Найти тему

Из истории петербургской почтовой открытки 1890-1910 годов.

Первые открытые письма (без иллюстраций) были введены в обращение в России в 1872 году; право выпуска открытых писем было предоставлено Почтовому Ведомству. Но пересылать по почте открытки в России стали с 1894 года; именно в 1894 году министр внутренних дел, в ведении которого находился Почтовый департамент, подписал распоряжение, в соответствии с которым стало возможным пересылать бланки с иллюстрациями, выпущенные частными издателями. Но адресная сторона открытки должна была иметь такое же оформление, как и у стандартных открытых писем Почтового департамента.

Итак, первые иллюстрированные открытки, изданные в России, появились в 1894 году. Как они выглядели?... Первые русские иллюстрированные открытки были видовыми – на почтовых открытках были запечатлены виды того или иного города; иногда на одной открытке можно было увидеть композицию – монтаж из нескольких видов одного и того же города; такая композиция чаще всего была украшена виньетками. Городской пейзаж на открытке сопровождался надписью: «Привет из …(название города)»; «Поклон из …(название города)». Например, надпись на видовой открытке могла звучать так: «Привет из Гатчины!» ; «Поклон из Орла.»; «Привет из Царского Села!»; «Поклон из Тулы.»…

Частный бланк из серии «Москва», выпущенной «Литографией высочайше утвержденного товарищества И. Н. Кушнарев и Ко», 1895 г. 
Источник: https://www.habarolog.ru/2023/04/21/pervye-otkrytki-rossijskoj-imperii/
Частный бланк из серии «Москва», выпущенной «Литографией высочайше утвержденного товарищества И. Н. Кушнарев и Ко», 1895 г. Источник: https://www.habarolog.ru/2023/04/21/pervye-otkrytki-rossijskoj-imperii/

Но время шло, и тематика почтовых открыток становилась всё более разнообразной; хотя, безусловно, видовые открытки оставались наиболее популярными. На рубеже 19-20 столетий появляются поздравительные, рекламные, юмористические почтовые открытки. Действительно – открытки на все случаи жизни! Причем тематика почтовых открыток продолжает расширяться; спрос на почтовые открытки растет. Можно с уверенностью сказать: на рубеже веков в России создание и выпуск почтовых открыток становится особым видом искусства. Появляются первые коллекционеры открыток; для коллекций открыток создаются специальные альбомы, изящно и продуманно оформленные. Россия входит во Всемирный Почтовый Союз (в него входило 23 государства), и этот факт является знаком признания высокого уровня оформления почтовых открыток в России.

Марка издательства «Общины Святой Евгении»
Марка издательства «Общины Святой Евгении»
Марка «В пользу Общины св. Евгении», Источник: https://stamps.ru/en/blog/estetika-miloserdiya
Марка «В пользу Общины св. Евгении», Источник: https://stamps.ru/en/blog/estetika-miloserdiya

Эта публикация будет посвящена истории издательства Общины Святой Евгении; издательство начало свою деятельность в Петербурге, в 1896 году. Деятельность издательства началась с выпуска конвертов малого размера – «вместо визитов» и обычного – «для писем», приуроченных к Пасхе 1896 года. Первые конверты имели скромное оформление: знак Красного Креста и надпись – «Для поздравительных карточек. В пользу Общины Святой Евгении.» В 1898 году были выпущены первые художественные «открытые письма» по акварельным рисункам Николая Николаевича Каразина – известного художника, графика, популярного на рубеже веков писателя. Четыре акварели Н. Н. Каразина были напечатаны литографским способом в «Заведении графических искусств Э. И. Маркуса» ; тематика «открытых писем» была Пасхальная – «открытые письма» поступили в продажу в апреле 1898 года, к празднику Светлой Пасхи, и сразу нашли своего покупателя.

Н. Н. Каразин; открытка, 1898 год; источник: https://rodich2007.livejournal.com/1083346.html
Н. Н. Каразин; открытка, 1898 год; источник: https://rodich2007.livejournal.com/1083346.html

Но наверное внимательного читателя нашей публикации интересует вопрос об истории возникновения издательства Общины Святой Евгении; кроме того, необходимо пояснить – каким образом деятельность Общины Святой Евгении была связана с Санкт-Петербургским Попечительным комитетом о сестрах Красного Креста. И еще необходимо дать ответ на вопрос: почему издательская деятельность Общины Святой Евгении стала ярким явлением Серебряного века русской культуры?...

