Завод рекомендует производить техническое обслуживание автомобиля ежедневно и через каждые 6 – 6,5 тыс. км, 12 – 12,5 тыс. км, 24 – 24,5 тыс. км и 48 – 50 тыс. км пробега, а также сезонно и по мере надобности.
На автотранспортных предприятиях допускается обслуживание автомобиля в соответствии с «Положением о техническом обслуживании и ремонте», утверждённом Министерством автомобильного транспорта РСФСР. При этом замену масла в двигателе одновременно с заменой фильтрующего элемента производят через 10 000 км на хороших дорогах и через 6 000 км на плохих.
Более подробные рекомендации о порядке обслуживания конкретных узлов приведены в соответствующих статьях.
Ежедневное обслуживание:
осмотреть место стоянки автомобиля и убедиться в отсутствии подтекания масла, охлаждающей и тормозной жидкости;
проверить наличие охлаждающей жидкости в системе охлаждения и уровень масла в картере двигателя, воды (при отсутствии мороза) в бачке есть стеклоомывателя;
проверить состояние шин и давление в них воздуха;
зимой при отсутствии тёплого гаража сливать воду после поездки и система охлаждения двигателя и система отопления кузова, а перед следующий поездкой заливать.
Обслуживание через 6 – 6,5 тыс. км пробега:
выполнить указание по смазке автомобиля;
проверить надёжность крепления стартера, генератора и шкива генератора;
проверить состояние уплотнителей шарниров рулевых тяг. В случае повреждения уплотнители немедленно заменить. Проверить затяжку гаек крепления хомутов регулировочных трубок тяг рулевой трапеции и при необходимости подтянуть гайки (момент затяжки 1,5 – 1,8 кгс·м);
проверить наличие люфта в шарнирах резким подёргиванием концов рулевых тяг в направлении вдоль осей шаровых пальцев. При наличии заметного осевого люфта определить степень износа шарнира и, если необходимо, шарнир отрегулировать или заменить;
проверить состояние шин и, если необходимо, произвести динамическую балансировку, а для обеспечения равномерности износа шин перестановку колёс.
После первых 6 000 км пробега:
подтянуть гайки крепления головки цилиндров (момент затяжки 7,3 – 7,8 кгс·м, а затем проверить и отрегулировать зазор между клапанами и коромыслами;
подтянуть гайки (4 шт.) пальцев резьбовых втулок стоек передней подвески (момент затяжки 12 – 14 кгс·м) и гайки (4 шт.) осей верхних рычагов (момент 18 - 20 кгс·м), предварительно сняв стопорные скобы. Поставить скобы на место. Подтянуть четыре болта крепления балки передней подвески к лонжеронам рамы (момент 10 - 14 кгс·м);
проверить углы установки передних колёс и, если необходимо, отрегулировать их;
проверить затяжку четырёх гаек эластичной резиновой муфты рулевого управления и надёжность фиксации их стопорными пластинами.
Обслуживание через 12 – 12,5 тыс. км пробега:
проделать операции, указанные в разделе «Обслуживание через 6 – 6,5 тыс. км пробега»;
произвести операции по смазке автомобиля, проверить уровень масла в картерах коробки передач и заднего моста. Очистить сапуны коробки передач и заднего моста;
подтянуть гайки крепления головки цилиндров (момент 7,3 – 7,8 кгс·м). После подтяжки гаек проверить и отрегулировать зазор между клапанами и коромыслами;
проверить надёжность крепления рулевой сошки, рычагов поворотных кулаков, кронштейна и оси маятникового рычага, а также пальцев шарниров рулевых тяг;
проверить затяжку четырёх гаек эластичной муфты рулевого управления, как указано выше;
подтянуть гайки пальцев резьбовых втулок передней подвески, гайки осей нижних и верхних рычагов и болты крепления балки передней подвески к лонжеронам рама, как указано выше;
проверить регулировку подшипников передних колёс;
проверить состояние шин и произвести перестановку колёс. При переустановке колёс осмотреть на заднем мосту отверстие для стока масла из маслоуловителя в тормозном барабане и тщательно очистить его;
проверить схождение колёс;
подтянуть крепление передних и задних опор двигателя;
подтянуть крепление приёмной трубы глушителя;
проверить крепление оборудования на двигателе;
осмотреть щёточный узел генератора и удалить продувкой пыль, образующуюся от износа щёток. Если щётки заедают в щёткодержателе и ненадёжно соприкасаются с кольцами, устранить заедание;
протереть крышку распределителя и катушку зажигания, зачистить, если необходимо, контакты прерывателя и отрегулировать зазор между ними. Проверить установку зажигания;
очистить свечи и отрегулировать зазор между их контактами. При необходимости свечи заменить;
проверить крепление гаек осей толкателей педалей сцепление и тормоза;
смазать смазочным карандашом рабочие поверхности кулачков замков дверей и зуба фиксатора;
после первых 12 тыс. км пробега подтянуть гайку ведущей шестерни заднего моста (момент 15 - 20 кгс·м). Не допускается ослабление затяжки гайки для совпадения прорези в гайке с отверстием в валике для шплинтовки.
