Советский кинематограф выпускал, вероятно, наибольшее количество именно детских фильмов, и многие заслуженно стали любимыми - их можно и нужно пересматривать детям и сегодня, чтобы отвлечься от Гарри Поттера. Но бывали и откровенные неудачи, ведь жанр детского кино как и комедии ошибочно считается многими легким. Снять хороший фильм для юной аудитории очень непросто.
Великими детскими режиссерами были сказочники Александр Роу, Александр Птушко, Надежда Кошеверова, потрясающие фильмы снимал Борис Рыцарев (одна "Волшебная лампа Аладдина" чего стоит!) и Леонид Нечаев (фильмы про Буратино и Красную Шапочку). Отличные школьные ленты выпускали Ильи Фрэз и Динара Асанова, останутся в памяти фантастические фильмы для подростков Ричарда Викторова и Павла Арсенова. Одним из самых необычных и оригинальных детских режиссеров, больших энтузиастов детского и юношеского кино был Ролан Быков. Список этот можно продолжать - у нас имелись мастера, прекрасно разбиравшиеся в детской психологии и умеющие снимать фильмы, интересные самым юным и капризным зрителям. Но иногда за эту задачу брались режиссеры, которым лучше было бы заняться чем-то другим. Давайте вспомним несколько самых очевидных провалов.
"Осенние колокола", 1978
До прихода на "Мосфильм" режиссер Владимир Гориккер работал в киевском и одесском театрах оперы и балета. Он всерьез увлекался музыкой и его первые киноработы - "Соната Бетховена", "Музыка Верди", "Иоланта", "Царская невеста", "Каменный гость". И вдруг - детский фильм "Осенние колокола" по пушкинской "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях". Но ни великолепный первоисточник, ни участие красавицы Ирины Алферовой в главной роли, ни сценарий самого Александра Володина ("Старшая сестра", "Осенний марафон") не помогли. Фильм не получился - смотреть его мучительно и детям, и взрослым. Особенно нелепыми выглядят сцены боев, да и атмосферы сказочности, которой пропитано произведение Пушкина, в ленте попросту нет. После этой картины Гориккер снял еще менее удачный мюзикл "Серебряное ревю" и последние 40 лет жизни кинематографом не занимался.
"Вечер на Ивана Купала", 1968
Не путать с замечательной лентой Александра Роу "Вечера на хуторе близ Диканьки", хотя и в основу этого фильма тоже положены произведения Гоголя, а также украинские народные сказки. Ленту о любви нищего батрака Петро к красавице с не слишком звучным в наши дни именем Пидорка (из песни слов не выкинешь), ради которой влюбленный обратился к услугам злой колдуньи, сотворил украинский режиссер Юрий Ильенко на студии им. Довженко. В картине снимались Лариса Кадочникова, Борис Хмельницкий, Борислав Брондуков, Джемма Фирсова. Вышло нечто психоделическое (по одной версии) или просто крайне неудачное (по более распространенной). Кто-то называет эту ленту "хилым закосом" под киностилистику Сергея Параджанова, также тогда работавшего в Киеве, или бестолковым набором интересных кадров. А детям просто не удается осилить этот фильм до конца. Ох, уж эти сказки, ох уж эти сказочники.
"Дневник Карлоса Эспинолы", 1976
Фильм снял режиссер Валентин Селиванов, который ранее поставил "Большое космическое путешествие" по Сергею Михалкову. Эта детская фантастика имела в свое время популярность, да и сегодня многими воспринимается с теплой ностальгией, хотя мне фильм никогда не нравился - он сильно проигрывает снятым почти в то же время лентам Ричарда Викторова "Отроки во Вселенной" и "Москва-Кассиопея". Но "Дневник Карлоса Эспинолы" – однозначная неудача. Лента об учениках советской интернациональной школы-интернате, где учатся дети разного рода борцов за независимость из стран Африки, Азии и Латинской Америки, буквально напичкана нелепыми, откровенно ходульными сюжетными поворотами, невыносимым для детской аудитории пафосом и полностью проваленным кастингом. Да, в самом начале фильма говорится о том, что актеров набирали среди реальных учеников школы-интерната для детей иностранцев, но видимо - методом тыка. В кадре они существовать не способны, а поддержка со стороны взрослых актеров (Людмила Чурсина, Элеонора Шашкова, Вячеслав Шалевич, Кахи Кавсадзе) не вытягивает общий уровень картины. Единственный плюс фильма - изумительная музыка Алексея Рыбникова.
"Денискины рассказы", 1970
Режиссеру Владимиру Храмову удалось эффективно уничтожить великолепный литературный первоисточник - детские произведения писателя Виктора Драгунского, который является и автором сценария. В ленте четыре новеллы, но все вышли откровенно скучными, затянутыми, неудачными. Сама картина похожа на попытки плохого клоуна рассмешить публику в цирке - чем больше он старается, тем более неловко на это глядеть. Фильм настолько фальшивый, что второй такой еще надо поискать в обширной коллекции советского детского кино. Не спасает и хорошая музыка Эдуарда Колмановского. Лента примечательна разве что тем, что роль Дениски играет Михаил Мень - сын знаменитого протоиерея Александра Меня. Впоследствии Михаил выбрал политическую карьеру. также занимался предпринимательством, музыкой и продюсированием. Лента названа детской музыкальной комедией, но у большинства юных зрителей она смеха не вызывала, только скуку и желание посмотреть что-нибудь еще.
"Пеппи Длинныйчулок", 1984
Вероятно, худший детский фильм в истории советского кино. Сняла его режиссер Маргарита Микаэлян по собственному сценарию. Все действие происходит в каких-то декорациях города, обитатели которого ведут себя как не принятые ни в один театральный вуз бездарности. Такого количества безобразного кривляния вместо актерской игры, плохой музыки, хреновой хореографии, вероятно, не встретить ни в одном другом советском музыкальном или детском фильме. Но больше всего огорчает (в очередной раз) уничтожение великолепной первоосновы - отличной книги шведской писательницы Астрид Линдгрен. В фильме от повести остается одно только название. Это самый фальшивый детский фильм из тех, что мне удалось посмотреть.
Друзья, а какие советские фильмы для детей вы считаете не самыми удачными? Были ли те, которые в детстве больше никогда не хотелось пересматривать?