Говоря про франшизу "Форсаж", которая насчитывает уже 22 года своего существования, нельзя не отметить, что это уже не просто кино, а настоящее явление нашего времени. Начавшись когда-то с достаточно скромной первой части, вышедшей в 2001 году под названием The Fast and The Furious и по своей сути являвшейся непрямым римейком "На гребне волны", в настоящий момент франшиза насчитывает 10 фильмов и явно останавливаться не собирается. Даже несмотря на заявления Дизеля из серии "Ну, 11-я часть будет самой масштабной, почти финалом. Еще может 12-ю сделаем и будет заканчивать", веры таким заявлениям нет: пока это приносит большие деньги, новые части продолжат появляться. А пока остановимся на обзоре 10-й части, вышедшей около недели назад в мировой прокат.
Конечно, надо отдать должное, что некоторое время создатели франшизы искали пути ее дальнейшего развития, ведь уже к 3-й части стало ясно, что фильм про гонки и параллельно развивающейся криминальной историей заходит в тупик. И надо сказать, что им удалось найти направление роста: 5-я часть окончательно превратилась в крупномасштабный боевик с элементами "фильма-ограбления", на тот момент это оказалось выигрышным вариантом. "Форсаж 5" дал отличные показатели по кассе и указал дальнейшее развитие франшизы. Пусть даже к этому времени абсолютно забыли и про логику, и про законы физики, но следующие части удовлетворяли голод публики по боевикам, которые после успеха комиксов надолго ушли в тень. Уже 7-й "Форсаж" был пиком развития истории, наложившись на трагический уход Пола Уокера во время ее съемок. Пожалуй, надо было именно тогда и остановиться. Но полтора миллиарда долларов мировых сборов только усилили этот конвейер, после чего франшиза окончательно потеряла связь с реальностью, с многочисленными камбеками погибших персонажей превратившись в очередную вселенную комиксов. Упавшие сборы "Форсажа 9" намекнули, что надо что-то менять, и создатели пообещали провести работу над ошибками. "Форсаж 10" должен был продемонстрировать, получилось ли ее провести.
Ответ будет разочаровывающим: нет. Хотя ролик и обещал новую историю, а также безумного злодея, сравнимого с Джокером, итог получился обычным. авторы очень пытаются привнести что-то новое, хорошо прописали нового злодея Данте, но все это работает только первые 30 минут. Но обо всем по порядку.
Намек на трэшак появляется почти сразу в сцене, где нам показывают, как "самый лучший автомобиль в мире" (по версии Дизеля и его героя - это Додж Чарджер, который разве что только в космос не летает) с дикой скоростью мчится по улицам Лос-Анджелеса, проделывая безумные пируэты. После чего из машины выходит начавший сдавать Торретто и с видом "уставшего бати" начинает втирать водителю цитаты из "пацанских пабликов" VK. Водителем оказывается сын героя Дизеля, которому нет и 10 лет. В фильме на полном серьезе показывают, что посадить несовершеннолетнего пацана 9 лет за руль - это нормально, что уже является первым звоночком.
Дальше мы видим традиционную идиллию: шашлыки во дворе дома, "мы - семья", персонажи, которые появляются на 20 секунд просто чтобы появиться, еще ряд цитат из "пацанских пабликов". Вроде все отлично, если не считать, что части "семьи" надо лететь в Рим, чтобы ограбить очередной конвой, в котором перевозится сверхсекретный чип. Дизель на правах "уставшего бати" отказывается от задания, однако, ночью на пороге его дома оказывается истекающая кровью Сайфер (злодейка из 8-й части в исполнении Шарлиз Терон), которая "только что видела дьявола".
Далее, идет сцена появления главного злодея Данте, сына главного антагониста из 5-й части, который по своим замашкам демонстрирует очередной косплей на Джокера, только с кучей бижутерии и странными нарядами, свойственными больше для лиц нетрадиционной ориентации. Данте заявляется к Сайфер, чтобы забрать ее людей и ее технологии, а цель его очень проста: отомстить Торретто и всей его "семье" за отца. Причем, план Данте удается, ведь он ухитряется вычислить и захватить в плен всех родственников наемников Сайфер (вопрос, зачем ему эти наемники, если у него есть такие возможности). После чего, в Риме героев ждет ловушка, из-за которой они попадают в перечень самых опасных преступников. Теперь за ними охотятся и Данте со своими наемниками, и та самая Организация из предыдущих частей, которая давала нашим героям самые нестандартные задания, возглавляемая новым боссом Эймсом.
