Найти в Дзене

На берегах Оредежа. Часть 11. Исполинские руины в среднем течении реки

Оредеж в своей средней части от Вырицы до Ям-Тёсово течёт по пустынным и малонаселённым местам. Деревни встречаются редко, и природа в основном сохранилась в своём первозданном великолепии. Берега Оредежа довольно разнообразны. Встречаются и высокие крутые обрывы, и широкие поймы, иногда болотистые. Река течёт в основном среди густых лесов, как лиственных, так и хвойных. Среди этой дикой природы в двух местах возвышаются руины сооружений, построенных в середине XX века, вскоре заброшенных и теперь медленно разрушающихся. Примерно в 20 километрах (по прямой) к югу от Вырицы сохранились руины железнодорожного моста через Оредеж. Левый берег здесь низкий и с востока железная дорога подходила к мосту по высокой насыпи, остатки которой видны на фотографии. А прямо на берегу стоит высокая каменная опора. Правый берег высокий, и правобережная опора моста представляла собой небольшой бетонный блок. Этот блок за почти три четверти столетия сполз вниз по обрыву и сейчас стоит, покосившись, на по

Оредеж в своей средней части от Вырицы до Ям-Тёсово течёт по пустынным и малонаселённым местам. Деревни встречаются редко, и природа в основном сохранилась в своём первозданном великолепии. Берега Оредежа довольно разнообразны. Встречаются и высокие крутые обрывы, и широкие поймы, иногда болотистые. Река течёт в основном среди густых лесов, как лиственных, так и хвойных.

-2
-3
-4

Среди этой дикой природы в двух местах возвышаются руины сооружений, построенных в середине XX века, вскоре заброшенных и теперь медленно разрушающихся.

Примерно в 20 километрах (по прямой) к югу от Вырицы сохранились руины железнодорожного моста через Оредеж. Левый берег здесь низкий и с востока железная дорога подходила к мосту по высокой насыпи, остатки которой видны на фотографии. А прямо на берегу стоит высокая каменная опора.

-5

Правый берег высокий, и правобережная опора моста представляла собой небольшой бетонный блок. Этот блок за почти три четверти столетия сполз вниз по обрыву и сейчас стоит, покосившись, на полпути к воде.

-6

Добраться до этих руин можно от платформы 77-й километр (электричка с Витебского вокзала на Оредеж). От платформы надо пройти вдоль путей около километра на юг, где начинается скверная лесная дорога на восток. Местные садоводы называют эту дорогу Шанхайкой. Через 6 километров Шанхайка приведёт к руинам моста. Дорога настолько плоха, что даже велосипед будет скорее обузой, нежели транспортным средством.

Мост был построен незадолго до войны, примерно около 1940 года. Перед войной спешно строилась железнодорожная ветка Веймарн – Чудово – Будогощь – Тихвин. Об этой дороге известно очень мало. До войны её не успели построить до конца, а после войны не стали восстанавливать. Сейчас действует только участок Будогощь – Тихвин, но и он почти не используется. Назначение этой дороги было явно военным. Её строительство часто связывают с начатым в 1930-х годах строительством военно-морской базы Балтийского флота в Ручьях, в Лужской губе. Дорога должна была обеспечить снабжение базы. Но эта версия не кажется мне убедительной. Во-первых, уже существовала параллельная дорога Гатчина – Мга. Во-вторых, строительство продолжалось и после присоединения Прибалтики, когда необходимость в базе в Ручьях отпала. Возможно, опасались, что в случае войны может быть выведен из строя ленинградский железнодорожный узел. Тогда новая дорога, наряду с дорогой Гатчина – Мга, обеспечила бы перевозки в обход Ленинграда. Так или иначе, но основные сооружения дороги были в основном построены. Наиболее известное и доступное из них – мост через Киевское шоссе на 87-м километре между деревнями Кузнецово и Беково. От этого моста сохранились тоже только опоры.

-7

Другое руинированное сооружение расположено ещё на 25 километров южнее. Это Нижне-Оредежская ГЭС, последняя по течению реки станция Оредежского каскада. Об этом каскаде гидроэлектростанций я уже вкратце рассказывал. Нижне-Оредежская ГЭС последняя и по времени постройки, она введена в эксплуатацию в 1957 году. Она и самая мощная станция каскада, её мощность составляла 750 кВт, около 40% суммарной мощности всего каскада (примерно 1900 кВт). Это не удивительно, ведь Оредеж, как и все реки, в нижней части более полноводен, чем в верхней. Да и перепад высот здесь больше, чем на других станциях.

-8
-9
Водохранилище. Вид с плотины
Водохранилище. Вид с плотины

Проработала станция совсем недолго. В 1973 году, после введения в эксплуатацию Ленинградской Атомной, все станции Оредежского каскада были остановлены, а оборудование демонтировано. Но плотины и водохранилища остались и требуют контроля и технического обслуживания, ибо прорыв воды может привести к катастрофе. Мощность этих гидростанций по сегодняшним меркам ничтожная, поэтому все разговоры о возможном восстановлении каскада ни к чему не приводят. А пока станции медленно разрушаются. Более или менее современный вид здания машинного зала не должен вводить в заблуждение. Просто старую постройку одели в пластиковый футляр, а внутри пусто.

Рядом с плотиной на правом берегу находится база отдыха метрополитена «Оредеж». Место очень симпатичное, но, как я прочитал, столовой на базе нет, отдыхающие готовят себе сами, а ближайший магазин в 15 километрах. Зато здесь есть девственный лес и река, и практически нет посторонних.

-11

Добраться сюда из Петербурга непросто. На машине надо делать очень большой крюк через Лугу – Оредеж – Ям-Тёсово. Это больше 200 километров от КАДа. Можно доехать на электричке с Витебского вокзала до станции Чолово и преодолеть 15 километров пешком или на велосипеде.

Публикации моего канала перечислены здесь.