Найти тему
artoholic.кино

«Крестный отец»: легендарная гангстерская эпопея

Пожалуй, сложно сказать что-то новое в рамках обсуждения столь известной во всем мире картины. Френсис Форд Коппола сотворил настоящую классику в 1972 году, наравне с писателем Марио Пьюзо, чьей руке принадлежит оригинальный роман. Эти два мэтра кино- и книгоиндустрии смогли пересобрать привычный жанр гангстерской драмы; да так, что всем остальным в дальнейшем приходилось равняться именно на них в создании произведений данного направления.

Кадр из фильма  «Крестный отец»
Кадр из фильма «Крестный отец»

Проводить параллели между фильмом и литературным произведением, равно как и сравнивать их, — дело совершенно не уместное. По сути, это два разных творения, которые, пусть и практически идентичны в сюжете, но все же кардинально различны по подаче и общему настроению. Посему разбор романа стоит оставить литературным критикам, плавно перейдя именно к обсуждению кинокартины.

По сюжету Вито Корлеоне (Марлон Брандо) является доном крупной мафиозной ячейки. Как не раз повторяется в фильме: у него в кармане все судьи и полицейские города. Его семья в довольно рутинной обстановке ведет бизнес, пока Корлеоне не поступает предложение по сбыту и распространению наркотиков. После отказа сотрудничать с сомнительным товаром на Вито нападают с целью ликвидировать старого дона, а после начать вести дела с более сговорчивым молодым Сонни (Джеймс Каан). Попытка покушения провалилась, после чего в игру вступает младший сын Майкл (Аль Пачино), постепенно занимая место главы в семье.

Кадр из фильма «Крестный отец»
Кадр из фильма «Крестный отец»

Конечно же, в такой короткой сводке не уместить всех хитросплетений и сюжетных линий, что просто переполняют собой почти 3-х часовой фильм. Грамотно адаптированная история оригинальной книги максимально полно, но в то же время без особых лирических отступлений раскрывает главный замысел создателей, а именно: показать изнутри жизнь итальянской мафии, в которой не совершают убийства ради убийств, а всегда свято чтут кодекс «омерта». Особый шарм бандитов с налетом интеллигенции, правила, включающие в себя беспрекословное следование за своим доном, и семьи не просто как ячейки общества, а как полноценного организма — завораживает.

В этом плане не обошлось без определенных клише и преувеличений; что и говорить, если даже настоящая мафия была слегка взбудоражена выходом ленты в свое время. Однако, без художественных преувеличений не получилось бы той самобытности, которой обладает творение Копполы. Как бы выглядела финальная сцена, если бы Майклу не начали целовать руку в знак окончательного принятия его как дона? Пресно и безыдейно. Но вместо этого получился один из самых запоминающихся моментов в истории кинематографа.

Отдельно стоит упомянуть игру актеров. Марлон Брандо, получивший «Оскар» за эту роль, по-настоящему впечатляет. Его хриплая, спокойная, но в то же время жесткая речь пугает. Его мимика, слегка подправленная каппой, которую он носил во время съемок, и жестикуляция явно говорят как персонажам картины, так и зрителям о том, что перед нами уравновешенный, но при этом безумно опасный человек. Майкл же, в исполнении Аль Пачино, играет больше на полутонах. Он такой же уравновешенный и сдержанный, рассудительный и хладнокровный. Но. В нем есть то самое «но», которое отличает его от Брандо. Иногда происходит взрыв эмоций, выплеск наружу того самого дьявола, что таится в нем и что в полной мере откроется нам только в сиквеле и триквеле.

Кадр из фильма «Крестный отец»
Кадр из фильма «Крестный отец»

Лента, которая будто не имеет недостатков, и сегодня смотрится ничуть не уныло или аляповато. Это все еще один из лучших фильмов в истории и все еще образцовый представитель жанра. Даже несмотря на обилие современных блокбастеров и разного рода «попкорного кино», «Крестный отец» ничуть не проигрывает им в способности захватить внимание зрителя. И совсем неважно, смотрели ли вы этот фильм раньше, или же только теперь приобщаетесь к культовому полотну, ведь настоящее кино просто не способно надоедать и приедаться. Скорее наоборот, как хорошее вино, оно с годами становится только лучше.

Автор: Кирилл Титов