Фильм «Зеленая карета» вышел в 2015 году. Сюжет трагичен: погиб 17-летний сын, суицид. Его отец - Вадим Раевский - пытается понять, почему такое случилось.
Раевский - успешный кинорежиссер, его фильм выдвигают на Оскара. Жена - красавица и сын, подающий надежды, студент ВГИКа. Подававший.
Прямого ответа, почему юноша покончил с собой, фильм не дает. Но виновность отца прослеживается всем действием фильма. У творческих людей так бывает: заняты на съемках, в разъездах, на детей времени не хватает. Таких судеб, если верить нашему ТВ, много.
Но свободное время все-таки бывает у всех, у Вадима Раевского в том числе. Только тратит он его на женщин. Последний звонок сына за несколько секунд до последнего шага остался неответченным, потому что папа был в это время в интерсном положении.
Что же так беспокоило сына? По всей вероятности, эти интересные положения и беспокоили. Сын кинематографиста с детства увлекался съемками. Повзрослев, стал снимать скрытой камерой, понатыркав, надо думать, где не надо было. И маму засек.
Можно бы сказать, что у мальчика юношеский максимализм, но граничит он с непорядочностью. Ведь непорядочно снимать скрытой камерой? Тем более собственных родителей. Они не ангелы с крылышками, могут и оступиться.
Имеет ли право судить их сын? У них ведь собственная единственная жизнь, другой не будет. А мама — живой человек, ей больно. Сердобольных, все знающих людей немало, обязательно донесут об изменах мужа. Вот и она пошла «налево».
Талантливый отец весь в творчестве, для него любой поступок, событие — цепь изучения реальной жизни для решения будущих сцен, образов, характеров. Именно поэтому фильм «Зеленая карета» снят в рамках снимающихся и переснимающихся дублей. Не получилось, можно изменить, передумать, перестрадать и создать то яркое, образное, что восхищает нас, зрителей.
Таким примером может быть сцена, где едва оправившийся после ДТП Вадим прогуливается, опираясь на палочку, и сталкивается с пятью подонками, избивающими шестого.
Как решает такую сцену режиссер? Сильный духом, а недавно и телом, взрослый мужчина должен остановить избиение. Каким образом? Словом, своей уверенностью. Вадим выставляет палку как пистолет. На секунды это срабатывает, в темноте сразу не разглядишь. Тогда сакраментальными словами: «Слышь, ты... У тебя родители есть? Не знаю, мама, папа там. Может, они не говорили тебе, что они любят. Наверное, потому что у них времени на это не было. Слышь, сынок?».
Да. Нормальный человек должен был бы хотя бы замешкаться. Нормальный. А если у него нет ни мамы, ни любви? Ответ получается обратный киношному варианту, подонки избивают Вадима. До смерти или до полусмерти — мы не знаем.
Киношный герой еще поднимает голову, улыбаясь, возможно, в последний раз , просит: «Постойте. Еще дубль».
Кино может себе позволить такое решение. И вот мы видим этот последний дубль. Респектабельный Раевский «забивает» на Оскара, прекращает съемку и мчится в аэропорт, чтоб поговорить с сыном глаза в глаза. Вы верите в этот слащавый хэппи - энд? Я нет.
Жизнь не кино. Ничего не исправишь. Залюбленный сын (не недолюбленный) не пережил измены родителей, смонтировал фильм и сдал преподавателю как курсовую работу. Это даже не инфантилизм, это подлость. Выследить, записать и сдать чужому человеку, пусть и близкому другу отца, которому, правда, хватило мудрости отдать кассету Вадиму, не посвящая в события больше никого.
Фильм назван по песне «Зеленая карета», которая звучит как самое доброе светлое, что было в их жизни. Тёма был и остался самым важным., нерушимым, нужным.
Спят, спят мышата, спят ежата.
Медвежата, медвежата и ребята.
Все, все уснули до рассвета…
Лишь зеленая карета
Лишь зеленая карета
Мчится, мчится в вышине,
В серебристой тишине…
Припев
Шесть коней разгоряченных в шляпах алых и зеленых
Над землей несутся вскачь. На запятках черный грач…
Не угнаться за каретой, ведь весна в карете этой.
Ведь весна в карете этой…
Этот фильм — предостережение для зрителей, у которых свои простые или непростые отношения в семье. Фильм, как вариант того, что может произойти со зрителями вне зрительного зала.
На днях я услышала песню:
Берегите родных,
Ловите их взгляды!
Берегите родных,
Прощать их надо.
Берегите родных
Пока они рядом.
Берегите родных
Здесь и сейчас!
Думаю, для этих размышлений слова весьма кстати.
«Зеленая карета» Слова О. Дриза, перевод Г.Сапгира, музыка А. Суханова.
«Зеленая карета». 2015. Режиссер Олег Ассадулин. В главных ролях: А. Мерзликин (Вадим Раевский), В. Исаева (Вера).