До реконструкции улица Краснореченская хоть и являлась одной из главных магистралей города, но с нагрузкой уже критически не справлялась. После возведения домов в микрорайоне «Строитель» и возле «Спутника» дорогу сковали ежедневные пробки, поэтому власти Хабаровска решили, что трассу нужно расширять. Многие остановки потом перенесли, создав дополнительные неудобства для пассажиров, а деревьев на обочинах стало в разы меньше. А еще здесь организовали автобусную полосу - первую и единственную в городе. До этого общественному транспорту приходилось стоять в пробках вместе со всеми остальными автомобилистами. Вот как улица выглядела за год до начала работ:
Решение о том, что улицу нужно реконструировать, было озвучено мэром города Александром Соколовым в 2014 году. Тогда же специалисты приступили к работе. Завершить масштабный проект планировалось к 2016-му, тогда же стало известно о появлении автобусной полосы, которая была в диковинку для Хабаровска.
- У нас стоит задача построить современную пятиполосную улицу Краснореченскую от 19-й школы до Флегонтова, чтобы разгрузить ее от пробок. Хотелось бы сделать все сразу, но финансовые затраты на эти преобразования велики. Поэтому завершить реконструкцию мы планируем к 2016 году, - говорил мэр Хабаровска Александр Соколов.
В первую очередь отремонтировали участок Волочаевской, переходящий в улицу Краснореченскую. В результате были перенесены остановки общественного транспорта у индустриально-экономического колледжа и пешеходный переход. Если раньше вся эта инфраструктура размещалась неподалеку от здания МЧС и жилых домов, то теперь она находится на пересечении с Оборонной. Изменения, к слову, хабаровчане сильно критикуют и по сей день.
Тогда же рабочие взялись за реконструкцию участка в районе парка имени Гагарина - в последнем еще в 2013 году начались работы по благоустройству, и отремонтированная автодорога должна была стать частью этого проекта. Кроме того, на территории зеленой зоны планировалось возвести планетарий, а все объекты сделать в космической тематике. В тот момент мэрия находилась в поисках инвестора.
- Работы по реконструкции парка ведутся не так быстро, как нам бы хотелось, ввиду того, что до сих пор нет одного крупного инвестора - он должен войти в строительство планетария, - отмечал мэр Александр Соколов.
Но вернемся к реконструкции дороги. В 2015 году стало известно, что управление по охране окружающей среды и природных ресурсов мэрии провело обследование деревьев на Краснореченской и установило, что в основном на придорожной полосе растут тополя – 76 процентов. Их решено было снести из-за неудовлетворительного состояния. При этом старые насаждения обещали заменить новыми - планировалось высадить больше 800 деревьев, таких как ясень, клен, вяз.
- И это будут не прутики, не кустики, а крепкие, жизнеспособные саженцы. Все аналогичные посадки прошлого года успешно пережили снежную зиму, - отмечал во время одного из объездов в 2015 году мэр Хабаровска Александр Соколов.
Тогда же он заявил о переносе остановок общественного транспорта вдоль всей улицы. По словам экс-градоначальника, это нужно было для того, чтобы придать им нормативное состояние.
- Потому что исторически сложилось, что они у нас с маленькими заездными карманчиками. Здесь передвигается около 28 маршрутов общественного транспорта, и, соответственно, карман должен быть не 20 метров, - объяснял такое решение Александр Соколов.
Еще одной важной вехой реконструкции дороги стала засыпка аварийного подземного перехода на остановке «Судоверфь». Он изначально был спроектирован с ошибками, поэтому внутри скапливалась вода после каждого ливня. В связи с этим многие годы объект был закрыт. После начала работ на Краснореченской участок от Юности до Кубяка не могли отремонтировать из-за наличия перехода, поэтому его решили ликвидировать.
В сентябре 2015 года сдали первый обновленный участок в промежутке от остановки «68-я школа» до института культуры. Одновременно с этим продолжалась реконструкция недоделанного отрезка от Кубяка до Флегонтова. Ранее строители расширили его, поменяли бордюры, светофоры и фонари, а также положили первый слой асфальта. Работы продолжались там и в холодное время года, несмотря на выпавший снег и минусовые температуры.
