Продолжаем гулять по проспекту Кирова и подходим к зданию, которое является большим позором нашего министерства по туризму, архитектурного комитета и прочих органов.
КАК? Как можно не повесить памятную табличку на доме, где жил Александр Дюма ? Да-да, тот самый автор "Трёх мушкетёров" и " Графа Монте-Кристо", которыми 150 лет зачитываются люди во всём мире.
Александр Дюма очень хотел побывать в России, его манила эта дикая и неизведанная страна. Неоднократно он подавал прощения Александру l с просьбой выдать разрешение на путешествие по Российской империи. Царь считал писателя опасным возмутителем спокойствия, потому что в своем произведении "Записки учителя фехтования" Дюма воспевал декабристов, посягнувших на власть и жизнь Александра.
После смерти императора Дюма продолжал писать письма в канцелярию правительства, и сын Александра - Николай l пошёл-таки на встречу просьбам мировой знаменитости.
Но при одном условии, что писателя во время путешествия будет сопровождать представитель Тайной полиции, безопасник по-нашему.
Александр Дюма согласился и в 1858 году приехал в Россию. Про эту поездку он написал книгу "Путешествие из Казани в Астрахань". Скорее, это был круиз, потому что исследовал страну Дюма, путешествуя по Волге на теплоходе"Нахимов"
В плане поездки Саратов не значился, но на пароходе произошла незначительная поломка и капитан решил пристать на несколько часов в нашем городе для устранения неисправности.
Дюма со своим соглядатаем решил провести время с толком, взял извозчика и сказал ему :" Вези меня хоть куда, только чтобы было интересно", ну ванька и повёз его на самую авантажную улицу города - Немецкую.
На Немецкой улице внимание писателя привлекла вывеска на французском языке :"Лавка мадам Аделаиды Сервье. Французские товары для дам ", Дюма остановил извозчика и зашёл в заинтересовавший его дом. За прилавком с кружевными штучками стояла элегантная дама - сама хозяйка магазина.
- Мадам, - обратился к ней Дюма, - чем Вы посоветовали заняться в Вашем городе двум господам, которым совершенно нечем заняться?
На чистейшем французском последовал изящный ответ :
- Если вы коммивояжеры - вы можете продавать свой товар.
Если вы проповедники - вы можете проповедовать свою религию.
А если Вы - Александр Дюма, Вы можете у меня отобедать.
Дюма пришёл в неописуемый восторг, что первый же человек в незнакомом городе, в чужой стране узнал его и спросил :
- А как давно Вы живёте в Саратове?
- Три года, - ответила мадам Сервье.
- Но тогда Вы совершенно забыли французскую кухню! Я с радостью останусь отобедать у Вас, но, позвольте, готовить буду я.
Пока писатель и начитанная французская саратовчанка пили кофе, прислуга была отправлена на рынок за свежайшими продуктами. И не только. Часть посыльных побежали к значимым людям города, и в дом Аделаиды потянулись посетители.
Первым пришёл главный полицмейстер. Он протянул маститому писателю коробку из красного дерева, в котором лежал "чудесный кавказский пистолет со стволом из дамасской стали, с рукояткой из слоновой кости, инкрустированной золотом»
- Мы с Вами совсем незнакомы, - смахивая слезу умиления, растроганно сказал Дюма ,- а Вы дарите мне такие дорогие подарки. Страшно представить, что Вы дарите своим друзьям.
- Своих друзей я приглашаю к себе отобедать. Надеюсь, Вы не отклоните мое предложение?
Следом пришел архиепископ, подарил писателю золотой крест, усыпанный рубинами. Диалог повторился и Дюма был ангажирован ещё на один обед.
Так вместо нескольких незапланированных часов великий писатель остался в нашем городе на три дня, которые провел в кулинарных батллах.
Этим трем восхитительным дням Дюма посвятил 12 страниц своей книги, а отцам города этот факт настолько неинтересен, что на этом историческом здании, украшенном восхитительной плиткой, нет даже малипусенькой памятной доски.
А про плитку на этом доме есть своя, не менее интересная история...