-Подожди, это что-то вроде «студенческой картошки», что ли? – с недоумением спросил Виктор.
-Ну да, только в поле нам не придется работать. Будем на ферме трудиться две недели.
-А какие условия проживания и питания?
-Сказали, что будут три раза в день кормить. Жилье в домиках на берегу озера, там у них база отдыха, - гордо ответил Андрей, как будто выиграл поездку не в деревню, а на какой-нибудь курорт.
-Так это же хорошо, сынок, - захлопала в ладоши Ирина, - отдохнешь и развеешься. Кстати, а как же сессия?
-Обещали автоматом поставить, тем более что у меня и так по всем дисциплинам полный порядок. Я еще заранее сдал некоторые зачеты, чтобы потом не бегать. И если действительно удачно съездим в эту деревню, то вдобавок получим грамоты, и нас отметят в молодежном совете института.
-Ты посмотри, сколько щедрых подарков, - улыбнулась Татьяна Петровна, - в наше время мы бесплатно ездили на картошку в какой-нибудь совхоз.
-Мама, ну ты тоже сравнила. Сейчас нужно человека заинтересовать, чтобы он принес пользу, чем-то мотивировать.
-Да, да, я полностью с тобой согласна, дочка. Жаль, что ничего из прошлого не сохранилось. Сейчас бы и жили иначе, и не было бы вражды между людьми.
-Вот именно, - кивнула Ирина, - поэтому давай не будем вспомнить то, что уже кануло в небытие.
-Прошлое нельзя забывать, но лучше жить настоящим, - подытожил Виктор. – Знаешь, сынок, вроде неплохая идея с этой поездкой, но мне кажется…
-Витя, только не говори, что ты в институте туда не ездил.
-Это было всего один раз и мне не понравилось. И вообще, я потом зарекся участвовать в подобных мероприятиях.
-И почему? – не унималась Ирина.
-Просто душа не лежала, - отмахнулся Виктор.
Но судя по тому, как он это сделал, складывалось впечатление, будто ему было, что скрывать. И ладно бы, если все упиралось в банальные конфликты или несовпадение взглядов с кем-нибудь из сокурсников. Однако проблема затрагивала его личную жизнь и уходила глубоко корнями в прошлое. И вскоре она дала о себе знать в самый неожиданный момент.
-Понятно все с тобой, - резюмировала Ирина, - ты просто не хочешь отпускать сына, потому что он тебе то с машиной помогает, то еще с чем-нибудь.
-Я его не держу, пусть сам решает.
-Спасибо за поддержку родители, - облегченно выдохнул Андрей. – Я тогда сегодня же позвоню Николаю Васильевичу, который курирует поездку, и скажу, что вы меня отпустили.
-Наше личное подтверждение требуется? – спросила Ирина.
-Да нет, просто им нужно знать, что вы согласны. А то ведь есть такие родители, которые считают, что их детей нельзя отправлять на подобные мероприятия. Им кажется, что там они будут как рабы пахать за тарелку супа.
-Кстати, а что за деревня, ты ведь так и не сказал? – поинтересовался Виктор.
-Сейчас, у меня тут все записано, - Андрей достал из походной сумки блокнот, в котором были все важные записи. Бегло пробежался по ним глазами и на одном дыхании произнес название населенного пункта.
После этого Виктор стал громко кашлять, как будто поперхнулся. Ирина подскочила с лавочки и усиленно начала стучать кулаком по его спине. В какой-то момент он чуть не задохнулся. Но хорошо, что все моментально прошло, и кашель тут же прекратился. Правда, этот приступ сильно их напугал.
-Витя, что это было?! У меня чуть сердце в пятки не убежало! – с ужасом спросила у него Ирина.
-И в самом деле, зять, ты нас так до инфаркта доведешь, - Татьяна Петровна сидела на лавочке, но при этом тяжело дышала.
-Мама, только ты в обморок не упади.
-Постараюсь, дочка, сейчас все пройдет.
-Папа, у тебя это из-за того, что я уеду, и некому будет вам с мамой помогать? – осторожно спросил Андрей и едва не заплакал.
-Да нет, просто мне показалось, будто деревня, куда ты поедешь, слишком далеко от дома находится, - Виктор, наконец, прокашлялся и мог спокойно говорить.
-Всего чуть больше 100 км, почти рядом.
-Витя, это разве расстояние? – всплеснула Ирина руками. – Мы с тобой и дальше уезжали, когда надо было срочно родственников навестить. Вроде, если мне память не изменяет, то 450 км.
-Нет, 465, если быть точнее, там пришлось небольшой крюк делать. Сынок, когда приедешь в эту деревню, то постарайся ничего там не натворить.
-Что ты имеешь в виду, пап? – удивился Андрей, не поняв сути предупреждения.
-Ну, с местными жителями не связывайся. Они ведь тоже не лыком шитые, могут запросто втянуть в какую-нибудь аферу. И вообще, соблюдай дистанцию, особенно с девушками, тебе это будет только на пользу.
-Хорошо, папа, я буду только помощь ферме оказывать.
-А чего это ты его так настраиваешь, Витя? Может, он там свою любовь найдет?