Не обходилось и без скандалов. Летом 2016 года сразу несколько участков только что отремонтированной улицы Краснореченской оказались затопленными из-за ливня. Самая критическая ситуация сложилась на отрезке от ТЦ «Атриум» до остановки «Индустриальная». В воде очутились трамвайные пути, а также остановки как в сторону Южного микрорайона, так и в направлении центра.
Тем не менее за два года городские власти смогли сдать в эксплуатацию примерно половину от общей протяженности улицы – от Слободской до Флегонтова. И хотя после темпы работ дорожников заметно упали, в том числе из-за бюрократических проволочек, реконструкция к 2017-му начала приносить свои плоды.
- Если до начала работ техническая скорость движения автомобилей составляла 26 км/ч, то сейчас 48 км/ч. В будущем пропускная способность дороги увеличится на 23 процента, - заверял Олег Гроо, начальник управления дорог и внешнего благоустройства.
Но если для автолюбителей эти новости в целом были позитивными, то жители Краснореченской от расширения улицы оказались далеко не в восторге. Некоторые и вовсе начали писать гневные обращения в мэрию после того, как выяснилось, что магистраль, раньше отделенная от домов зеленой зоной, теперь будет проходить практически вплотную к окнам. Из-за этого квартиры начали падать в цене.
- Мы смотрели в Интернете: от дороги до дома должно быть расстояние более пяти метров. Это полоса с зелеными насаждениями и место для подъезда пожарных машин. В нашем случае, мы замерили, – всего пять метров. Это пыль, газы, шум. Причем дорогу они строят на уровне первого этажа нашего дома. Получится, что там люди будут жить, как в подвальном помещении, - рассказывал Юрий Денисов, председатель домового комитета дома № 101 на улице Краснореченской.
На это Олег Гроо заявил, что будут установлены шумозащитные экраны, которые отгородят людей от дороги и выхлопных газов. Правда, в итоге это обещание исполнено не было, и по сей день хабаровчане вынуждены жить практически на обочине.
Тем временем недовольство начали выражать и автомобилисты. Их возмущения были связаны с новой дорожной разметкой на Краснореченской: с ее появлением чиновники запретили ряд важных поворотов налево, что принесло большие неудобства жителям.
- Если раньше я мог через те же улицы Богачева, Бийскую и Ангарскую переезжать с Краснореченской на Павла Морозова и обратно, чтобы объехать образовавшуюся впереди пробку, то сейчас меня лишили этой возможности. В итоге от остановки «Сурикова» аж до Флегонтова нет ни одной сквозной дороги, с которой можно было бы переехать с одной улицы на другую и повернуть налево, - рассказывал хабаровчанин Дмитрий Максимов.
Городские власти, в свою очередь, заявляли, что эти нововведения делаются в интересах большинства горожан, а главной проблемой является не разметка, а неправильный менталитет граждан.
- Вся проблема тут не в неправильной разметке, а в менталитете наших граждан, которые привыкли всю жизнь ездить по-старому, ни о чем не думая, и сейчас они не хотят понимать, что ситуация требует перемен. Теперь автомобилистам нужно включать голову и заранее строить свой маршрут так, чтобы не стоять в пробках и не испытывать проблемы из-за запрета левых поворотов. Тем более что сейчас у всех есть смартфоны с различными приложениями, показывающими транспортную ситуацию на дорогах, да по радио на всех волнах говорят о том, где есть пробки, а где их нет, - отмечали чиновники.
Еще одним скандалом едва не закончилось решение мэрии построить сразу три надземных перехода на Краснореченской в районе остановок «Судоверфь», «Институт культуры» и на пересечении с Суворова. При этом планировалось убрать светофоры, чтобы увеличить скорость транспортного потока. Позже эта идея была отвергнута.
Вскоре выяснилось, что власти не могут произвести установку шумозащитных экранов на улице Краснореченской у домов №№ 101 и 103 - заявку на их размещение выкладывали на сайте госзакупок, но в конечном итоге подвела подрядная организация.
