Найти тему
Окружайка

Путевые заметки с Соловецких островов. Как мы добирались на Соловки

Итак, наше большое путешествие к Соловецкому архипелагу началось не с платформы Ладожского вокзала в 21:24 июльским вечером, а намного раньше...

Ещё в феврале-марте, после сомнений, стоит ли ехать одной с детьми на Соловки или купить тур, я начала узнавать расписание поездов до Кеми, договариваться на счёт ночлега там и жилья в посëлке Соловецкий, бронировать билеты на теплоход и прокладывать пешие маршруты. И вот, когда вся эта суета осталась позади, после проведённой ночи в купе двухэтажного поезда, в 10:38, мы прибыли в Кемскую волость на станцию Кемь.

Железнодорожный вокзал г. Кемь
Железнодорожный вокзал г. Кемь

Но теплоходы на Соловки отправляются с причала посёлка Рабочеостровск, а не из Кеми, как многие думают. Такси до той пристани стоит 400-500 руб. У вокзале лучше водителей не просить, а вызвать машину по телефону. Так будет дешевле. В результате, поездка обошлась нам в 400 руб.

Через 15 минут мы с вещами оказались у большого деревянного дома 000 «Причал». Сразу же отправились к администратору выкупать билеты на кораблик. Это надо сделать за час до отправления, иначе "бронь" пустят в свободную продажу.

ООО "Причал", пос. Рабочеостровск
ООО "Причал", пос. Рабочеостровск

В этом гостевом комплексе есть бар, сауна, а ещё и номера, где можно остаться в случае волнений на море или отмены сообщения с островом. Обычно здесь уже всё занято (даже в марте нам ничего не предложили), но нам повезло с погодой - мы отправились на Соловки в тот же день.

А вот обратно с Соловков теплоход прибывает поздно и мы, скажу наперёд, захотели никуда не ехать, а остаться в гостинице, помыться и отдохнуть. Нам сказали, что б звонили непосредственно в день возвращения и узнавали про свободные номера. В таком случае есть шанс заночевать на «Причале». Ситуации бывают разные и туристы могут не приехать, опоздать или отказаться от своей брони. Поэтому, мы не отчаивались. Тем более, что нам попались номера телефонов с предложениями о сдаче жилья в жилых домах у комплекса. Когда мы гуляли, я их сфотографировала.

До отправления судна у нас был час свободного времени и мы решили дойти до подворья Соловецкого монастыря посмотреть условия в паломнической гостинице. Подворье с красивым деревянным храмом находилось рядом с гостиницей.

Подворье Соловецкого монастыря, пос. Рабочеостровск
Подворье Соловецкого монастыря, пос. Рабочеостровск

В церковь попасть не получилось, так как служба закончилась и её закрыли. Но посмотреть условия в гостевом доме нам разрешили.

-4

Если, когда мы вернёмся, на Причале не будет свободных номеров, то это тоже не плохой вариант ночлега. Главное, есть крыша над головой и место, где можно отдохнуть на деревянных трëхэтажных лежаках.

-5

Есть возможность умыться, попить чай, подогреть или приготовить еду.

-6

Туалет в отдельной постройке на улице.

Подворье Соловецкого монастыря и здание паломнической гостиницы, вид со стороны моря, пос. Рабочеостровск
Подворье Соловецкого монастыря и здание паломнической гостиницы, вид со стороны моря, пос. Рабочеостровск

За подворьем можно увидеть мост до островка, на котором снимали фильм "Остров". Там, до недавнего времени, стояли декорации, но после пожара в прошлом году от них ничего не осталось. Очень жаль, это была местная достопримечательность.

Пос. Рабочеостровск
Пос. Рабочеостровск

В 12 часов (за 30 минут до отправления) началась посадка на теплоход "Метель-4". Нам не очень понравилось, что сначала запустили организованные группы, а потом уже, остальных - самостоятельных туристов.

Палуба "Метель-4'
Палуба "Метель-4'

Но, не смотря на это, у нас получилось занять три места рядом. На диване помещается 4 человека. Мест должно было хватить всем, так как количество пассажиров соответствует строго количеству мест и спасательных жилетов. Больше, чем есть мест на борту, команда не имеет права брать. Но обратно, на тх "Василий Косяков", некоторым туристам (я видела) , всë же сделали исключение, и пару человек взяли, без билетов, постоять на палубу. Не могу точно сказать, "лишние" пассажиры это были или, в случае чего, найдутся и для них спасики?

