Выражение «опростоволоситься», что значит оплошать, сделать грубый промах, произошло благодаря русской обрядности и крестьянскому быту. Появление на людях с «простыми» волосами – с непокрытой головой (без головного убора; «засветить волосом»), – для замужней женщины считалось верхом неприличия и приравнивалось к позору и греху.
Если головные уборы девушек оставляли волосы открытыми, то женские – тщательно волосы скрывали: закрывали всю голову, спереди волосы прикрывали поднизи, а сзади – позатыльни.
Менялся статус женщины – менялись права и обязанности, а вмести с ними причёска, одежда и головной убор. Женщина, выходя замуж, должна была скрывать волосы, показывая подчинённое положение жены. Кроме того, волосы надо было прятать, чтобы не навредить мужу и его родственникам, заключенными в волосах могущественными силами.
Исследователи считают, что связано это было с магией и колдовскими чарами, так как волосы, по поверьям, являлись местом их сосредоточения. Была также замечена связь между длиной волос и особенным даром человека – предвиденьем, способностью общаться с духами, слышать природу и улавливать малейшие изменения в окружающем мире.
В ссорах женщины часто пытались вцепиться друг другу в волосы или сорвать с соперницы головной убор. Приравнивался такой поступок к лишению брака: «опростоволосить женщину» – значит обесчестить её.
Снятие же пояса и головного убора, распускание волос часто практиковалось в языческих аграрных обрядах, связанных с духами природы, а также во время святочных гаданий и общения с «нечистой силой».
Свадьба в прежние времена была главным обрядом в жизни человека. Русские девушки заплетали волосы в одну косу, а замужние женщины плели две косы и укладывали их в причёску, обвивая вокруг головы. Отсюда и пошли выражения «окрутит девку» (то есть взять в жёны) или «окрутить парня» (заставить на себе жениться).
Головные уборы девушек, молодых замужних женщин до рождения первого ребёнка, замужних и пожилых женщин сильно отличались друг от друга и имели многообразные формы.
Схожие традиции, но со своими нюансами, присутствуют во многих культурах.
Так, например, возрастная дифференциация четко прослеживалась в женских головных уборах татар.
Девичьим головным убором был калфак с повязкой-украшением ука-чачак. У замужних женщин головные уборы состояли из трёх частей и закрывали голову, волосы, шею, плечи и спину женщины. Нижние основные уборы назывались волосники. С их помощью собирали и закрывали волосы. Вместо волосника часто надевали и большой трикотажный калфак. Татарки мусульманки заплетали просто две косы, а кряшенки (православные татарки) укладывали косы как и русские, вокруг головы под чепец. Средние уборы представляли собой покрывало и больше были характерны для пожилых женщин. Верхние головные уборы одевались поверх покрывал.
У народов Северного Кавказа на людях было принято носить головные уборы и мужчинам, и женщинам. Одежда замужней женщины скрывала все участки тела и особенно волосы на голове.
Головной убор для мужчин являлся олицетворением мужского достоинства, а для женщины показателем статуса. Однако и у кавказских народов имелось исключение из правил. Так, например, лезгины во время траурных процессий снимали с себя головные уборы, царапали лицо, распускали волосы и рвали их у себя на голове. Делали это близкие родственники умершего в знак выражения горя.
Девочек до 6 лет несколько раз обривали наголо. Когда волосы отрастали после последнего бритья, то их заплетали в две или четыре косы. Носить одну косу запрещалось, так как считалось, что таким образом можно накликать на себя беду – не выйти замуж, потерять отца или брата. Даже ругательное проклятие звучало: «Чтобы ты с одной косой осталась», что являлось прямым пожеланием смерти отца или брата.