Появление Общины Святой Евгении исторически связано с возникновением «Санкт-Петербургского Попечительного комитета о сестрах Красного Креста» при Главном Управлении РОКК (Российское Общество Красного Креста, с 1879 года). С какой целью был создан Санкт-Петербургский Попечительный Комитет о сестрах Красного Креста? Прежде всего – трудоустройство и опека престарелых и одиноких сестер милосердия; и что не менее важно – подготовка новых кадров сестер милосердия.

В 1887 году покровительницей и патронессой Попечительного комитета стала принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская (1845-1925 годы жизни) – внучка императора Николая Первого, представительница знаменитой династии Ольденбургских, под патронатом которых находились многие учреждения здравоохранения, просвещения и образования Санкт-Петербурга.(Благотворительной и меценатской деятельности Ольденбургских мы обязательно посвятим одну из публикаций блога «Забытые страницы русской литературы».)

В 1890-е годы принцесса Евгения Ольденбургская станет попечительницей Свято-Троицкой Общины сестер милосердия, попечительницей Максимилиановской больницы; примет обязанности почетного председателя Императорского Общества поощрения художеств.

В конце 1880-х годов Санкт-Петербургский Попечительный комитет о сестрах Красного Креста организовал профессиональную подготовку и обучение сестер милосердия на высоком уровне: теоретические знания подкреплялись практикой ухода за больными; например, была основана Община сестер милосердия по уходу за больными на дому. В Петербурге, на Калашниковской (ныне – Синопской) набережной, дом 30, было открыто «Общежитие сестер милосердия», а при нем – аптека и амбулатория, в которой работало, оказывало помощь приходящим больным 17 врачей.

В 1889 году, 21 февраля, состоялось торжественное освящение Убежища для престарелых заслуженных сестер Красного Креста; это событие произошло в Петербурге; Убежище для престарелых заслуженных сестер милосердия стало именоваться так: «Убежище для престарелых заслуженных сестер Красного Креста имени императора Александра Третьего.»

В 1893 году, 7 января. «Общежитие сестер милосердия» было переименовано в «Общину Святой Евгении». Святая Евгения – небесная покровительница принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской. По замыслу и по инициативе принцессы Ольденбургской постановлением Городской Думы был выделен земельный участок в Петербурге, на пересечении Новгородской и Старорусской улиц (бывший участок старинного Мытного двора.) Началось строительство целого архитектурного ансамбля – в него входили здания комплекса «Общины Святой Евгении», в которых впоследствии разместились классы курсов сестер милосердия; жилые помещения «Общежития сестер милосердия»; амбулатория и аптека; больница, в которой с течением времени были открыты терапевтическое, хирургическое, гинекологическое отделения; были открыты операционные; кабинеты массажа и водолечения. Разумеется, в новом комплексе зданий разместилось также Убежище для престарелых и заслуженных сестер Красного Креста имени Александра Третьего.

В 1900-1901 годах было принято решение о том, чтобы построить загородную дачу для отдыха сестер милосердия и для детей, которые проходили курс лечения в больнице Общины Святой Евгении. Место в окрестностях Петербурга было выбрано продуманно и очень удачно – в районе станции Дюны, Приморско-Сестрорецкой железной дороги.

Разумеется, для осуществления всех замыслов требовались немалые денежные средства. Главное управление Российского Общества Красного Креста частично ассигновало содержание сестер милосердия, а также строительство комплекса зданий «Общины Святой Евгении.» Кроме того, осуществлялись множественные денежные пожертвования; прежде всего, немалые личные средства вкладывала сама принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская и члены семьи принцев Ольденбургских. Значительное пожертвование – 250 тысяч рублей – внес владелец заводов в городе Гусь-Хрустальный Ю. С. Нечаев-Мальцев. Одним из инициаторов создания Санкт-Петербургского Попечительного комитета о сестрах Красного Креста, и не только инициатором создания Комитета, но и благотворителем был И. П. Балашов – вице-президент Общества поощрения художеств. Егермейстер, коллекционер и меценат.

Устраивались благотворительные концерты, спектакли и выставки; вырученные денежные средства от их проведения также шли в помощь работы «Общины Святой Евгении».

