#архифакты
24 мая 1703 года «на острову, который ныне именуется Санктпетербургской, царское величество повелел рубить лес и изволил обложить дворец», а 26 мая «дворца строение работою окончилось». Так описывает историю появления первой жилой постройки Петербурга, Домика Петра I, Петр Никифорович Крекшин, автор исторических рукописей, щедро дополнявший факты мифами и легендами.
Сегодня Домик Петра I — это единственная дошедшая до нас деревянная постройка со времени основания города. От воздействия непогоды и времени «Первоначальный дворец» начал защищать еще Петр I, по указу которого была построена защитная галерея. А существующий кирпичный футляр вокруг деревянного здания появился в середине XIX века.
Сейчас Домик Петра I — филиал Русского музея, его можно посетить и посмотреть, с чего начинался Петербург.
Про Домик
РАЗМЕРЫ. 12,7 х 5,7 м, высота потолков — 2,5 м. Входная дверь вела в сени, через них проход в две комнаты: направо — в кабинет, налево — в столовую. В маленькую царскую спальню, расположенную по центру, за сенями, можно было попасть из обеденной зоны.
ФУНДАМЕНТ. Сруб стоит прямо на земле, без фундамента.
СТРОЙМАТЕРИАЛ. Обтесанные от коры и подсушенные сосновые бревна. Сосна была самым распространенным материалом для строительства жилья.
ТЕХНОЛОГИЯ РУБКИ. Бревна при укладке подвергались геометрической обработке — они приобретали вид шестигранной призмы на концах. Чаша, куда укладывалось бревно, рубилась в форме трапеции. Такой способ углового соединения бревен «в шестиугольник» был распространен на северо-западе страны и у скандинавов — так рубили амбары и жилища.
КРЫША. Высокая четырехскатная кровля была покрыта дранкой (гонтом) — «деревянной черепицей», представляющей из себя короткий тёс — тонкие доски, расколотые из бревен с помощью клиньев и топора. Короткие дощечки крепились на обрешетку и между собой за счет шипов и пазов.
ОКРАСКА. Бревна на стенах были стесаны и расписаны художником Александром Захаровым под оранжево-красный кирпич. Крышу сделали серовато-зеленой. Домик выглядел достаточно ярко. За нарядный вид его называли «Красными хоромами».
ОКНА. Широкие окна были оснащены деревянными рамами со свинцовым переплетом с мелкой расстекловкой. Для окон использовали «лунное стекло» — выдувное, с волнистой поверхностью, дававшее радужный свет.
Деревянные ставни вишневого цвета на кованых петлях были трехстворчатыми: боковые распахивались в стороны, центральный ставень поднимался вверх.
ИНТЕРЬЕР. Все стены были затянуты парусиной. Наличники на окнах и дверях имели «травный» орнамент, исполненный масляными красками. На черном фоне нарисованы гирлянды из роз, шиповника, мяты, васильков и гвоздик. На двери из столовой в спальню — живописные мотивы на религиозные темы.
ОТОПЛЕНИЕ. В домике на предусмотрено ни печи, ни трубы. Царь жил здесь только в теплое время года.