На протяжении почти полувека она остаётся одной из самых востребованных актрис у режиссёров и с годами её не покидает зрительская любовь. Лариса Удовиченко по праву носит звание Народной артистки РФ.
Детство
Лариса родилась 29 апреля 1955 г. в австрийском г. Вене. Её отец был военным хирургом. А мама окончила ЛГИТМиК, но актёрской карьере помешали частые переезды семьи. Лариса была младшей дочерью, она росла вместе с сестрой Яной, которая старше на 7 лет. Через год после рождения Ларисы семья вернулась на родину. Актриса делилась о своём детстве:
«Наша семья постоянно колесила, у нас даже адресов не было, лишь номера воинских частей».
Когда Ларисе было 7 лет, отец вышел в отставку в звании подполковника медслужбы и семья поселилась в Одессе. В школе Лариса была очень активной и с раннего детства знала, что обязательно станет актрисой. Она серьезно занималась художественной гимнастикой, ездила на тренировки в профессиональную спортивную школу, также посещала школьный драмкружок, а в старших классах перешла в Народную студию актера при Одесской киностудии, где проучилась три года. Здесь преподавали сценическое движение, речь, пластику, историю искусств и актерское мастерство.
Первый опыт в кино
Ребят из Народной студии задействовали в массовках при съёмках фильмов. А Лариса Удовиченко в 15 лет сыграла свою первую главную роль в короткометражке «Счастливый Кукушкин», снятой по рассказу Валентина Катаева «Ножи». Об этом актриса вспоминала:
«Мне даже довелось сыграть главную роль - Людмилочку в дипломной картине Александра Павловского «Счастливый Кукушкин». Там же в мужской роли дебютировал тогда еще никому не известный Владимир Меньшов».
Режиссёр Александр Павловский в последствии снимет фильмы: «Трест, который лопнул», «Зелёный фургон», «Ребёнок к ноябрю» и др. Это он продолжил в 2011 г. историю «Земской доктор. Жизнь заново» и снимал все последующие сезоны, кроме последнего.
Студентка
Получив аттестат, Лариса и ещё несколько человек из студии, поехали покорять столичные театральные вузы. Лариса в Москве остановилась у своего двоюродного дяди - художника и его с жены-искусствоведа и подала документы во все вузы. Об этом актриса вспоминала:
«Тур окончательного отбора первым был во ВГИКе, и я его прошла. А поскольку курс набирали Сергей Герасимов и Тамара Макарова - о лучшем нельзя и мечтать, - дальше я уже не видела смысла пробоваться еще куда-то».
Лариса переселилась во вгиковское общежитие и для неё началась студенческая жизнь. Она рассказывала:
«Кто бы мог тогда подумать, что ребята, с которыми запросто общались, куролесили, валяли дурака, станут впоследствии прославленными режиссерами и актерами! Александр Сокуров, Александр Панкратов-Черный тогда же с нами учился, Борис Токарев, Николай Бурляев, Наталья Бондарчук, Сергей Никоненко, Павел Чухрай — на режиссерском факультете, нынешний глава "Мосфильма" Карен Шахназаров… Все собирались, что-то обсуждали, спорили, шутили. Это были замечательные творческие посиделки, но я и подумать не могла, что окружена такими талантами».
На 3 курсе Лариса потеряла маму, с которой она была очень близка. Об этом актриса делилась:
«У мамы образовался рак, который развился очень быстро. Мы с мамой были невероятно близки. Она вложила в меня все, что в то время можно было вложить, - увлекла творчеством, литературой, привила мне любовь к живописи. В общем, мама была для меня всем».
Через 7 лет у Ларисы не стало и отца. Справляться с горем ей помогала работа. Она рассказывала:
«Занятость - необходимость что-то учить, работать, готовить отрывки, — помогли. Не оставалось времени, чтобы зацикливаться на этом кошмаре».
В 1976 г. Лариса получила диплом и стала актрисой «Мосфильма».
Советское кино
С 1 курса вуза Лариса начала сниматься в кино. Дебютом стала роль подружки главной героини в фильме «Юлька» в 1972 г. Интересно, что главную роль сыграла сестра Натальи Варлей - Ирина. Для неё это была вторая главная роль. Но актрисой она не стала. А для Ларисы уже следующая роль через 2 года, стала главной, в фильме Сергея Герасимова «Дочки-матери».
После этой работы актрису стали активно приглашать режиссёры в свои проекты, выходило по 5-6 проектов в год с её участием: «Красное и чёрное», «Золотая мина», «И это всё о нём», «Летучая мышь», «Маленькие трагедии», «Инспектор Лосев», «Зимняя вишня» и др.