В 1896 году, 15 марта, управление РОКК (Российского Общества Красного Креста) обратило внимание на возможность привлечения дополнительных денежных средств путем издания благотворительных почтовых конвертов со знаком Красного Креста. (Об этом факте мы уже упоминали в начале нашей публикации). Мысль о возможности издания благотворительных почтовых конвертов была поддержана Попечительским Комитетом Общины Святой Евгении. Евдокия Федоровна Джунковская – фрейлина Императорского Двора, председательница Попечительского Комитета Общины, поручила организацию издательской деятельности Ивану Михайловичу Степанову (1857 – 1941 годы жизни). Именно И. М. Степанов, человек в высшей степени порядочный, образованный и энергичный, в апреле 1896 года приступил к своим обязанностям. Иван Михайлович Степанов сотрудничал с Российским Обществом Красного Креста на безвозмездной основе; вплоть до ликвидации издательства Общины Святой Евгении (это произошло в 1920 году), он оставался организатором и бессменным руководителем издательства.

Как мы уже упоминали, учрежденное с благотворительными целями издательство Общины Святой Евгении прежде всего ставило перед собой следующие задачи: дать материальные средства на содержание больничных учреждений Общины Святой Евгении; дать материальные средства на содержание курсов для обучения сестер милосердия, а также для содержания Убежища для престарелых сестер милосердия. Но не менее важной оказывалась и такая цель:

«Сделать достоянием всех интересующихся искусством и историей материальной культуры предметы исключительной редкости» - ЦГАЛИ СПб. Ф. 3034. ОП.1.Д.4.Л.15; Д.11.Л.28.

Первые конверты, выпущенные в 1896 году, имели сдержанное и скромное, изящное оформление. Но уже через год по просьбе и по инициативе И. М. Степанова к оформлению конвертов подключились такие художники, как В. П. Шнейдер, Н. В. Султанов, Е. П. Самокиш-Судковская. В начале 1900х годов издательство Общины Святой Евгении выпускает исключительно конверты «для визитов» - конверты маленького размера; но художественное оформление «визитных» конвертов связано с именами таких художников, как М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, Л. С. Бакст, Г. И. Нарбут, В. А. Щуко: до 1908 года оформление конвертов связано с созвездием имен талантливых художников.

Именно удачный опыт выпуска и оформления конвертов натолкнул И. М. Степанова на мысль о возможности выпускать «открытые письма» - художественные открытки высокого качества издания и продуманного оформления. Первые «открытые письма», созданные по рисункам Николая Каразина и увидевшие свет в апреле 1898 года, имели успех и подтвердили верность выбранного решения о выпуске художественных открыток. Далее события развивались так: покровительница Общины Святой Евгении – принцесса Е. М. Ольденбургская – являвшаяся также почетным председателем Императорского Общества поощрения художеств, - обратилась с просьбой к ряду известных художников предоставить свои работы для воспроизведения на конвертах и на «открытых письмах» для того, чтобы издать их в пользу Общины Святой Евгении.

Откликнулись многие художники: К. Е. Маковский, И. Е. Репин, Н. Н. Каразин, Е. М. Бем, Е. П. Самокиш-Судковская, Э. О. Визель, В. П. Овсянников, М. Я. Виллие. В том же 1898 году вышла первая серия из десяти «открытых писем»; каждая открытка была выпущена в количестве 10 000 экземпляров; кроме того, каждая открытка была в конверте, выполненном по эскизу художницы Е. М. Бем. Открытки были напечатаны в «Картографическом заведении А. А. Ильина», которое славилось высоким качеством печати и оформления (для выполнения заказа, связанного с «открытыми письмами», была применена техника «цветной литографии».)

Успех выпуска открыток был велик: тираж пришлось повторить.

Е. М. Бем, открытка, источник: https://russianpost.livejournal.com/308949.html
Е. М. Бем, открытка, источник: https://russianpost.livejournal.com/308949.html

«Открытки по рисункам столь известных русских художников были для всех неожиданностью. Публика вполне оценила издания Красного Креста, тогда как до того времени иллюстрированные открытки считались легкомысленным и ничего не значащим предметом.» - Справочный указатель Художественных изданий Санкт-Петербургского Попечительского Комитета о сестрах Красного Креста. СПб. Издание пятое (3-я тысяча). Составлено по 1е января 1911 года. – С.4

Именно выпуск открыток («открытых писем») принес издательству всероссийскую и европейскую известность. Тематика открыток, как правило выходивших серийно, была чрезвычайно широкой. Художественное наследие издательства Общины Святой Евгении – более 6400 открытых писем.

