В прошлую пятницу произошел красивый разговор с Ярославом Панькивым.
Собралось нас немного, что видимо и способствовало нужной атмосфере. Взяли по стакану амброзии (та, что в Древней Греции слыла пищей богов, дающей им молодость и бессмертие), сели вкруг и полилась беседа.
Оттолкнулись от того, что в современном обществе сложился тренд нормирования, соотнесения с должным, поощряемым (да что там в современном, со времен массового исхода человечества из пещер; но да, в наше время доминирования социальных сетей масштабы нормирования стали фантастическими). Проблема в том, что рамки общественно приемлемого поведения и настойчивые до требовательности пожелания социума по отношению к личности почти никогда не совпадают. И вот, в условиях множества ролей, каждая из которых в большей или меньшей мере не соответствует нашей сути, возникает некий вариант социальной шизофрении, когда хочется танцевать из своего центра, а как это сделать красиво и экологично, не ясно. Отсюда вначале «жизнь – боль; жизнь – страдание» экзистенциалистов, а затем открытый бунт постмодерна.
Вот об этом конфликте и стратегии выхода из него мы и говорили с Ярославом – предпринимателем, коучем, психиатром. Ниже я приведу лишь некоторые тезисы беседы и коллективных размышлений, которые были затронуты (в том виде, в каком они совершенно субъективно улеглись в моей голове)
Вот базовые отправные точки:
· Мозг полицентричен – там нет главного, нет привычной нам «вертикали власти». И это значит, что состояние «быть самим собой» относительно. Оно разное на разных уровнях зрелости (речь о том, что в некоторых подходах называют точкой сборки). Успех с этой позиции – это состояние «зрелости ко времени». Зрелость же, или целостность личности – это отсутствие конфликта между субличностями.
· Конфликт – это не шторм, не сражение. Конфликт – это критический уровень напряжения (то, что предшествует шторму). Применительно к внутреннему миру человека – это такая степень противоречия между субличностями, когда блокируется реализация одной или нескольких в угоду другой или других. С этой позиции возрастные кризисы – это отражение процессов смены точек сборки.
· Важно помнить про принцип, обозначенный в изречении Свт. Иоана Златоуста: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». Речь о том, что нужно уметь снимать с себя лишнее, чтобы соответствовать ситуации (сними тюки и проходи) – нужно уметь сменять свои роли и опираться на те, что адекватны ситуации. Как? – Подбирать и играть ту роль, которая не требует от тебя напряжения и играть ее так, чтобы напряжение не возникало. Мастерство подбора придет с опытом.
· Что нужно для того, чтобы проявлять нужную субличность в нужное время? – Психически здоровому человеку, у которого работают механизмы саморегуляции, нужна «ума палата». Точнее, нужно организовать активное взаимодействие субличностей по принципу парламента – обсуждать ситуации, треки развития, устойчивые изменения контекста так, чтобы производить расстановку приоритетов с выгодой для каждой «депутата».
· Если длительное время не достигаются цели и тебе не в кайф – собирай «парламент». Для этого нужно вынести внутренне напряжение во внешний диалог. Методов для этого много: и игровые техники, и слепое письмо, и синемалогия… и наконец, поход к психологу. Критерий успешно прошедшей сессии «парламента» - устойчивая, стабильная радость.
· Чтобы заседание «парламента» состоялось и прошло действительно успешно, обязательно нужно замедлиться. Как раз для этого внутреннее напряжение и трансформируется во внешний диалог. Мудрец Лао-Цзы однажды заметил: «мутная вода, если дать ей отстояться, становится прозрачной». Каждый замедляется по-своему: в каждом зрелом духовном учении есть соответствующие практики.
· Результатом постоянной качественной работы над диалогом субличностей становится осознанность: и это не про «меня ничто не ограничивает», а про «на меня ничто не воздействует». Только с этой позиции возможно активное осознанное пересотворение – обеспечение цельности и гибкости в потоке жизни.
· Постоянный процесс пересотворения предполагает постановку целей, которые обязательно опираются на ценности. Связка ценность-цель, это возможность сверки микрокосма с макрокосмом, человека с мирозданием - помните кантовское: «Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благословением, тем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, - звездное небо надо мной и моральный закон во мне».
· Проявление зрелости на этом пути: видеть успех других и мотивироваться этим.
Рекомендация Ярослава: посмотрите «100 вещей и ничего лишнего» Флориана Д. Фица.
А еще говорили о том, почему нас ограничивает концепт «Эго», как формируется «программное обеспечение» человека и чем отличается напиток богов ἀμβροσία от сорняка. И все это за каких-то 1,5 часа.
Включайтесь в проект, друзья! Уже завтра 26.05 встреча с Натальей Девятковой.