-Пусть сначала выучится, а потом и все остальное, - махнул рукой Виктор.
-Ага, а сам, наверное, когда от института на картошку ездил, ни одной юбки не пропустил? – поддела его Ирина, правда, немного с иронией, и это означало, что она просто шутила.
-Конечно, как ты догадалась. Всех девчонок деревни собрал и павлином между ними прошелся.
-Да ладно, я же шучу, дорогой.
-Я так и понял, поэтому и не обижаюсь. В общем, сынок, веди себя там прилично, чтобы нам с матерью не пришлось за тебя краснеть. И по поводу местных не забывай, держи ухо востро.
-Все запомнил и можешь за меня не переживать, - закивал Андрей, - и ты мама тоже, я буду самым воспитанным студентом среди всех, кого туда отправляют.
-Вот и прекрасно, что вы так быстро договорились, - Татьяна Петровна пришла в себя и весело улыбалась. – Баня уже ждет, пока жар не вышел, идите мыться.
-Отлично, я как раз хотел попариться. Мам, мы тогда с папой пойдем, а ты нам чистые вещи принесешь.
-Хорошо, идите, - кивнула Ирина.
И пока баня сохраняла в себе жар, они все поочередно успели в ней помыться и попариться. Самовар из беседки занесли в дом и дружно приготовили ужин. В ходе дальнейшей беседы выяснилось, что отправляться в деревню нужно было через два дня. Виктор предложил жене съездить с сыном в город и помочь ему собраться.
Ирина согласилась, тем более что у нее неожиданным образом появились там неотложные дела. Кроме того, она хотела заскочить к подружке и кое о чем с ней поговорить. В общем, вопрос с поездкой в деревню был решен, вот только Виктор почему-то все равно неспокойно себя вел. Глазки бегали в разные стороны и даже руки слегка тряслись.
Но на это никто не обращал внимания, разве что Татьяна Петровна, которая все мелочи подмечала. Правда, она не стала задавать зятю неудобные вопросы. Ей показалось, что Виктор и в самом деле переволновался, когда едва не задохнулся во время кашля. И отбросила в сторону все остальные сомнения, которые тем или иным образом касались его нервозного состояния.
Однако зять не просто так беспокоился, видимо, у него на то были веские причины. Он, даже когда Андрея и остальных сокурсников провожали на автобус, вел себя суетливо и взволнованно. Постоянно смотрел по сторонам и зачем-то потирал руки. Татьяна Петровна не выдержала и, когда Ирина со слезами на глазах что-то говорила сыну, подошла к Виктору и тихонько произнесла:
-Не трясись, Андрей не бесшабашный парень и в омут с головой не полезет.
-Вы это о чем? – с недоумением спросил он.
-Да так, просто решила тебя успокоить.
-Со мной и так все в порядке.
-Ну, ну, - покачала головой Татьяна Петровна и тоже подошла к внуку, чтобы пожелать ему счастливого пути.
Андрей после прощаний сел в автобус и уже оттуда помахал им рукой. Он видел, что отец был чем-то встревожен. Но не стал интересоваться, потому что время поджимало, и куратор поторапливал. Во время поездки тот проинструктировал всех, как нужно себя вести в незнакомой местности. Кроме того, предупредил, что если кто-то вздумает хулиганить: пить, например, или приставать к деревенским девушкам, то будет лишен всех бонусов и получит публичное порицание перед всем институтом.
В общем, не успели они еще туда приехать, а на них уже жути нагнали. Но вместе с тем, это отрезвляюще подействовало. Студенты поняли, что не на увеселительную прогулку едут. Придется соблюдать все правила приличия, несмотря на то, что это деревня. Возможно, что кто-то из них рассчитывал найти себе красавицу из местных девушек, но после жесткого предупреждения от куратора все планы разрушились, как карточный домик. И только Андрей ни о чем не переживал, потому что не собирался пускаться во все тяжкие.
По приезду в деревню он проверил условия проживания и питания, и, убедившись, что все в порядке, отправил родителям сообщение такого содержания: «Не курорт, конечно, но жить можно». Мать в ответ написала: «Мы студентами и более скромно жили, потерпишь». Что касается отца, то тот просто выставил смайлик в виде предупреждения. И Андрей понял, что он означал. Никак Виктор не мог успокоиться по поводу этой поездки. Похоже, и в самом деле она его так сильно зацепила, что даже издалека пытался контролировать сына.
Но Андрей оказался не промах и в первый же день познакомился с некоторыми сотрудниками фермы. Почти все они жили в этой же деревне, за исключением двух парней. Те приезжали из соседнего села, и вот одни из них его заинтересовал. Он назвался Дмитрием, и, как ни странно, был чем-то на него похож. Не сказать, что копия, но общие черты внешности присутствовали. Такое впечатление, будто, что называется, из одного гнезда выпорхнули, но в разное время. Дмитрий был старше на три года, правда, это никак не сказывалось на его поведении.
Куратор обратил на это внимание и принял решение друг за другом их закрепить:
-Будете вместе на ферме работать все две недели.
-Спасибо, Николай Васильевич, - поблагодарил его Андрей.
