполнил роль Воланда и от участия в "Королеве Марго" отказался. Роль отдали Сергею Юрскому. На Екатерину Медичи планировали Анастасию Вертинскую, но она заявила : Я слишком хорошо выгляжу, чтобы играть эту роль". В итоге королеву сыграла Екатерина Васильева. Полгода шли переговоры с Олегом Меньшиковым, которому предложили роль Карла IX. Но у актера появился возможность работы во Франции, и Карла IX сыграл Михаил Ефремов, которого изначально планировали на роль Генриха III.

"Королева Марго"
"Королева Марго"

Были проблемы с исполнительницей роли Маргариты. Пробы проходили такие актрисы как Ингеборга Дапкунайте, Ирина Метлицкая и Инна Пивар. Режиссер предложил кандидатуру Евгении Добровольской, Жигунов с этим выбором был не согласен, но нужно же было кого-то снимать. Позднее Добровольская вспоминала, что Жигунов называл ее крокодилом, потому что ее внешность совсем не годилась для этой роли. Мне самой вначале было удивительно, что такую героиню отдали Добровольской, но она довольно органично смотрелась в роли Марго и отторжения не вызывала. С волосами Евгении так часто экспериментировали во время съемочного процесса, многократно их перекрашивая, что в конце концов актрисе пришлось подстричься налысо.

"Королева Марго"
"Королева Марго"

После съемок Добровольскую ждал еще один удар - Жигунов решает, что у Маргариты должен быть более высокий голос и отдает озвучивания героини другой актрисе. По последующим интервью Добровольский было очень заметно насколько ее это задело. И сериал то она смотреть не стала, и знакомые ей говорили, что с чужим голосом ее Маргарита смотрится очень неестественно, и Жигунов такой-сякой, не нравилось ему, видишь ли, начинающему продюсеру, что к нему относятся без должного пиетета, поэтому он из вредности всех переозвучил.

Ну не всех, конечно, но не своими голосами в сериале также говорили персонажи Дмитрия Харатьяна, Веры Сотниковой, Михаила Ефремова. Что там вышло у Жигунова с Харатьяном я так и не поняла, из-за озвучки они поссорились или была другая причина. Но в отличие от Добровольской, Дмитрий посчитал, что озвучили его хорошо, ему и самому казалось, что де Ла Моль говорит его голосом. И я подмены не заметила, хотя те же Харатьян и Ефремов обладают очень запоминающимися тембрами.

18-серийный сериал стали демонстрировать по телевидению один раз в неделю - в воскресенье. Другого времени выделить не могли, так как сетку вещания занимала "Санта-Барбара". И даже при таком показе, рейтинг "Королевы Марго" был выше, чем у американской мыльной оперы. Но все же Жигунов отмечал, что динамики сериалу не хватало. Сложно было, выполняя такую объемную работу четко представлять, что получится на выходе.

Снимали довольно близко к роману Дюма, многие диалоги чуть не дословно повторяли те, что сочинил писатель. Но были и некоторые нововведения. Линию Марго-Генрих Наваррский в сериале сделали более романтичной, в романе у супругов чисто деловые отношения. С Коконнасом и у Дюма связано немало юмористических моментов, а в экранизации их сделали еще больше. Ближе к финалу, как мостик к "Графине де Монсоро", которая снималась одновременно с "Королевой Марго", в сюжет был введен герой Александра Домогарова де Бюсси, а в романе о нем даже упоминания не было. Но вот изменения в судьбе де Муи (Караченцов) совершенно неправдоподобны. С чего это вояка, делающий все, чтобы вернуть Генриху престол Наварры, вдруг становится учеником Рене и увлекается астрологией. Глупость какая-то! Но все же сериал мне понравился, что неудивительно, ведь если верить Жигунову, по возрасту я уже практически вхожу в целевую аудиторию этой экранизации))