Немного ретроспективы в недалёкое прошлое и цифр, чтобы понять оправданность и жизнеспособность такой системы. Возникла такая форма кредитования в Великобритании.
2005 год — компания Zopa стала первой краудлендинговой фирмой и с тех пор выдала более 6 миллиарда фунтов стерлингов, сохраняя первенство на мировом рынке народных инвестиций.
2006 — США не отставало от топовых мировых тенденций. В стране начали работать сразу две фирмы почти одновременно: Prosper и Lending Club.
После кризиса 2008 года, а также из-за плохо проработанного законодательного регулирования деятельности подобных фирм, большая их часть обанкротилась. Тем не менее, с тех пор сфера получила государственное регулирование, окрепла и значительно выросла.
2008 год — сначала в Индии, г. Бангалор, запустили сайт социального страхования, где микроинвесторы могли вкладываться в местный бизнес. Затем бум народного кредитования захлестнул Китай и весь азиатский регион. Но без достойного государственного регулирования и эти начинания привели к банкротствам и закрытиям в 2014-2015 гг.
В 2020 году объем средств, привлеченных с помощью краудфандинга по всему миру, составил 114 миллиардов долларов. В том же году благодаря краудинвестингу и краудлендингу по всему миру было сгенерировано 4,41 миллиарда долларов США.
История краудлендинга развития в России
2014 год — в России появляются краудинвестинговые фирмы StarTrack и Venture Club, основанные Александром Бородичем, которые также позиционируют себя как краудлендинговые платформы, но без ориентирования на эту деятельность.
2016 год — начинает свою деятельность “Поток Диджитал”. Фирму долгое время поддерживал Альфа-Банк. За ней открываются другие. Довольно быстро в России такая деятельность начинает регулироваться законодательством.
259 ФЗ и ЦБ
2019 году Госдумой принимается закон «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ». С этих пор все ОИП (операторы инвестиционных платформ) обязательно включаются в реестр Центробанка. Также проекты для кредитования проходят проверку команды специалистов, что значительно снижает риски инвесторов.
Бурный рост сфера краудлендинга пережила в 2022 году. Согласно данным Forbes в середине зимы 2022 года объем кредитов краудлендинговых кампаний составил 578 млн рублей, а в июне того же года уже 850 млн. Сравнительные показатели за 2021 год: 435 и 752 млн соответственно.