- Вы просто не представляете, насколько стало тяжело жить рядом с дорогой. С утра до вечера машины проносятся, из-за этого мы не можем открыть окна, чтобы хотя бы проветрить. Это хорошо сейчас снег выпал, а до него пыль стояла просто неимоверная. Открываешь окно - и весь подоконник грязный. Теперь только по ночам можем немного приоткрывать окна, чтобы свежий воздух запустить в дом, - рассказывала осенью 2017 года Мария Телешова, жительница дома № 101 на улице Краснореченской.
Установку шумозащитных экранов обещали внести в план работы на 2018 год, но в итоге дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Сейчас там стоит только отбойник.
В 2018 году вновь возник конфликт между хабаровчанами и чиновниками из-за реконструкции. Люди пытались отстоять полувековые сосны на участке от Прогрессивной до Богачева, но в итоге деревья все же попали под топоры и бульдозеры ради расширения улицы.
- При проектировании реконструкции этого участка мы не планировали рубить сосны, а хотели их пересадить. Однако из нашей затеи ничего не вышло: часть деревьев уже больна, подточена жуками, да и состояние остальных уже далеко от идеального. По заключению экологов, ни одна из этих сосен не перенесла бы переезда на новое место. Хвойные придется снести, - прокомментировал Олег Гроо.
К слову, после реконструкции зелень на Краснореченской существенно поредела. Если раньше улица была плотно засажена деревьями, которые местами напоминали густой лес, то теперь насаждения здесь встречаются в разы реже.
Завершились работы по расширению улицы только в 2020 году. Преображение одной из главных городских магистралей затронуло 7,5 километра трассы, а сама проезжая часть стала шестиполосной: в том числе появилась «выделенка» для автобусов. Сегодня ширина дороги составляет 22,5 метра, а пропускная способность - до 25 тысяч автомобилей в сутки.
- Чтобы заменить дорожную одежду и расширить улицу, нам пришлось перенести километры сетей, идущих под трассой. Сделать с нуля три километра ливневой канализации, которой здесь не было раньше. Протянуть два километра новых линий наружного освещения и привести в нормативное состояние четыре километра тротуаров по обеим сторонам. Вдоль дороги мы высадили 400 новых деревьев, которые помогут экранировать нежелательные шумы, и установили шесть обновленных остановочных павильонов, - сообщал Дмитрий Панащатенко, начальник отдела городского управления дорог и внешнего благоустройства.
Вот как выглядит Краснореченская сегодня. Помимо поредевшей зелени, здесь можно наблюдать и другие изменения, произошедшие за последние годы: например, на месте старых бараков в районе индустриально-экономического колледжа появился новый жилой комлекс «Петроглиф Парк», через дорогу от него возвели микрорайон «Ю-Сити»; место, где находятся остатки МЖК, частично благоустроили и превратили в торговый комплекс.
Что касается упомянутого ранее парка имени Гагарина, который является одним из ключевых мест на улице Краснореченской, то он за последние десять лет тоже претерпел огромные изменения. Этому не помешали даже отсутствие инвестора и перемена планов - например, от строительства планетария было решено отказаться, как и от установки там колеса обозрения. Зато там появился многофункциональный центр «Космопорт» с кинотеатром.
А какой вам Краснореченская нравилась больше? Довольны ли вы результатами ее реконструкции? Как оцениваете проведенные здесь работы? Пишите свое мнение в комментариях под статьей.
Напомним, ранее мы рассказали о том, как с 2013 года поменялась территория в районе пересечения Серышева и Джамбула. Еще десять лет назад здесь прятались в тени деревьев невзрачные бараки. Однако теперь, после огромного количества судебных тяжб и разбирательств, здесь появился новый ТЦ «Счастье». А вот СИЗО отсюда, несмотря на все разговоры, так и не перенесли.
Екатерина Пирогова, новости Хабаровска на DVHAB.ru
Фото: панорамы Google; Данил Бирюков; архивы DVHAB