Ныне мы прощаемся с праздником Святой Пасхи. Сорок дней мы пребывали в радости Воскресения и воспевали в начале и в конце каждого молитвенного предстояния, дома или в церкви: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех Живот даровав». Существует православная традиция, когда христиане приветствуют друг друга словами «Христос воскрес!» в течение сорока дней, следующих за Пасхой. Мы прощаемся с Пасхальными службами, но дух ее останется с нами, так как мы не можем жить без нее. «А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» (1 Кор. 15: 17).
Христово Воскресение наполняет нас силой, готовностью к действиям, стойкостью и надеждой. Оно дает нам силы подниматься после каждого падения, опять начинать строить после всякого краха, вновь утверждаться в радостном духе жизни после каждой катастрофы, а ведь их так много в нашем измученном мире. Вы переживаете Воскресение каждый раз, когда обращаетесь внутрь себя и осознаете свои грехи и падения, когда поднимаетесь, чтобы их исправить. Вы переживаете Воскресение, когда осознаете, что вы – дитя жизни, не временной, преходящей, а вечной, в которой из боли рождается мужество, из испытаний – терпение, из слабости – сила, из печали – радость, из отчаяния – надежда.
Вера в Воскресение Христово означает, что вы верите и в свое собственное воскресение и, следовательно, в воскресение мира от всякой смерти. То есть, вы трансформируете эту веру в действие и поэтому не хотите оставаться такими, какие вы есть, продолжая борьбу, стремясь к добру, к тому, что выше и лучше: «А одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк.10: 42). Христианин – это человек Воскресения. В том смысле, что он живет им каждое мгновение жизни. Такой человек получает от своего Воскресшего Христа пульс жизни, надежду, чувство оптимизма и понимание высшей цели своей жизни.
Но как слова «Христос воскрес» реализуются в нашей повседневности? Большую часть времени мы повторяем эту фразу без какого-либо внутреннего осознания. Мы говорим, что Христос воистину воскрес, чтобы даровать спасение человечеству и открыть ему путь к новой жизни, который был закрыт уходом Адама и Евы от жизни под кровом Божиим.
Он воскрес, чтобы даровать нам силу жить вечной жизнью, о которой человечество постоянно забывало. Он воскрес, потому что Бог не умирает. У нас есть и другие ответы, которые мы привыкли повторять. Но мы часто забываем, что живое осуществление этой фразы внутри нас – самое главное.
Человек в полной мере осознает Воскресение и переживает его, когда понимает, что он создан для вечной жизни, и на основе этого понимания действительно устраивает свою жизнь. Он видит, что проживет на этой земле немного лет, которых при лучших обстоятельствах, скорее всего, не будет более ста, большая часть из которых – труд и болезнь, как говорится в Псалтири: «Лета наша яко паучина поучахуся: дние лет наших в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь» (Пс. 89: 10). Человек Воскресения понимает, что он создан для вечности, а не для того, чтобы исчезнуть, когда его земная жизнь закончится, что жизнь только начинается во всей своей полноте в этот момент. Это понимание дает ему новое прочтение своей земной жизни, ее треволнений и трудностей. На нем сбываются слова апостола Павла: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8: 28).
В кресте такой человек видит радость и утешение. Он учится терпению, доброте, милосердию и чуткости к страждущим, болящим и отвергнутым и обретает от своего Господа неиссякаемый источник нежного сострадания к ним. Он испытывает безмятежную радость, которая исходит от присутствия Господа внутри него самого: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит Его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14: 23). Он вкушает покой, который никакое зло, сколь бы велико оно ни было, не может отнять: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин. 14: 27).
Лучший признак того, что мы достигли такого уровня веры – если мы освободились от того, что сковывает нас в этом мире и в его похотях. Стремление к вечной жизни требует от нас постоянных изменений и переживания Божьего присутствия в нашей жизни. Поэтому давайте возлюбим простоту. Давайте будем искать суть вещей и не придавать значения показному, будем этого чуждаться. Давайте научимся чувствовать страдания других и будем рады разделять их с ними. Те, кто исполнил это, испытали благодать Воскресения и действительно познали на практике метанойю, изменение ума и, таким образом, изменение всего своего существа.
Крест приводит маловерных к неверию и смущению, а верующих – к постижению совершенного смысла жизни. Неверующий отвращается лишений, испытаний и страданий и поэтому отчаивается и гневается на жизнь, мстя другим, у него нет надежды. Истинно верующий видит способы преодолеть препятствия, чтобы сделать свою любовь активной, дать жизнь своей вере, которая побуждает его всегда, в трудные и хорошие времена, благодарить Бога: «Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих» (Пс. 33: 2).
Многие ищут радость не в том месте. Они чувствуют себя удрученными и хотят избежать трудностей, бегут от них. Они вымещают свою тревогу и ищут выход в вещах, которые приносят им воображаемое счастье и временную радость, обнаруживая себя в конце концов в еще большей тревоге и в более глубоком страхе. Есть ли более явный признак отсутствия Воскресения в нашей жизни, чем наша неспособность осознать его здесь и сейчас? Если Воскресения нет в нашей жизни сегодня, тогда когда оно будет? Отдание Пасхи – это напоминание о том, чтобы мы жили Воскресением все время, в течение всего года.
Перевела с английского Александра Калиновская
Блог арабского православия