Обслуживание через 24 – 25 тыс. км пробега:
провести обслуживание, предусмотренное после 12 тыс. км пробега, и выполнить указания карты смазки;
проверить наружным осмотром состояния подвески, шарниров рулевых тяг, амортизаторов, карданных шарниров, привода тормозов, привода выключения сцепления, плотность соединений систем смазки, питания и охлаждение двигателя, арматуры кузова и другого оборудования автомобиля;
проверить крепление передней подвески автомобиля, рулевого механизма, рессор и амортизаторов;
проверить контрольным манометром давлением масла в системе смазки двигателя;
очистить фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки топлива и сетчатые фильтр топливного насоса;
проверить углы установки и схождения передних колёс;
смазать шарниры привода стеклоочистителя и ось рычага щётки маслом для двигателя;
высота щёток генератора должна быть не менее 8 мм от пружины до основания щётки. При необходимости щётки заменить. При замене щёток проточить контактные кольца, если их износ превышает 0,5 мм по диаметру. Минимально допускается диаметр колец после проточки 29, 2 мм.
После первых 24 тыс. км пробега вынуть из обоймы фильц кулачка распределителя и счистить (или срезать) образовавшуюся на его краю корочку. Затем поставить фильц на своё место таким образом, чтобы обеспечивалось его касание с кулачком. Пустить на фильц одну каплю чистого масла для двигателя.
При дальнейшей эксплуатации автомобиля добавлять в фильц распределителя по одной капле масла для двигателя через каждые 6 тыс. км пробега.
Обслуживание через 48 – 50 тыс. км пробега:
помимо работ, производимых через 24 тыс. км, выполнить следующие дополнительные работы:
обслужить систему вентиляции картера двигателя, для чего:
снять воздушный фильтр, крышку коромысел, шланги вентиляции и карбюратор;
промыть керосином, просушить и продуть воздухом крышку коромысел, шланги и карбюратор;
очистить и продуть воздухом трубку вентиляции картера в воздушном фильтре, каналы и щель во впускной трубе двигателя.
При сборке обеспечить герметичность всех соединений;
проверить отсутствие ощутимых люфтов в карданных шарнирах и в шлицевом соединении карданной передачи;
подтянуть гайку ведущей шестерни заднего моста моментом 15 - 20 кгс·м;
отвернуть гайку пальца маятникового рычага, вынуть палец, заложить в кронштейн графитную смазку и собрать рычаг;
отремонтировать распределитель, во время чего:
разобрать распределитель, все его детали промыть, осмотреть и, в случае надобности, заменить. При переборке деталей валик распределителя, ось рычажка, оси и пальцы грузиков смазать маслом для двигателя, кулачок смазать тонким слоем смазки ЦИАТИМ-201. Крышку маслёнки наполнить той же смазкой;
в случае наличия большого радиального люфта валика распределителя (до 0,2 – 0,3 мм) сменить вкладыш в корпусе распределителя;
шариковый подшипник пластины прерывателя промыть, наполнить свежей смазкой ЛЗ-158 и повернуть его наружное кольцо относительно внутреннего;
если при ремонте распределителя были затронуты детали центробежного или вакуумного автоматов опережения зажигания, то необходимо проверить их характеристики на стенде;
проверить омметром величину гасящих сопротивлений, устанавливаемых на свечах и в центральной клемме крышки распределителя. Сопротивление должно быть в пределах 6 000 – 15 000 Ом.
Ремонтировать распределитель рекомендуется в мастерской или на станции технического обслуживания.
