Найти в Дзене
МирВрача

Первые стандартные правила общения врача с пациентом

Оглавление

Научно радеющий об улучшении российского здравоохранения ЦНИИОЗ, после выпуска методички по дистанционной записи на приём с речевыми модулями для регистраторов, провёл исследование уровня медицинской безграмотности пациентов и создал для врача правила общения с пациентом.

Директор ЦНИИОЗ профессор Ольга Кобякова в своём телеграм-канале презентовала новое исследование «Оценка грамотности населения в вопросах здоровья, включая навигационную грамотность». Навигационная грамотность – умение найти нужную информацию, в остальном анализ выявлял не столько грамотность, как её понимают врачи, а грамотность с позиции обывателя, что врачи трактуют как медицинскую безграмотность. Учёные снизили планку до уровня «названия понимаю, знаю, как найти», не более того.

Для количественного определения уровня медицинской грамотности учёные задали по 89 вопросов 2 627 респондентам среднего возраста 42 года. Выяснилось, что российский обыватель разбирается в медицине на 67,2 балла из 100, и хуже всего даётся гражданам понимание лечения болезней, что авторы исследования расценили «скорее как положительный момент». Индекс грамотности в лечении (ГЗЛ) определяли по умению составить маршрут в поисках медпомощи и усвоению рекомендации, индекс напрямую коррелировал с адекватностью самооценки здоровья.

Лучше всего народ «сечёт» в профилактике и ЗОЖ, но более трети респондентов не имели понятий о рациональном питании. Каждый пятый респондент получил оценку «самый высокий уровень грамотности в вопросах здоровья, что намного выше, чем, например, в Германии (7,3%), Болгарии (11,3%) и США (12,0%)». Женщины в примитивной медицине грамотнее, но мужчины лучше знают, где искать нужную информацию. Как считают учёные, неумелый поиск мешает своевременному получению медпомощи и следованию ЗОЖ.

Для повышения грамотности обывателей в вопросах здоровья специалисты ЦНИИОЗ предложили врачам «стандартный набор правил» общения с пациентом из 7 пунктов. Каждое правило подробно объясняется, в кратком изложении получается примерно следующее:

  1. Не самоутверждайтесь за счёт пациента - равноправного участника лечебно-диагностического процесса;
  2. Говорите на понятном пациенту языке и откажитесь от медицинского «жаргона»;
  3. Добивайтесь понимания пациентом рекомендаций;
  4. Объясняйте всё на конкретных примерах и сравнениях;
  5. Короткие фразы и умеренный темп изложения помогут быстрее запомнить информацию;
  6. Пациент нервничает, будьте доброжелательны и нивелируйте возможность эмоционального взрыва;
  7. Убедитесь, что пациент задал все вопросы и уяснил ответы на них.

«Необходимо расширить линейку курсов повышения квалификации для медицинских работников по эффективной коммуникации, конфликтологии и ведению социальных сетей», - авторы не указали адресата, вероятно, это рекомендация для организаторов здравоохранения.

Для повышения грамотности населения предлагаются мероприятия на уровне ЛПУ, региона и страны, в частности руководству ЛПУ следует учить правильному общению весь персонал, организовать обратную связь с пациентами, в соцсетях и на сайте разместить «короткие инструкции с последовательностью действий пациента в определенных случаях» и при конкретных заболеваниях, раскладывать-развешивать информационные материалы и «обеспечить удобной навигацией внутри». Должно помочь.

Хотите обсуждать и комментировать события медицины только в сообществе коллег- профессионалов? Присоединяйтесь к нашему сообществу МирВрача

💡 Другие темы:

Диплом больничного университета

Правительство дополнило маршрутизацию высшего медицинского образования: если раньше из университета выходили в клинику, теперь стационару можно открыть собственный университет. Чем перекроют пропасть между универом и больницей...

Работу врача цифровизацией только портить

Массовое нашествие нейросетей в здравоохранение пугает пациентов и настораживает врачей, расстраивает разработчиков и ввергает в сомнения экспертов. Внедрение искусственного интеллекта работу врача замедляет, роняя производительность труда...  

Цифровой двойник врача – это что?

Минздрав намерен к концу года создать в ЕГИСЗ часть продуктов национальной цифровой платформы «Здоровье», в том числе «цифровой профиль медицинского работника» и дать доступ к нему всем желающим. Что это такое, в чём Минздрав видит его необходимость...

Наставники, которых не было тогда и не будет

Советское наставничество не было таким, каким его сегодня описывают, времени и сил на обучение молодняка старшие не тратили, но на вопросы отвечали. Современное наставничество непродуктивно для самого «вожатого» из-за солидарной уголовной ответственности. Зачем возрождать блеф?

Распри без пересадки

В трансплантологии как-то нервно, что поддерживается не только недостаточностью органов и несговорчивостью родственников донора. При крайней востребованности трансплантаций, стоящие «вокруг» проблемы специалисты не могут договориться...