Найти тему

Беспокойные ночи малышей - самые провальные советские фильмы для детей

Советский кинематограф выпускал, вероятно, наибольшее количество именно детских фильмов, и многие заслуженно стали любимыми - их можно и нужно пересматривать детям и сегодня, чтобы отвлечься от Гарри Поттера. Но бывали и откровенные неудачи, ведь жанр детского кино как и комедии ошибочно считается многими легким. Снять хороший фильм для юной аудитории очень непросто.

Борис Быстров и Андрей Файт в фильме "Волшебная лампа Аладдина", 1966
Борис Быстров и Андрей Файт в фильме "Волшебная лампа Аладдина", 1966

Великими детскими режиссерами были сказочники Александр Роу, Александр Птушко, Надежда Кошеверова, потрясающие фильмы снимал Борис Рыцарев (одна "Волшебная лампа Аладдина" чего стоит!) и Леонид Нечаев (фильмы про Буратино и Красную Шапочку). Отличные школьные ленты выпускали Ильи Фрэз и Динара Асанова, останутся в памяти фантастические фильмы для подростков Ричарда Викторова и Павла Арсенова. Одним из самых необычных и оригинальных детских режиссеров, больших энтузиастов детского и юношеского кино был Ролан Быков. Список этот можно продолжать - у нас имелись мастера, прекрасно разбиравшиеся в детской психологии и умеющие снимать фильмы, интересные самым юным и капризным зрителям. Но иногда за эту задачу брались режиссеры, которым лучше было бы заняться чем-то другим. Давайте вспомним несколько самых очевидных провалов.

Владимир Вихров и Любовь Чиркова-Черняева в фильме "Осенние колокола", 1978
Владимир Вихров и Любовь Чиркова-Черняева в фильме "Осенние колокола", 1978

"Осенние колокола", 1978
До прихода на "Мосфильм" режиссер
Владимир Гориккер работал в киевском и одесском театрах оперы и балета. Он всерьез увлекался музыкой и его первые киноработы - "Соната Бетховена", "Музыка Верди", "Иоланта", "Царская невеста", "Каменный гость". И вдруг - детский фильм "Осенние колокола" по пушкинской "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях". Но ни великолепный первоисточник, ни участие красавицы Ирины Алферовой в главной роли, ни сценарий самого Александра Володина ("Старшая сестра", "Осенний марафон") не помогли. Фильм не получился - смотреть его мучительно и детям, и взрослым. Особенно нелепыми выглядят сцены боев, да и атмосферы сказочности, которой пропитано произведение Пушкина, в ленте попросту нет. После этой картины Гориккер снял еще менее удачный мюзикл "Серебряное ревю" и последние 40 лет жизни кинематографом не занимался.

Лариса Кадочникова и Борис Хмельницкий в фильме "Вечер на Ивана Купала", 1968
Лариса Кадочникова и Борис Хмельницкий в фильме "Вечер на Ивана Купала", 1968

"Вечер на Ивана Купала", 1968
Не путать с замечательной лентой Александра Роу "Вечера на хуторе близ Диканьки", хотя и в основу этого фильма тоже положены произведения Гоголя, а также украинские народные сказки. Ленту о любви нищего батрака Петро к красавице с не слишком звучным в наши дни именем Пидорка (из песни слов не выкинешь), ради которой влюбленный обратился к услугам злой колдуньи, сотворил украинский режиссер
Юрий Ильенко на студии им. Довженко. В картине снимались Лариса Кадочникова, Борис Хмельницкий, Борислав Брондуков, Джемма Фирсова. Вышло нечто психоделическое (по одной версии) или просто крайне неудачное (по более распространенной). Кто-то называет эту ленту "хилым закосом" под киностилистику Сергея Параджанова, также тогда работавшего в Киеве, или бестолковым набором интересных кадров. А детям просто не удается осилить этот фильм до конца. Ох, уж эти сказки, ох уж эти сказочники.

Элеонора Шашкова и Хоссе Бельместр в фильме "Дневник Карлоса Эспинолы", 1976
Элеонора Шашкова и Хоссе Бельместр в фильме "Дневник Карлоса Эспинолы", 1976

"Дневник Карлоса Эспинолы", 1976
Фильм снял режиссер
Валентин Селиванов, который ранее поставил "Большое космическое путешествие" по Сергею Михалкову. Эта детская фантастика имела в свое время популярность, да и сегодня многими воспринимается с теплой ностальгией, хотя мне фильм никогда не нравился - он сильно проигрывает снятым почти в то же время лентам Ричарда Викторова "Отроки во Вселенной" и "Москва-Кассиопея". Но "Дневник Карлоса Эспинолы" – однозначная неудача. Лента об учениках советской интернациональной школы-интернате, где учатся дети разного рода борцов за независимость из стран Африки, Азии и Латинской Америки, буквально напичкана нелепыми, откровенно ходульными сюжетными поворотами, невыносимым для детской аудитории пафосом и полностью проваленным кастингом. Да, в самом начале фильма говорится о том, что актеров набирали среди реальных учеников школы-интерната для детей иностранцев, но видимо - методом тыка. В кадре они существовать не способны, а поддержка со стороны взрослых актеров (Людмила Чурсина, Элеонора Шашкова, Вячеслав Шалевич, Кахи Кавсадзе) не вытягивает общий уровень картины. Единственный плюс фильма - изумительная музыка Алексея Рыбникова.

Спартак Мишулин в фильме "Денискины рассказы", 1970
Спартак Мишулин в фильме "Денискины рассказы", 1970

"Денискины рассказы", 1970
Режиссеру
Владимиру Храмову удалось эффективно уничтожить великолепный литературный первоисточник - детские произведения писателя Виктора Драгунского, который является и автором сценария. В ленте четыре новеллы, но все вышли откровенно скучными, затянутыми, неудачными. Сама картина похожа на попытки плохого клоуна рассмешить публику в цирке - чем больше он старается, тем более неловко на это глядеть. Фильм настолько фальшивый, что второй такой еще надо поискать в обширной коллекции советского детского кино. Не спасает и хорошая музыка Эдуарда Колмановского. Лента примечательна разве что тем, что роль Дениски играет Михаил Мень - сын знаменитого протоиерея Александра Меня. Впоследствии Михаил выбрал политическую карьеру. также занимался предпринимательством, музыкой и продюсированием. Лента названа детской музыкальной комедией, но у большинства юных зрителей она смеха не вызывала, только скуку и желание посмотреть что-нибудь еще.

Светлана Ступак в фильме "Пеппи Длинныйчулок", 1984
Светлана Ступак в фильме "Пеппи Длинныйчулок", 1984

"Пеппи Длинныйчулок", 1984
Вероятно, худший детский фильм в истории советского кино. Сняла его режиссер
Маргарита Микаэлян по собственному сценарию. Все действие происходит в каких-то декорациях города, обитатели которого ведут себя как не принятые ни в один театральный вуз бездарности. Такого количества безобразного кривляния вместо актерской игры, плохой музыки, хреновой хореографии, вероятно, не встретить ни в одном другом советском музыкальном или детском фильме. Но больше всего огорчает (в очередной раз) уничтожение великолепной первоосновы - отличной книги шведской писательницы Астрид Линдгрен. В фильме от повести остается одно только название. Это самый фальшивый детский фильм из тех, что мне удалось посмотреть.

Друзья, а какие советские фильмы для детей вы считаете не самыми удачными? Были ли те, которые в детстве больше никогда не хотелось пересматривать?