«На открытках, выпущенных с маркой Общины Святой Евгении, запечатлены 3000 достопримечательностей в 200 географических точках мира.» - Третьяков В. П. Открытые письма Серебряного века. СПб. 2000. – С.21.

На отдельных и собранных в специальные серии открытках воспроизводились лучшие произведения русского и зарубежного искусства; воспроизводились произведения искусства, хранящиеся в музеях Петербурга и Москвы – в Эрмитаже, в Третьяковской галерее, в Румянцевском музее, в Русском музее императора Александра Третьего, в музее барона Штиглица, в Московской Оружейной палате, в музее Петербургской Академии Художеств.

1900е годы стали для издательства Общины Святой Евгении годами творческого расцвета. Важную роль для развития деятельности издательства сыграли несколько культурных событий, о которых следует рассказать особо.

7 марта 1899 года был объявлен конкурс, посвященный 100-летию А.С. Пушкина; в преддверии конкурса издательство Общины Святой Евгении провело большую работу; была выпущена серия открыток по пушкинской тематике; открытки были встречены с одобрением, выпуск открыток принес успех.

Особую роль сыграл конкурс, посвященный 200-летию основания Санкт-Петербурга; именно благодаря этому конкурсу организационно оформился творческий союз издательства Общины Святой Евгении с художниками круга «Мира искусства.» В конце 1902 – начале 1903 года была создана Комиссия художественных изданий, в которую вошли от Общины Святой Евгении – Е. Ф. Джунковская, И. М. Степанов; от «Мира искусства» - А. Н. Бенуа, С. П. Яремич, В. Я. Курбатов, Н. К. Рерих. Оригинальные рисунки для открыток предоставили художники М. В. Добужинский, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере, Г. И. Нарбут, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов.

М. В. Добужинский. Открытое письмо «Александринский театр»; 
издательство Общины Святой Евгении, Литография А. Ильина, Петербург, [начало XX века]; источник: https://spbmmrp.ru/o-muzee/novosti/1017-obraz-peterburga-na-dorevolyutsionnykh-otkrytkakh
М. В. Добужинский. Открытое письмо «Александринский театр»; издательство Общины Святой Евгении, Литография А. Ильина, Петербург, [начало XX века]; источник: https://spbmmrp.ru/o-muzee/novosti/1017-obraz-peterburga-na-dorevolyutsionnykh-otkrytkakh

Художник А. Н. Бенуа был приглашён в жюри конкурса к 200-летию Санкт-Петербурга; итоги конкурса были подведены 17 марта 1902 года. Фактически А. Н. Бенуа выступил, как художественный редактор: под его внимательным наблюдением шёл ход создания открытых писем – начиная от подбора исторической тематики до выбора цветовой гаммы и шрифта под изображениями на открытках.

А. Н. Бенуа. «Летний сад при Петре Великом»; источник: https://russianpost.livejournal.com/308949.html
А. Н. Бенуа. «Летний сад при Петре Великом»; источник: https://russianpost.livejournal.com/308949.html

Важно заметить: в новом и сложном деле, требующем таланта и самоотдачи, Александра Николаевича Бенуа окружают коллеги – высокие профессионалы и единомышленники: искусствовед В. Я. Курбатов; библиотекарь Академии Художеств, художник и редактор Ф. Б. Бернштам; художник и искусствовед С. П. Яремич; знаток истории книжного Петербурга, библиофил Н. Н. Чернягин.

Провозглашалось равенство участия в изданиях Общины Святой Евгении художников всех творческих направлений; но большая часть художников, сотрудничавших с издательством Общины, входила в объединение «Мир искусства» или была близка к этому художественному объединению.

«Произошло невероятное: объединились, казалось бы, два антипода: кружок молодых нарушителей общественного спокойствия – декадентов, как язвительно их называли, и добропорядочный, под присмотром августейших особ, Комитет попечения о сестрах милосердия. Сплотило их общее дело – благотворительность. Община Святой Евгении получила новый и весьма доходный источник пожертвований – произведения искусства первоклассного качества, а молодые художники – возможность распространять свои идеи.» - Третьяков В. П. Открытые письма Серебряного века. СПб. 2000. – С. 16.