Среди всех работ актрисы советского периода, особое место занимает роль Маньки-Облигации в фильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Об этой работе актриса вспоминала:
«Мне сначала предложили сыграть роль Вари Синичкиной. Прислали сценарий, называвшийся "Эра милосердия", я прочитала, восхитилась и… не захотела играть большую и главную роль. Слишком уж она лирическая, хорошая, правильная. Скучноватая. И когда Говорухин меня вызвал, сразу же сказала ему о том, что хочу сыграть Маньку Облигацию. Он категорически отказался. "Нет, ты внешне не подходишь". И отправил восвояси. А через некоторое время мне вдруг приходит телеграмма: "Вы утверждены на роль"».
При работе над этим фильмом Ларисе Удовиченко приписывают роман с Владимиром Высоцким. Но никакого романа в помине не было. Актриса делилась:
«Я слышала песни Высоцкого, но особенно не понимала. Так что не была влюблена ни в творчество его, ни тем более в него самого. Я воспринимала Высоцкого как взрослого человека, известную личность. И главное, у меня уже была любовь. В то время я жила в состоянии влюбленности, в прекрасном романе с моим мужем. Соответственно и Владимир Семенович был просто партнером по фильму. И никакого пиетета, понимания, что общаюсь с великим человеком, не было. Наоборот, он мне казался немножко снобом, поэтому хотелось поскорее убежать со съемочной площадки. Это сейчас я с восхищением читаю книжки его стихов, слушаю песни и понимаю, каким он был гениальным, неординарным».
В новом кино
У актрисы не было простоев в 90-е, по прежнему выходило в год по 3-5 фильмов с её участием: «Ребёнок к ноябрю», «На кого бог пошлёт», «Любить по-русски» и др.
С началом нулевых Ларис Удовиченко начала активно сниматься в сериалах, причём в детективных. До этого времени, актриса не любила детективы: «Сыщики», «Женская логика 2», а сериал «Даша Васильева. Любительница частного сыска», многими зрителями стал очень любим. О работе в этом проекте Лариса рассказывала:
«"Дашу Васильеву" обожаю. На самом деле я никогда не любила детективы, не читала их. Но, начав сниматься в сериале, волей-неволей стала знакомиться с донцовскими детективными историями. Они оказались с добрым юмором и совсем нестрашные, а для меня это так важно. И я там столько разных жизней прожила со своей неунывающей героиней, умеющей из каждой ситуации выйти достойно. Четыре сезона мы выпустили подряд, должны были делать пятый, но я не выдержала, попросила отдыха, а потом, к сожалению, сериал так и не возобновили».
В молодости Лариса очень болезненно реагировала, когда её не утверждали на роль, или когда уже утвердив - отдавали роль другой актрисе. Но она научилась с этим справляться. Актриса делилась:
«Сначала я сильно огорчалась, реагировала болезненно, но постепенно приучила себя не расстраиваться. Просто четко сформулировала рецепт спасения: никогда не надо надеяться. Всё! Не надеешься - и нет никаких расстройств».
Фиктивный брак
Первым мужем Ларисы стал кинорежиссер Александр Панкратов-Белый. Этот брак был фиктивным, актрисе была нужна московская прописка, чтобы её зачислили в штат «Мосфильма», и Панкратов-Белый взялся ей помочь. Об этом актриса рассказывала:
«Из этого ничего не получилось. В результате меня прописали к себе мои родственники. А потом на «Мосфильма» меня поставили в очередь на кооператив».
Брак с ревнивцем
Во второй раз Лариса вышла замуж по большой любви за режиссёра Андрея Эшпая. Но Эшпай оказался очень ревнив. Он изводил её ревностью и устраивал скандалы. Лариса не выдержала и подала на развод.
Брак с игроманом
Третьим избранником актрисы стал пианист и бизнесмен Геннадий Болгарин. На момент их знакомства Геннадий был несвободен, он с женой воспитывал сына. Но любовь к Ларисе победила и они стали супругами. В 1988 г. в семье родилась дочь Маша. Однако Болгарин оказался игроманом, просаживал в казино огромные суммы денег. Последней каплей для актрисы стал проигрыш в казино её гонорара за киноработу. Она подала на развод.
Дочь
Лариса мечтала, что дочь пойдёт по её стопам и станет актрисой. Но Мария выбрала экономику, окончив факультет международных экономических отношений в Плехановском университете. Но, затем девушка поняла, что профессия экономиста абсолютно не для неё. Она выучила итальянский язык и поступила в Милане в знаменитую Школу моды и дизайна Instituto Marangoni. Позже Мария окончила в Риме киношколу. В Италии Мария вышла замуж у неё родился сын.
.