Аннотация
В статье рассматриваются история создания и методические принципы вокально-хоровой работы в хоре «Алые паруса» Детской музыкальной школы № 68 имени Р.К. Щедрина г.Москвы.
Ключевые слова
Р. Щедрин, «Алые паруса», хоровое исполнительство, современная хоровая музыка.
Детское хоровое исполнительство в настоящее время приобретает все большую популярность и значение, организуются различные конкурсы и фестивали, хоровые студии и музыкальные школы выходят на новый уровень исполнительства. Одним из таких хоров является хор «Алые паруса» Детской музыкальной школы 68 имениР.К. Щедрина. Коллектив был создан еще в 1969 году. За свою многолетнюю историю успел завоевать огромное количество наград, дипломов на конкурсах в России и за рубежом. Коллектив прошел долгий путь от небольшой хоровой студии до одного из ведущих хоров Москвы. Одним из художественных руководителей был Павел Анатольевич Хайновский. Под его руководством хор стал одним из лучших коллективов Москвы. Также с П.А. Хайновским хор ездил в Ватикан по приглашению Папы Римского и выступал перед ним. Кроме того хор совершил огромный концертный тур по Великобритании. Еще были записаны различные пластинки, озвучивание мультфильмов, запись песен для них. Хор постоянно выступал на различных концертных площадках, таких как Большой и малый залы Московской консерватории, Дом музыки, Дом композиторов, становился лауреатом различных конкурсов.
В репертуар коллектива входят сочинения П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова,М.М. Ипполитова-Иванова, А.Т. Гречанинова,обработки народных песен, музыка современных авторов. Особое место занимают сочинения Родиона Щедрина, с ним хор ведет долгую и крепкую дружбу. Р.К. Щедрин написал сочинение «Алый парус» и посвятил его хору.
С 2007 года и по настоящее время коллективомруководит Алла Владимировна Пушкарева. Во время ее работы коллектив съездил в большой гастрольный тур по нескольким странам Европы(Польша, Чехия, Австрия, Франция, Германия). В Чехии и Франции коллектив участвовал в международных конкурсах и стал лауреатом первой степени. Каждый год, начиная с 2013 года, хор «Алые паруса» принимает участие в масштабном концерте, посвященном Дню славянской письменности и культуры, который проводится на Красной площади. Также ученики школы были отобраны для участия в Церемонии открытия и закрытия на Олимпийских играх в Сочи. Коллектив ведет очень активную концертную и гастрольную деятельность.
С 2002 года с интервалом в 5 лет ДМШ имени Р.К. Щедрина проводит музыкальный фестиваль «В мире музыки Родиона Щедрина», в котором принимают участие учащиеся музыкальных школ и колледжей. Участники исполняют различные произведения Р.К. Щедрина, из фортепианных это «Basso Ostinato», «В подражание Альбенису», «Юмореска» и тд. Из хоровых назовем «Утро»,«Тиха украинская ночь», «Ива-ивушка», «К вампавшие» в переложении для детского хора А.В. Пушкаревой.
Родион Константинович с большой любовью и трепетом относится к школе, названной его именем, и, конечно же, к хору. До смерти супруги,Майи Михайловны, Р.К. Щедрин с ней всегда приезжал в Москву на время проведения фестиваля. Они посещали школу, общались с детьми. Свидетельством тому остались памятные фотографии.
Подводя к вопросу о вокально-хоровой работе в коллективе, отметим, что в школе есть два хора,младший и старший. В младшем хоре дети узучаютнотную грамоту, исполняют несложные авторские сочинение и обработки народных песен. В старшем хоре ученики уже принимают участие в гастролях, концертах, исполняют более сложную и взрослую музыку.
Занятия хором проходят три раза в неделю по два часа (с небольшим перерывом). Каждое занятие начинается с комплексного распевания, включаядыхательную гимнастику Стрельниковой,различные попевки, скороговорки для разминки артикуляционного аппарата, вокализированныеупражнения. Для разучивания нового нотного материала устраиваются разводные репетиции, на которых каждая партия спокойно учит материал.
На примере сочинения «Алый парус» хочетсяотметить, что здесь заложены большие вокально-хоровые задачи. В первую очередь это работа над унисоном в партиях, так как мелодическая линия каждого голоса довольно трудная, особенно для детей, которые пока еще только начинают свой музыкальный путь.
Интонационные сложности и вопросы строя ставятся первостепенно. В первую очередь, это строй мелодический, унисон и чистое интонирование отдельных линий голосов, в то же время, так как в крайних частях гомофонно-гармонический склад изложения, возникает вопрос вертикального строя, чтобы дети слышали и осознавали роль своего голоса в целом вертикальном созвучии.
Средняя часть имеет элементы имитационной полифонии, здесь важная роль достижение ансамбля между голосами, чтобы имитации, переходящие из голоса в голос, создавали единую линию развития и не разрушали форму. Так же в имитациях работа над соединением музыки и слова должна вестись с четким пониманием вершины в этом построении, чтобы все, даже часто повторяемые слова, вели к кульминации, к логической вершине.
Еще один очень важный аспект освоения материала это динамика. Так как большая часть произведения написана в тихой звучности, и здесь возникает задача опертого дыхания, чтобы даже на piano хор звучал наполненно и насыщенно, не теряя артикуляционную основу. На долговыдержанныхзвуках смысл может утеряться, если слово не произнесено крупно.
В заключении хочется сказать, что детское хоровое исполнительство приобретает все большее значение, организуется все больше различных конкурсов и фестивалей. Занять свою нишу в числе лучших хоровых коллективов это огромный труд и работа как педагогов, так детей и их родителей.
Список использованной литературы
1. Вейс П.Ф. Ступеньки в музыку. / Пособие по сольфеджио для подготовительного и первого классов детских музыкальных школ. Изд. 2-е. М., 1987. – 200 с.
2. Вопросы методики начального музыкального образования: сб. статей / ред.-сост. В.Натансон, В.И.Руденко. — М.: Музыка, 1981. 231 с.
3. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / Под ред. Л.А. Баренбойма. Л.: Музыка, 1970.
4. Струве Г.А. Хоровое сольфеджио. Методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов. – М.: Советский композитор, 1988.
5. Струве Л.С. «Музыкальные ступеньки». Методика для развития музыкальных способностей и певческого голоса М., 2001.
© Гарева З.А., 2023