Ксения Маликова, художник-керамист, руководитель мастерской Tiger Craft. Разрабатывает авторскую посуду для ресторанов. Ее работы украшают столы заведений в Хабаровске, Владивостоке и Благовещенске. Среди местных это - Sopka, Main Vine, Valenok, Al Dente, «Эхо» и другие. Также работает хранителем фондов Дальневосточного художественного музея, где ведет курсы по керамике. Переехала в Хабаровск из Донецка, начала свое дело с нуля и добилась успеха.
- Вы создали тарелки в виде пельменей и вареников, кочана капусты - для подачи борща, блюда в виде осколков одной большой тарелки. Как приходят такие идеи?
- Цвет и концепцию выбирает заказчик. Главное, чтобы посуда не перетягивала внимание от еды на себя. Допустим, в ресторане Sopka акцент сделан на дальневосточную природу, и выбор цвета и формы должен был соответствовать зелени, камням, земле. Для Main Vine мы сделали тарелки в виде крабовой клешни, для подачи крабового мяса. Кстати, шеф-повара, которые влюблены в свой край, делают в ресторанах потрясающие вещи, они - за развитие местной гастрономической культуры. Еще на меня вышел бренд-шеф владивостокского ресторана «Зума», хочет со мной поработать.
- Как вас находят заказчики?
- Начинала я как «домашний» керамист, делала плитку в свое удовольствие. Это не было работой. Друзья рекомендовали создавать тарелки. Их увидел менеджер ресторана из Благовещенска и сделал заказ сразу на 200 штук. После сработал эффект сарафанного радио, и другие заведения начали мной интересоваться. Они хотят быть индивидуальными. Вообще я быстро нашла новых заказчиков. Удача - это результат твоего труда.
- География ваших работ - Хабаровск, Владивосток, Благовещенск. Это несомненный успех, но хотели бы выйти за пределы Дальнего Востока?
- Успех - это команда. Сейчас у нас в мастерской работают три человека, но надо расширяться, чтобы выходить на заказчиков не только с Дальнего Востока, хотя бы до пяти - шести человек. Да, это есть в моих планах. Я делаю посуду по ГОСТам и нормам, от которых нельзя отступать. Глину заказываю в Москве или Санкт-Петербурге, она сертифицирована. Еще я веду занятия в Дальневосточном художественном музее, хочу, чтобы в крае возрождалось ремесло, будь то керамика, резьба по дереву или работа с металлом. Мы летом откроем свою арт-студию «Бисквит», будем там творить и учить этому хабаровчан.
- Проходили ли выставки ваших работ?
- Выставок персональных еще не было. Участвовала в совместных - в галерее имени Федотова, а мои сэвэны - символы нанайской культуры - ездили во Владивосток.
- Вы интересуетесь нанайской культурой?
- Когда я приехала, сразу влюбилась в Дальний Восток. Здесь такой размах и богатая культура аборигенов. Когда в нее погружалась, боялась там остаться, очень интересно! Знаете спор о керамике - где она появилась раньше, в Китае или здесь? В исследованиях Владимира Арсеньева говорится, что найденные на Нижнем Амуре черепки посуды старше тех, что обнаружены в Китае. Я спрашивала у нанайцев - почему же у вас так мало керамики, но они больше тяготеют к дереву. Изучала их литературу, традиции, исследовала фонды нашего музея. И вообще для меня все не случайно здесь: люблю тигров, это мой знак по восточному гороскопу, и я приехала жить на родину этих хищников.
- Когда увлеклись керамикой?
- В родном Донецке. Папа был фотографом, занимался выжиганием, чеканкой, и эти навыки мне прививал. У меня несколько образований: экономическое, педагогическое. Работала руководителем в супермаркетах. Щелчок произошел, когда вырос сын. Я поняла, что надо заниматься тем, к чему у меня реальный интерес. В Киеве выучилась на дизайнера интерьеров, в Донецке открыла студию, но просуществовала она недолго - в 2014 году нам пришлось уехать.
- Почему для переезда выбрали Хабаровск? Зимой морозы, летом - мошка и духота.
- Мы об этом не знали. Но когда все ждут лета, мы наслаждаемся зимой, снегом! В Донецке, например, на Новый год может пойти дождь. А мошку я не замечаю. Выбрали Хабаровск очень просто. В крымском ФМС рассказали о переселении на Дальний Восток. Не скрою, сначала было непривычно, тяжело. Но работу тут найти оказалось просто.
- Что бы вы хотели видеть на улицах Хабаровска, чего не хватает этому городу?
- Надо давать больше возможностей нашей молодежи. Когда я приехала в Хабаровск, меня поразило то, что город как-будто чуть замер, и еще под влиянием Советского Союза. За это время есть, конечно, динамика. Но дать бы простор для творчества молодым людям. Я вижу, сколько у них классных идей в плане дизайна, создания арт-объектов или благоустройства улиц. Я начала работать с Данилом Цоем, у него потрясающие скульптуры, а Григорием Горковенко восхищаюсь, им заряжаюсь. Почему бы не давать таким дизайнерам создавать арт-объекты, точки притяжения для туристов? Чтобы гости города не думали, что достояние края не только тигры и медведи, а знали, что есть и креативные люди, создающие такие же пространства, а не топиарные фигуры. Глоток свежего воздуха - концепт «Броско Молла». Мое пожелание властям - соберите этих творческих людей вместе, послушайте их и дайте им шанс проявить себя, доверьте им воплощать свои идеи в Хабаровске. Чтобы вовлечь молодежь в культуру и привить любовь к городу, надо дать им возможность сделать здесь что-то самим.
Ксения Маликова - одна из героев нашего проекта, так мы устами творческих и ярких жителей поздравляем Хабаровск с 165-летием. Ранее мы говорили с автором детской книги «Сказки горы Хехцир» Анной Базаевой; знаменитым художником-ювелиром, чьи работы хранятся в фондах Эрмитажа, Алексеем Бабуровым; популярным в России и США дизайнером, скульптором Григорием Горковенко; генеральным директором Ibragimov team - крупнейшего event-агенства Русланом Ибрагимовым; создателем футбольной академии «Искра» Алексеем Поповым; талантливым скульптором Данилом Цоем; шеф-поваром ресторанов «Парус» и «Интурист» Романом Горячевым; основательницей компании Дальневосточный Кабельный Альянс Яной Петуховой и владелицей сети кофеен-кондитерских «Лавита» Ольгой Барановой.
Алевтина Александрова, новости Хабаровска на DVHAB.ru
Фото, видео Анастасии Голобородко