Надо сказать, что невзирая на длительный хронометраж, фильм более-менее разгоняется и демонстрирует хоть какую-то связь происходящих событий только в последние 30 минут. До этого идет мешанина из экшн-сцен, которые логически не кажутся особенно связанными. Идиотизма хватает в каждой сцене.
Тут и злостное нарушение законов физики, и связь главных героев, когда с мобильника можно пережать сообщение на рацию и обратно, и двуместный летательный аппарат, который можно пронести на борт самолета, заправить 3-я шкаликами водки и полететь преспокойно на землю в составе 2 человек. Немало сцен из серии: давай сбежим из тюрьмы - а давай. Сколько у нас времени осталось, пока среагирует охрана? - 5 минут. Отлично, давай тогда подеремся и выясним отношения, а потом узнаем, что наша тюрьма находится в Антарктиде. Кое-где настолько не запариваются, что в сцене, где Организация и ее директор смотрят материалы по предыдущим делам семьи Торретто, просто демонстрируется видео из предыдущих частей.
Промолчу о том, что весь этот "капустник" из многочисленных персонажей не имеет никакой логической подоплеки и объяснения. Герои из предыдущих частей вроде персонажей Риты Морено, Скотта Иствуда, Хелен Миррен и многих других будто кратко напоминают: "эй, мы есть, и сюда нас еще пригласили". Любая попытка раскрыть внутренний мир того или иного героя в кратких перерывах между безумными экшн-сценами, заканчивается теми же набившими оскомину цитатами из "пацанских пабликов".
В какой-то момент кажется, что хотя бы герой Джейсона Момоа разбавит всю эту "альтернативную вселенную" и привнесет новые краски. Некоторое время это даже работает: его герой Данте сначала отыгрывает неплохой вариант Джокера, демонстрируя незаурядного персонажа, чьи ходы расписаны на 10 шагов вперед. Но достаточно скоро даже он скатывается в трэшак, буквально после пары сцен превращаясь в американский вариант Джигурды. Сцена, когда он в розовом халате и косичками красит ногти двум мертвым наемникам, пьет свой коктейль и уходит, венчая тем самым окончательный крах надежд на что-то новое и оригинальное, хотя эта сцена и является неплохой цитатой из "Дома, который построил Джек" фон Триера, только большинство зрителей-фанатов "Форсажа 10" вряд ли вообще такую фамилию слышали.
Говоря про зрелищность, конечно, вложенные феноменальные 340 миллионов долларов чувствуются: герои передвигаются по всему миру, любые их движения сопровождаются кучей взрывов и десятков подорванных машин, от чего начинает рябить в глазах. Стоимость постановки тут видна, масштаб фильма действительно крупный, но это тот классический случай, когда далеко не уедешь только на одних спецэффектах. Критики от этой ленты вообще не в восторге, хотя понятно, что этот фильм себя точно окупит и с большой вероятностью преодолеет заветную планку в 1 миллиард долларов.
Луи Леттерье - достаточно безликий режиссер без своего стиля, идеально снимающий то, что говорят продюсеры. Для этого фильма исключений он тоже не делал. Фильм сливается с предыдущими частями и ничем особо не отличается, никакого нового направления во франшизе не задано, а имевшийся потенциал в виде нового злодея оказался безбожно слит уже к середине ленты. Единственное, что вступительные титры и песня уже намекают, что тут нечто уровня Джеймса Бонда.
Актерскую игру в таких лентах объективно сложно оценивать, ведь ее особенно и не требуется. Отмечу, что из всех более-менее старался Момоа, неплохо стартовал Алан Ритчсон в роли Эймса. Бри Ларсен и тут играет саму себя, точнее, изображает один и тот же диапазон эмоций, что был в "Капитане Америке" и прочих ее недавних лентах. Конечно, по виду Дизеля чувствуется, что франшиза насчитывает не один десяток лет. Даже он уже реально устал от происходящего, поэтому в фильме несильно выкладывается, где-то даже размякает, что смотрится как-то сомнительно.
В общем, это неплохое кино, если выключить мозг. Полностью. Наверно, вполне летний блокбастер, который принесет много денег. Но определенно что-то надо менять. Иначе утомительно станет даже для самих создателей.
Рекомендую к прочтению рецензию на "Восстание живых мертвецов":
Также многим будет интересен треш-обзор на другую недавнюю новинку с Адамом Драйвером:
Кстати, один из возможных твистов сценария, о которых писал ранее, подтвердился:
------------------------------------------------------------------------------------
Если Вам понравился материал, прошу оставить комментарий или подписаться. Впереди еще много чего интересного.