Индиана Джонс - новый герой от создателей Челюстей и Звездных войн.
Один из ярчайших представителей жанра. Фильм детства, фильм-легенда. Индиана Джонс, который еще не был Индианой Джонсом, ибо в оригинале первый фильм именуется, как «Искатели потерянного Ковчега». Стивен Спилберг и Джордж Лукас создали одного из самых культовых персонажей в истории кино — знаменитого и благородного доктора Индиану Джонса, вечного авантюриста и искателя приключений. А Харрисон Форд, в свою очередь, создал в этой картине новый тип авантюрного героя — бессмертный персонаж наряду с Ханом Соло.
С одной стороны, он умен, эрудирован, обаятелен и обладает отличным чувством юмора, но, с другой — это настоящий раздолбай, вечный мальчишка, увлеченный своим делом и не тратящий времени на такую чепуху, как манеры или безупречный внешний вид. Он не будет сидеть на кафедре в университете или музее, рассуждая о высоких материях и сдувая пыль с вековых артефактов. Его кредо — действие.
Действие — одно из самых неоспоримых достоинств картины. Начиная с невероятной завязки и до самого конца зритель становится участником невероятно увлекательного и динамичного экшна. Охота за древними реликвиями, изощренные ловушки, захватывающие погони на земле, на воде, под землей и в воздухе — на самолетах, грузовиках, кораблях и подводных лодках. А еще таинственные пещеры со змеями, жуками, пауками и прочими ползающими тварями — одним словом, все атрибуты великолепного приключенческого фильма. Ну и, конечно же, любовная линия! Добавьте в этот и без того острый коктейль мистическую и загадочную атмосферу оккультизма и вы получите первого «Индиану Джонса».
Несмотря на то, что фильм задумывался, как 100-процентное развлекательное зрелище без какой-либо подтекстовой философии и глубины, нельзя не отдать должное создателям картины за прекрасное качество проделанной работы. Фильм отличает нетривиальный сюжет, хороший сценарий и режиссура, отличный юмор, легендарный и просто замечательно вписывающийся в картину саундтрек от Джона Уильямса и потрясающее техническое исполнение. Форд на ура выдает после Хана Соло нового культового персонажа с теми же сильными сторонами – это легкий, обаятельный и неунывающий авантюрист, только здесь еще и в кожанке, шляпе, с хлыстом и пистолетом и ученой степенью, а компанию ему составляют харизматичные актеры второго плана, среди которых будущий Гимли и доктор Осьминог – соответственно Джон Рис-Дэвис молоденький еще Альфред Молина.
С технической точки зрения картина выполнена практически безупречно: прекрасная операторская работа и декорации, отличный звук, хороший монтаж. Визуальные эффекты тоже выполнены на уровне, но здесь нужно сделать оглядку на время, потому что для 1981 года эффекты сделаны хорошо, а вот с точки зрения современных компьютерных технологий и аниматроники, финальные сцены в фильме слишком уж отдают мультяшностью, покадровой анимацией и неправдоподобностью.
Перед нами практически эталон приключенческого фильма, но недостатки все же имеют место быть. Помимо технических шероховатостей, это и отсутствие четкой жанровой принадлежности — в отдельных местах фильм воспринимается исключительно, как комедия и абсолютная неправдоподобность происходящего. С одной стороны, блестящая техническая реализация, а с другой — отсутствие какой-либо серьезности и реализма, и в этот момент картина меняет русло приключенческого фильма в сторону оккультной сказки. Тем не менее, невероятно зрелищной и интересной.
Подводя итог, можно сказать, что «Искатели», несмотря ни на что, вот уже более 40 лет занимают большое и почетное место в золотом фонде кино и сердцах зрителей разных поколений. До шедевра, пожалуй, не дотягивают, но перед нами однозначно безусловная классика!
8 из 10