-Да, так будет лучше, - добавил Дмитрий.
-А что, вы как два брата-акробата. Смотрю на вас, и мне кажется, что вы из одного яйца вылупились.
-Просто попадаются люди с похожей внешностью, - пожал плечами Дмитрий.
-Наверное, не буду спорить, - закивал куратор. – Тогда удачно вам поработать и подружиться.
И они действительно стали друзьями: Андрей приходил утром на ферму, а Дмитрий его там уже ждал. Они вместе начинали рабочий день, вместе и заканчивали. А через несколько дней их уже начали называть братьями, потому что издалека очень сильно были друг на друга похожи. И вот однажды, после очередной смены, они дошли до клуба, рядом с которым была аллея из раскидистых тополей и добротные скамейки.
Присев на одну из них, Дмитрий стал рассказывать Андрею о своей жизни. И оказалось, что он был сиротой. Мать Нина умерла три года назад, какое-то время бабушка воспитывала, Раиса Михайловна, но и ее вскоре не стало. Отца он и вовсе не знал, потому что ни разу его в глаза не видел. И мама ничего не говорила, только отнекивалась и повторяла одни и те же слова: «Он сбежал, как последний трус». В итоге парень остался совсем один и без поддержки, и по сей день жил в стареньком доме.
Андрей тяжело вздохнул и, посмотрев на него грустными глазами, произнес:
-Страшно терять близких людей, особенно родителей.
-Да, я до сих пор о них вспоминаю, - едва заметно всплакнул Дмитрий, - мои мама и бабушка.
-И папа, наверное, тоже…
-Нет, ведь я же никогда его не видел. Может, до сих пор живой и ничего обо мне не знает.
-Странно, конечно, но мне казалось, что матери обычно что-то оставляли на память о прошлой жизни, - пожал плечами Андрей.
-У меня от нее осталось не так много вещей, - сквозь слезы ответил Дмитрий, - есть, правда, одна странная фотография, но без подписи. Там мама запечатлена на лавочке с каким-то парнем. Кто знает, может, они встречались, но ни имени, ни фамилии, ни даты. Я только понял, что это было очень давно, судя по их возрасту на снимке.
-А ты можешь мне его показать?
-Зачем, думаешь, кого-то узнаешь?!
-Просто интересно посмотреть, ведь это же напоминание из прошлого, - у Андрея прямо глаза загорелись. Он настолько проникся судьбой этого парня, что ему захотел все о нем узнать.
-Вот, снимок у меня с собой, смотри, - Дмитрий достал его из внутреннего кармана и передал ему в руки.
Посмотрев на лица молодых людей, Андрей побледнел, как стена. Уставившись немигающим взглядом на того парня с фотографии, он больше минуты молчал, а затем резко выдохнул и вернул обратно снимок. Дмитрий не понял, что это было, и с волнением спросил:
-С тобой все в порядке? На тебе лица нет.
-На фотографии мой отец в молодости, - с дрожью в голосе ответил Андрей, - у нас дома есть похожие.
-Не может быть, это какая-то шутка.
-Сейчас я тебе кое-что покажу.
Андрей выбрал у себя на телефоне альбом с фотографиями и показал ему своего отца. Дмитрий молча смотрел на это лицо, тяжело вздыхал, но при этом ничего не произносил. Похоже, что он нашел сходство, и до него дошло, что парень рядом с его мамой и мужчина из телефона – это один и тот же человек, только с разницей в 25 лет.
-Я все равно не верю, что это он.
-Надо просто у него об этом спросить, - закивал Андрей.
-Ты будешь ему звонить? – испуганно спросил Дмитрий.
-Нет, мы поедем ко мне домой и там все выясним.
-А как же ферма, работа?
-Я договорюсь с куратором, и тебя тоже отпустят.
Андрей поговорил с Николаем Васильевиче, и тот разрешил покинуть деревню. Кроме того, поручился перед начальством фермы за Дмитрия, что тот вернется. На следующий день их этим же автобусом привезли обратно в город. И без всякого предупреждения парни пришли к Андрею домой, шокировав тем самым его родителей.
Особенно мать едва в обморок не упала, когда увидела Дмитрия. И только отец все понял и спокойно во всем признался. Это он был на той фотографии, и у него случился кратковременный роман с Ниной во время его поездки на картошку. Он обещал ей неземную любовь, а сам бросил, когда узнал о беременности. Уехал в город, потому что надо было дальше учиться, и благополучно о ней забыл.
Нина не стала его разыскивать и решила сама воспитывать ребенка. Виктор же вскоре познакомился с Ириной. И после рождения сына он думал, что темное прошлое навсегда его покинуло. Однако оно вернулось бумерангом, и под давлением жены ему пришлось решать судьбу своего первенца. Дмитрий переехал в город и поселился на даче у Татьяны Петровны. Ей тоже рассказали всю правду, и она приняла его, как своего родного внука. На этом в истории с неудачным романом молодости была поставлена точка. И теперь все заботы о старшем сыне целиком и полностью легли на плечи его родного отца. Он должен был постараться искупить все свои ошибки и при этом сохранить семью.