Символом целомудрия, сохранения сакральной чистоты, у чеченских женщин был и остаётся платок кортали. Девушки повязывали на голову длинные легкие платки. Когда девушка выходила замуж, то начинала пользоваться чухтой – специальной шапочкой (мешочком), в которую убирались все волосы, а крылья надетого поверх платка отправлялись за спину. Пожилые женщины носили чухту и большие платки с бахромой. Вдовы или разведенные женщины надевали платок так, что один конец отправлялся назад, а второй оставляли спереди.
Карельские девушки считали, что в волосах заключается обаяние, чары над молодыми людьми и магическая сила, которые могут пропасть, если девушка будет относиться к волосам небрежно. Интересный свадебный обычай карел связан с магией волос. Розплетины – ритуальные действия по расплетанию (расплетению) косы невесты, схожие с русским и болгарским обычаем.
Во время исполнения обряда, с гребешка, которым расчёсывали невесту, жених или патьвашка (клетникка, колдун – главный распорядитель на деревенских свадьбах) три раза собирал волосы и прятал их в свой карман. Иногда этот обряд исполняли иначе – три раза дёргали девушку за косу с требованием быть послушной мужу. Считали, что силы волос невесты после этого частично утрачиваются и не будет использованы во зло рода мужа.
После свадьбы женщины прятали волосы, чтобы обезопасить родственников мужа и продемонстрировать своё подчинение. Открытые на людях волосы считались страшным грехом, нарушением брака, бунтом против мужа и всех его родственников. Когда во время «бабьего праздника» ижорские женщины снимали головные уборы и оставались «простоволоеыми», то это было демонстрацией временного разрушения брачных уз, высвобождением магической силы, вытекающих из культа плодородия. В более древних обычаях води и ижор женщина не только должна была прятать волосы, выходя замуж, но и срезать их или даже брить.
Сакральный смысл и трепетное отношение к волосам есть у каждого народа. У казахов считалось, что отрезание волос девушки равносильно лишению её части тела, отрезанию жизненного пути. Запрещалось выкидывать волосы; их тщательно собирали и закапывали в пустынном месте. Чуваши верили, что замужняя женщина без головного убора может принести несчастье. Украинцы считали «простоволосых» замужних женщин причиной неурожая или падежа скота. У казахов замужние женщины до 40 лет надевали головной убор кимешек, который покрывал голову, шею, грудь и спину. Женщины постарше повязывали платок жаулык. Волосы заплетали в две косы, потому что женщина не должна быть одна.
Женский головной убор выполнял сразу несколько функций: эстетическую, статусную, социальную и защитную. Поэтому верным вариантом ответа будет вариант «г» - после свадьбы. А паспорт, хоть и служит основным документом, удостоверяющим личность человека, но к традиционной народной культуре не имеет отношения.
***
Большой популярностью у восточных славян в своё время пользовался традиционный женский головной убор намитка (намётка), унаследованный славянами от индоарийских предков. Носили намитку замужние женщины в южных областях России, Белоруссии, Украине и Литве. Аналоги намитки широко представлены в ряде культур: чалма, тюрбан, хиджаб, бай и др.
Общим для всех восточнославянских народов считают повойник. Этот головной убор имел одинаковый покрой, но назывался в каждой местности по-разному: у русских – повой, повоец, повойник, волосник, сборник, чепчу, чепец, чехол, чехлик, чехлушка, шлык, шлычок, чупирник, плетушка; старорусское название – подубрусник, повой. У украинцев – очiпок, чипец, чепик. У беларусов – чап, чапец, контур. Но все повойники имели одну общую функцию – закрыть волосы замужней женщины.
***
По страницам этнографического диктанта
Вопрос 9, 2021
У многих народов России существует обычай, по которому женщина должна была скрывать свои волосы от посторонних мужчин. И «опростоволоситься», то есть показаться на людях без головного убора, было страшным позором. Чаще всего женщины начинали закрывать волосы:
Варианты ответов, где верный ответ – «г»:
а. После получения паспорта
б. После развода
в. После рождения первого внука
г. После свадьбы