С издательством Общины Святой Евгении творчески сотрудничали художники А. Н. Бенуа, И. Я. Билибин, М. В. Добужинский, К. А. Сомов, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, Г. К. Лукомский. Многие художники уступали издательству право на воспроизведение своих лучших станковых произведений (живописных и графических), или иллюстраций к литературным произведениям. Например, так была издана серия открыток «Лермонтов в иллюстрациях русских художников». Чаще всего художники отдавали свои произведения для репродуцирования в открытке безвозмездно, или за совсем небольшое, символическое вознаграждение.

Кроме того, справедливо будет отметить, что постепенно сложилась такая практика: после выпуска открыток авторские оригиналы продавались с аукционов в пользу Общины Святой Евгении; разумеется, вырученные денежные средства шли на благотворительные цели.

В 1900-е годы появилось ещё одно важное отличие: часть своих работ художники создавали специально для издания художественных открыток «Общины Святой Евгении». Оригинальные авторские работы можно было увидеть на выставках, а при желании и финансовых возможностях – приобрести на аукционах. Выставки и аукционы регулярно устраивались Комиссией художественных изданий «Общины Святой Евгении» в залах Общества поощрения художеств – в Петербурге, на Большой Морской улице, в доме 38.

В 1904 году в доме на Большой Морской, 38 на первом этаже был открыт магазин, в котором можно было приобрести продукцию издательства «Общины Святой Евгении»; и что не менее важно – приобрести авторские работы художников «Мира искусства». Интерьеры магазина на Большой Морской были оформлены по эскизам Н. К. Рериха.

В Москве также с 1903 года существовал подобный магазин; адрес его таков – Москва, Кузнечный мост, дом 4. Кроме того, в 1903 году Общине Святой Евгении (во многом – благодаря высоким связям), удалось добиться разрешения продавать «открытые письма» - открытки в киосках Красного Креста на многих железнодорожных станциях и речных пристанях по всей России. Стоимость одной открытки была от 5 до 10 копеек; приобретая «открытое письмо», изданное Общиной Святой Евгении, покупатель мог быть уверен: вырученные денежные средства пойдут на благотворительные цели.

Наиболее популярные открытки, имевшие особый успех и спрос у публики, выдерживали по 5-6 переизданий; тираж одной открытки достигал 10 000 экземпляров. Доступная по цене (как мы уже сказали, цена одной открытки – 5-10 копеек), самая демократичная из художественных изданий, открытка очень быстро стала предметом коллекционирования. Но недорогая цена открытки не означала низкого качества печати и отсутствия художественного вкуса издателей!

Общее количество «открытых писем» Общины Святой Евгении за 20 лет её существования с 1898 года составило более 30 миллионов экземпляров, и это были открытки высокого качества печати.

В Петербурге открытки печатались в Экспедиции заготовления Государственных бумаг; в лучших столичных типографиях – в типографиях А. И. Вильборг, С. М. Прокудина-Горского, Р. Р. Голике, Г. Н. Скамони, И. И. Кадушина, в Картографической типографии А. А. Ильина.

Открытое письмо «С. – Петербург. Гостиный Двор». 
Издательство Общины Святой Евгении, Товарищество Голике и Вильборг, Петербург, [1905-1909 гг.]; источник: https://spbmmrp.ru/o-muzee/novosti/1017-obraz-peterburga-na-dorevolyutsionnykh-otkrytkakh
Открытое письмо «С. – Петербург. Гостиный Двор». Издательство Общины Святой Евгении, Товарищество Голике и Вильборг, Петербург, [1905-1909 гг.]; источник: https://spbmmrp.ru/o-muzee/novosti/1017-obraz-peterburga-na-dorevolyutsionnykh-otkrytkakh

За границей «открытые письма» Общины Святой Евгении печатались в Париже (в типографии И. С. Лапина), в Праге и в Мюнхене. С октября 1904 года по июнь 1906 года под эгидой Общины Святой Евгении выходил журнал «Открытое письмо» - на его страницах имелись рекомендации по коллекционированию открыток, информация о готовящихся новинках, рекомендации к использованию открыток в качестве пособий в гимназиях (прежде всего – на уроках истории и географии.)

Как мы уже сказали, тематика открыток была широкой – за время существования издательства Общины Святой Евгении общее количество выпущенных открыток -

«превысило 30 миллионов экземпляров (6410 сюжетов),» - Острой О. С. Издательство Общины Святой Евгении // Книжное дело в России во второй половине 19 – начале 20 века. СПб.: 2000. – С. 70.

