В июне 2023 г. издание РБК, ссылаясь на данные ФНС России, сообщило, что по итогам 2022 г. российские компании получили рекордную выручку в размере более 1 000 трлн. руб.
Институт проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге (ИПП) решил перепроверить эти цифры и оказалось, что в данных бухгалтерской отчетности содержатся необычные «выбросы». Если отсортировать организации в 2022 г. по выручке, то на одном из первых мест будет не «Лукойл» (выручка – 2.9 трлн. руб.) или «Магнит» (выручка – 2 трлн. руб.), а ООО «ЮССА» с выручкой в 214 трлн. руб. «Это очевидная ошибка бухгалтера маленькой компании, которая подала отчетность, перепутав разряды и написав, скажем, вместо 2.1 млн. руб. 214 трлн. руб.», – отмечают сотрудники ИИП. В действительности выручка компании «ЮССА» оказалась во много раз ниже.
Или вот другой пример. В начале июня 2023 г. на одном из государственных сайтов была опубликована стенограмма, в которой сообщалось об уверенном «восстановлении экономики» и ее росте в первые пять месяцев этого года. Эта оценка была дана на основе месячных данных, на которые не стоит полагаться, поскольку «месячные расчеты предназначены для оперативной оценки основной тенденции, и эту функцию они выполняют», а «делать на их основе какие-то более серьезные выводы серьезный профессионал не должен».
И еще один пример. Принято считать, что строительство новых дорог помогает бороться с заторами на дорогах. Но, правда, и тут не все так очевидно. В 1962 г. американский экономист Энтони Даунс показал, что вместе со строительством дорог и улучшением их качества увеличивается и спрос на автомобили, что в конечном счете возвращает к изначальной проблеме заторов. Этот «закон» нельзя считать универсальным, однако, как отмечают экономисты, «он справедливо указывает на то, что решение этой проблемы нужно искать в другом месте».
К чему я все это? А к тому, что главным качеством аналитика является его способность сомневаться. Без этого навыка нельзя подготовить качественный аналитический отчет или принять грамотные бизнес-решения.
Сомнение означает необходимость проверить, а затем и перепроверить как входящие данные, так и полученные на их основе выводы. Как писал известный философ и математик Бертран Рассел, «очевидное – всегда враг правильного», а потому то, что на первый взгляд кажется правильным, может быть всего лишь иллюзией. «Величайший враг знания – не невежество, а иллюзия знания», – говорил другой великий ученый Стивен Хокинг.
Именно поэтому известное выражение «как дважды два» на самом деле не всегда может означать четыре, поскольку результат сложения зависит от конкретных условий. Например, 2+2=1, если модуль равен 3. Вспомним, что такое модуль и попробуем разобраться в этом примере.
Модуль означает взятие остатка от деления одного числа на другое. В нашем случае 2+2 изначально равно 4, но если вводится дополнительное условие модуля, равного 3, то получается, что остаток от деления 4 на 3 равняется той самой 1.
Перепроверим себя и осуществим аналогичный расчет с помощью языка программирования Python. Для этого воспользуемся встроенной функцией pow(), которая возводит одно число в степень другого числа:
На вход указанной функции мы поочередно передали три параметра:
- число для возведения в степень (является обязательным),
- значение степени (также является обязательным),
- число, с которым будет рассчитан модуль (не является обязательным).
Как видим, полученный результат совпадает с первоначальным решением. О математических тонкостях этой операции и не только можно прочитать в замечательной книге Эдуарда Френкеля «Любовь и математика».
Таким образом, качество аналитической работы в немалой степени зависит от обладания навыком подвергать то или иное наблюдение сомнению (вспомним, что не всякая корреляция имеет причинно-следственную связь). Те или иные «странности» и «очевидности», обнаруженные на каком-либо из этапов исследования (предобработка данных, EDA, проверка статистических гипотез и др.), должны быть по возможности подтверждены или опровергнуты, в противном случае решение, принятое на основе такого исследования, не приведет к положительным изменениям в работе компании.