Сезонное обслуживание:
переставить заслонку подогрева горячей смеси;
в случае применения летом воды в системе охлаждения осенью заменить воду на низкозамерзающую жидкость;
рекомендуется осенью вынуть и смазать пластичные смазкой ЦИАТИМ-201 тяги привода жалюзи и воздушной заслонки;
слить воду из стеклоомывателя при наступлении морозов.
Обслуживание по мере надобности и дополнительное обслуживание:
чистка камер сгорания двигателя от нагара при появлении детонации;
регулировка зазоров между клапанами и коромыслами при появлении стука клапанов;
чистка и регулировка карбюратора при нарушении нормальной работы двигателя;
регулировка натяжения ремней вентилятора;
снятие стартера, разборка, очистка, смазка (винтовая нарезка вала, пальцы рычага и ось рычага - смазкой ГОИ-54П (ГОСТ 3276-74); подшипники и гайки вала - индустриальным маслом И-40А (ГОСТ 20799-75), проверка и регулировка;
очистка топливного фильтра при частых засорениях в системе питания. Удаление отстоя и с топливного бака осень;
смазка шаровой опоры рычага переключения передач (производится при появлении скрипа или увеличения усилия для переключения). Для смазки шаровой опоры вынуть рычаг из гнезда крышки, смазать консистентной смазкой и поставить рычаг на место;
снятие, если необходимо, рессор (непрекращающийся скрип или стук, а также другие неисправности), разборка их, мойка в керосине и осмотр. Повреждённые прокладки хомутов и листов заменить. При сборке промазать листы графитной смазкой УСсА (ГОСТ 3333-55);
снятие амортизаторов с автомобиля производить только в случае неисправности (стук, подтекание жидкости, потеря эффективности);
добавка смазки в шарниры рулевых тяг при эксплуатации автомобиля по дорогам с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием через каждые 60 – 80 тыс. км, но не реже чем через 2 года. При эксплуатации по прочим дорогам эта периодичность сокращается вдвое;
регулировку рулевого механизма производить в случае появления увеличенного люфта или стука. Замену масла в картере рулевого механизма производить через 2 - 3 года и в случае разборки механизма.
При подтекании масла из картера рулевого механизма устранить причину и залить масло, применяемая для коробки передач, до уровня на 25 - 30 мм ниже кромки наливного отверстия;
проверка уровня жидкости в резервуарах главного тормозного цилиндра и главного цилиндра сцепления. Долить жидкости БСК (если необходимо). В жаркое время проверить уровень жидкости не реже чем один раз в месяц;
регулировка стояночного тормоза;
очистка аккумуляторной батареи от грязи, проверка уровня электролита в элементах батареи через 10 - 15 дней и доливка дистиллированной воды; в жаркое время доливать через 5 - 6 дней. Не реже одного раза в квартал проверять чистоту и надёжность крепления наконечников и зажимов проводов. После подтяжки зажимов смазать их техническим вазелином;
проверка состояния электропроводки и её креплений;
смазка гибкого вала при нарушении нормальной работы спидометра. Для смазки отсоединить оба конца вала, вынуть гибкий вал, промыть керосином, протереть насухо, смазать на всю длину смазкой ЦИАТИМ-201 и вставить вал в оболочку;
снятие замков дверей в случае заеданий в механизмах замков дверей или возрастания усилия на кнопках при открывании двери, мойка замков керосине, сушка и смазывание пластичной смазкой ЦИАТИМ-201;
смазка шарниров дверей и других механизмов кузова при появлении скрипа;
замена поршневых колец и при необходимости коренных и шатунных вкладышей после пробега 100 – 120 тыс. км или ранее, при появлении ненормальностей в работе двигателя (дым, увеличение расхода масла более 0,25 л/100 км). При этом очистить полости в шатунных шейках коленчатого вала, очистить головку цилиндров и днище поршней, масляные каналы коленчатого вала, блока и головки цилиндров. Произвести притирку клапанов и их регулировку;
подгибание (если необходимо) биметаллических держателей прикуривателя для обеспечения его автоматического отключения через 8 - 20 секунд после включения;
регулировка опор капота их подгибанием и разгибанием для того, чтобы капот лежал в проёме отсека на всех опорах. Нарушение регулировки опор ведёт к вибрации капота, износу замка, петель и ослаблению крепления всего оперения;
прокачка гидравлической системы выключения сцепления в случае нечёткого переключения передач;
подтяжка крепления автомобиля.