В Петербурге канцелярия и склад издательства Общины Святой Евгении с 1905 года находились по адресу: Старорусская улица, дом 3 (в комплексе зданий Общины Святой Евгении, о котором мы уже упоминали в начале нашей публикации.)

Издательство откликалось своей продукцией на важные для России культурные и исторические события, на памятные даты. Как мы уже упоминали, целая продуманная программа по выпуску видовых и рисованных открытых писем, выполненных ведущими мастерами «Мира искусства», была осуществлена издательством в 1902-1903 годах к 200-летию основания Петербурга.

Серии открыток посвящались памятным юбилейным датам истории Русского государства, царствующему двору. В открытках , выпущенных издательством Общины Святой Евгении, нашли отражение события войны 1812 года – в 1912 году в России широко отмечалась памятная историческая дата победы в войне с Наполеоном. Следующий, 1913 год, был вновь отмечен памятной юбилейной датой – трёхсотлетием воцарения династии Романовых; целая серия «Открытых писем» Евгеньевской общины была выпущена в честь этого важного в истории России события.

Тематика открыток не ограничивалась историческими сюжетами – разумеется, это была очень важная смысловая составляющая тематического содержания «открытых писем», но не менее важна была связь с современностью. Художественная и культурная жизнь нашли отражение в сериях открыток, посвященных выставкам живописи, театру, портретам артистов, поэтов, художников 1900-1910-х годов.

Особую роль в мире открыток Евгеньевской Общины играли видовые открытки – открытки с видами исторических достопримечательностей, с видами старинных русских городов Северо-Запада России, Верхневолжья, Средней полосы России. Среди художников – исполнителей видовых «открытых писем» с историческими пейзажами были И. Я. Билибин, А. Н. Бенуа, В. Я. Курбатов. Художники не только «выбирали мотив», но и выступали в роли фотографов.

Профессиональные фотографы начала 20 века – А. Павлович, В. Светличный, П. Радецкий, С. Прокудин-Горский – также сотрудничали с Издательством Общины Святой Евгении; кроме того, для создания видовых открыток использовались фотографии К. Буллы и К. Гана.

Городские пейзажи Петербурга, Москвы, Вильно (Вильнюса), Варшавы, Гельсингфорса (Хельсинки) находили отражение в видовых открытках Издательства Евгеньевской Общины. Не менее интересна и художественно своеобразна была серия открыток, посвященных пригородам Петербурга – Царскому Селу, Павловску, Петергофу, Гатчине, Ропше и старинным усадьбам Северо-Запада России. Среди открыток данной серии есть и фотографические, и рисованные открытки.

Думается, тема «Дворцовые пригороды Петербурга в художественной открытке Издательства Общины Святой Евгении» - содержательно глубока и исторически интересна, и требует отдельной публикации.

Не будем забывать о главном: распространение и продажа открыток Издательства Общины Святой Евгении были связаны с традициями Петербургской благотворительности. На средства, полученные от продажи «открытых писем» высокого художественного качества, оказывалась большая помощь нуждающимся в медицинской помощи людям; больничный комплекс на Старорусской улице, дом 3 обслуживал петербуржцев, которым необходима была медицинская помощь; кроме того, Издательство Евгеньевской Общины выпускало литературу по медицине, так необходимую в благотворительной деятельности Общины.

20 июля 1914 года (по старому стилю) началась Первая Мировая война – война России с Германией.

«Война и мобилизация перевернули всю жизнь столицы: в два-три дня ушла вся гвардия. Толпы родных и знакомых провожали полки на вокзалы и станции. Была масса добровольцев. Уходившим солдатам незнакомые им люди совали в руки папиросы, продукты, носильные вещи. Многие провожавшие женщины плакали. Все относились к грядущим опасностям трезво и в переносном смысле, и в прямом – продажа водки и крепких напитков была запрещена. Погрузка полков в вагоны производилась очень быстро, надо сказать – в полном порядке. Чувствовался подъём – народ был готов защищать Родину. Отъезжали полки, уходили на войну запасные, население Петербурга оставалось в тревоге за Родину и близких.» - Засосов Д. А., Пызин В. И. Из жизни Петербурга 1890-1910–х годов: записки очевидцев. – СПб.: Лениздат. 1999. – Второе издание, дополненное. – С. 255.