Все рюкзаки и чемоданы были сложены в одно место, чтобы никому не мешали. С собой мы взяли только то, что необходимо в ближайшие два часа дороги.

-10

Во время швартовых работ, пассажирам запретили выходить из помещения. И, лишь после отплытия, разрешили выйти на палубу, на нос и корму.

Палуба "Метель-4"
Палуба "Метель-4"

Погоды была великолепная: светило солнце, воздух +22. На море, к нашей радости, был штиль.

-12

Позади остался материк с заботами и суетой, а впереди бесконечное морское раздолье и свобода.

Кемский берег
Кемский берег

По правому борту на горизонте потянулась цепочка островов Кузовского архипелага. Туда я тоже хотела бы попасть, но не в этот раз, чтобы не смешивать впечатления. Кузова - не обычные острова.

Архипелаг Кузова
Архипелаг Кузова

Там много природных достопримечательностей и надо осматривать их и изучать не спеша, приоткрывая тайны этих мест. Есть гипотезы, которые хочется самой, для себя, подтвердить или опровергнуть.

Затем, с той же стороны, показался крохотный скальный островок Топ и действующий маяк. Проплывая мимо него в определённые погодные условия, можно увидеть миражи.

Остров Топ и маяк. Лодка настоящая, не мираж)
Остров Топ и маяк. Лодка настоящая, не мираж)

Ежедневно, посмотреть гнездовья птиц, лежбище тюленей и маяк, туда (20 км от Соловков) отправляются экскурсии). Но на сам остров людей редко высаживают.

При приближении к Соловкам, с левой стороны по ходу, мы увидели ещё один маяк, он же скит на Секирной горе.

Остров Соловецкий, Маяк-скит на Секирной горе
Остров Соловецкий, Маяк-скит на Секирной горе

Чуть позже нам открылся и весь ансамбль Соловецкого монастыря.

Соловецкий монастырь
Соловецкий монастырь

Сам остров мне показался довольно вытянутым, так как шли на корабле вдоль его берега довольно продолжительное время.

Между делом, когда смотреть в море было не на что, мы напросились подняться к капитану, чтобы осторожно посмотреть его работу. Я всегда стараюсь, при возможности, показать дочкам разные профессии. В этот раз нам повезло и не отказали. Капитан показал на приборе глубину моря под нами, дал посмотреть на окружающие острова в бинокль.

Морской путь на Соловки
Морской путь на Соловки

Когда я заговорила про особенности морских приливов и отливов, нам показали ещё и этот журнал.

Журнал морских приливов
Журнал морских приливов

Данные его июльской страницы очень пригодились при планировании маршрутов у моря.

Журнал морских приливов
Журнал морских приливов

Позже выяснилось, что местные жители не могут обстоятельно объяснить закономерности этих явлений, поэтому мы проводили собственные исследования и открытия.

Около 15 часов (время в пути 2 с небольшим часа) наша "Метель" прибыла к Тамарину причалу, куда пришвартовываются большие теплоходы и не очень.

Тамарин причал в посёлке Соловецкий
Тамарин причал в посёлке Соловецкий

Для монастырских катеров есть свой причал.

Монастырский причал
Монастырский причал

А также есть ещё один, под названием Хета.

Причал Хета
Причал Хета

Оттуда уходят на экскурсии катера «Независимых гидов». Рядом могут разгружать продукты или строительные материалы с других кораблей.

У трапа нас встретила женщина, с которой мы заранее договорились о трансфере.

С работой у местных жителей здесь туго, а поэтому, кто, что умеет, тот, тем и подрабатывает в свободное от основной деятельности время.

Первый взгляд на Соловецкий посëлок
Первый взгляд на Соловецкий посëлок

За 500 руб. (столько стоит такси по посёлку, в пределах его границ) нас отвезли домой. Пешком бы тоже справились, расстояния в посëлке не большие, но с запасом еды на неделю, наш багаж был тяжеловат.

Посëлок Соловецкий
Посëлок Соловецкий

Дома нас ждала семья, с которой проведём последующие дни. Разместив вещи в комнате, немного отдохнули, попили чай и решили, чтобы не терять время в такой чудесный день, отправиться на прогулку.

Об этом будет следующая статья.

Подписаться на канал