На сегодняшний день в сети существуют разные данные о количестве общепринятых теорий голосообразования. Разбираемся с опорой на научные источники
Согласно "Основам вокальной методики" Л. Б. Дмитриева, некогда считавшимся опорным учебником для вокалиста, теории голосообразования две: миоэластическая и нейрохронаксическая.
Миоэластическая теория (была выдвинута в середине XIX века Ферраном) рассматривает процесс голосообразования с точки зрения механики, эту теорию еще называют "мышечной". Проще говоря, истинные голосовые складки сомкнулись - произошла фонация, смыкание не произошло - фонация отсутствует.
Под словом "фонация" подразумевается любой звук изданный голосовым аппаратом человека. Это может быть не речевой звук, например, вой.
Нейрохронаксическая теория (теория французского физиолога и певца Р. Юссона) говорит о том, что главным пусковым механихмом для формирования звука является ЦНС (центральная нервная система человека). В доказательство этой теории приводятся примеры, когда человек с существенными нарушениями голосового аппарата, или травмой, препятствующей обычное физиологическое смыкание истинных голосовых складок, все равно мог издавать звуки.
Современные авторы выделяют еще (помимо вышесказанных), следующие теории:
Мукоондуляторная теория (Дж. Перелло) основана на законах физики. В основу теории положен эффект Бернулли. Под действием напора воздуха из легких, под воздействием струи выдыхаемого воздуха, слизистая оболочка смещается в наиболее узкую часть гортани (область голосовых складок), создает дополнительное сужение для выдыхаемого воздуха, обеспечивая напряжение голосовых складок и смещение слизистой оболочки по свободному краю. (эта теория первый раз попалась мне на глаза в учебном пособии для вокалистов "Основы голосоведения", написанное в 2009г. врачом фониатром Л. Б. Рудиным)
Существуют авторы, которые Резонансную теорию В. П, Морозова причисляют к теории голосообразования. В теории В. П, Морозова говорится, что голосовые складки создают лишь тон при образовании гласных звуков, а дальнейшее формирование, различимых на слух звуков, происходит уже посредством резонаторных полостей. Однако В. П. Морозов говорил о "Резонансной теории пения", а пение - это конечно процесс следующий уже за простой фонацией, поэтому лично я считаю, что эту теорию нельзя относить к вопросу "голосообразования".
Л. Б, Рудин также рассматривает в своей работе только первые три теории.
Первые две теории хоть и противоречат друг другу, все же имеют место быть. Мы ведь и правда с одной стороны: должны совершить некое мышечное движение для появления звука, с другой стороны - все движения регулируются из ЦНС.
Я считаю, что обе теории верны и, возможно, правда где-то посередине. В конце концов, теория Ньютона вполне уживается с теорией относительности Энштейна при кажущейся полной противоположности!
А вы как считаете?