Уже в начале августа 1914 года в действующую армию был направлен Госпиталь Общины Святой Евгении (200 – местный госпиталь, с полным медицинским и служебным составом для помощи раненым); во главе Госпиталя Общины Святой Евгении была сестра императора Николая Второго – Её Императорское Высочество Великая Княгиня Ольга Александровна.

Медицинский и служебный состав госпиталя Общины св. Евгении во главе с Её Императорским Высочеством Великой Княгиней Ольгой Александровной, 1914 г. Источник: https://aeslib.ru/istoriya-i-zhizn/fakty-i-tsifry/zhenskoe-litso-velikoj-vojny.html
Медицинский и служебный состав госпиталя Общины св. Евгении во главе с Её Императорским Высочеством Великой Княгиней Ольгой Александровной, 1914 г. Источник: https://aeslib.ru/istoriya-i-zhizn/fakty-i-tsifry/zhenskoe-litso-velikoj-vojny.html
Госпиталь общины св. Евгении №3. Фотография группы врачебного, санитарного и служебного персонала. 1914 г. Источник: https://aeslib.ru/istoriya-i-zhizn/fakty-i-tsifry/zhenskoe-litso-velikoj-vojny.html
Госпиталь общины св. Евгении №3. Фотография группы врачебного, санитарного и служебного персонала. 1914 г. Источник: https://aeslib.ru/istoriya-i-zhizn/fakty-i-tsifry/zhenskoe-litso-velikoj-vojny.html

Кроме того, в действующую армию под эгидой Общины Святой Евгении были направлены подвижной лазарет имени князей Волконских (на 50 мест); Госпиталь графини Е. В. Шуваловой (на 200 мест). Больница Общины Святой Евгении в Петербурге, на Старорусской улице, дом 3 предоставила 214 мест для размещения и лечения прибывающих с фронта раненых.

Выпуск «открытых писем»-открыток – Издательство Общины Святой Евгении продолжает и в военное время; качество печати открыток и их художественный уровень не падают, открытки по-прежнему остаются востребованы покупателями, и по-прежнему покупатели уверены: доход от продажи открыток пойдет на благотворительные цели.

В заключение необходимо сказать о том, что усилия организаторов, руководителей «Общины Святой Евгении», талант и творческая самоотдача художников и фотографов были высоко оценены. На Всемирной Международной выставке в Париже (1900 год), в Сент-Луисе (1904 год), на Международной строительно – художественной выставке в Петербурге (1908 год), на Всероссийской кустарной выставке в Петербурге (1907, 1908 годы) печатная продукция Издательства Общины Святой Евгении была удостоена самых высоких наград.

Из всех художественных начинаний Общины Святой Евгении (а их было немало, и каждое из них было по-своему интересным), самым успешным и запоминающимся было издание открытых писем. Издание открытых писем прежде всего позволило выполнить главную задачу – сбор средств на благотворительные цели (Община Святой Евгении была создана как благотворительная организация); но не менее важно и другое – издание открытых писем стало ярким и заметным явлением в художественной и культурной жизни Петербурга и России в конце 19 – начале 20 веков.

А для изучения истории Петербурга на рубеже веков открытки, изданные Евгеньевской Общиной, были и остаются содержательным, глубоким и интересным историческим источником. Мы уже упоминали в нашей публикации о том, что с октября 1904 – по июнь 1906 года выходил в свет журнал «Открытое письмо»; помимо этого, с 1901 года стали выходить «Каталоги» и ежегодные «Прибавления…» к ним, «Обзоры изданий…» Общины Святой Евгении.

Открытые письма и другие художественные издания Общины Св. Евгении Красного Креста. 1911 г.
Открытые письма и другие художественные издания Общины Св. Евгении Красного Креста. 1911 г.

В 1911 и в 1915 годах вышел в свет «Справочный указатель художественных изданий в пользу Общины Святой Евгении» - данным изданием пользуются коллекционеры исторических открыток, музейные работники, краеведы, изучающие историю Петербурга-Петрограда на рубеже веков.

В дальнейших публикациях блога «Забытые страницы русской литературы» мы обратимся к следующей теме: «Книгоиздательская деятельность Общины Святой Евгении в культурном пространстве Петербурга 1890-1910-х годов.»

Иллюстрированный каталог открытых писем в пользу Общины Св. Евгении.
Иллюстрированный каталог открытых писем в пользу Общины Св. Евгении.