Всем привет! Меня зовут Иван, и если вам нравится то, как я пишу, приглашаю вас подписаться на мой Запретграм @ivan.kinoman
Сегодняшний рассказ посвящен одному из самых популярных и значимых режиссеров современности - Квентину Тарантино.
Имя Тарантино уже давно стало нарицательным в мире кино.
Очень мало режиссеров в наше время могут похвастаться такой же узнаваемостью и уважением со стороны как критиков, так и массового зрителя.
В этой статье я попробую проанализировать, как Квентин пришел к такому признанию.
Для начала фильмография режиссера.
За 30 лет Квентин Тарантино снял 9 полнометражных художественных фильмов, перечислю их в хронологическом порядке (в скобках указан рейтинг картины и количество оценок на Кинопоиске):
1. Бешеные псы, 1991 год (8,1, 272 000 оценок)
2. Криминальное чтиво, 1994 год (8,6, 710 000 оценок)
3. Джеки Браун, 1997 год (7,1, 48 000 оценок)
4. Убить Билла, 2003 год (7,7, 283 000 оценок), Убить Билла 2, 2004 год (7,6, 209 000 оценок) - несмотря на то, что фактически это два отдельных фильма, с подачи самого Тарантино принято считать их за один.
5. Доказательство смерти, 2007 год (7,1, 53 000 оценок) - вместе с "Планетой страха" Роберта Родригеса фильм входит входит в дилогию "Грайндхаус"
6. Бесславные ублюдки, 2009 год (8,0, 571 000 оценок)
7. Джанго освобожденный, 2012 год (8,2, 658 000 оценок)
8. Омерзительная восьмерка, 2015 год (8,0, 510 000 оценок)
9. Однажды... в Голливуде, 2019 год (7,7, 530 000 оценок)
Также он является соавтором некоторых фильмов и режиссером эпизодов в сериалах "Скорая помощь" и "C.S.I. Место преступления".
10 фактов о Квентине Тарантино:
1. Первая работа Тарантино - билетер в порнокинотеатре.
Квентин родился в США, 27 марта 1963 года, в нем течет кровь итальянцев, ирландцев и индейцев чероки.
К слову, он ровесник Джонни Деппа и Брэда Питта - всем троим в этом году исполняется по 60 лет!
Тарантино появился на свет вне брака у 16-летней медсестры Конни Макхью и музыканта по имени Тони, который ушел от нее еще до рождения ребенка.
Все детство Квентин был предоставлен сам себе. Он много смотрел телевизор, а в 15 лет бросил школу и устроился билетерем в порнокинотеатр.
По вечерам будущий режиссер посещал актерские курсы, а в возрасте 22 лет начал работать в местном видеопрокате.
Молодой Квентин очень любил это место, ведь там он мог постоянно смотреть кино, обсуждать его с коллегами и клиентами и, конечно, писать сценарии.
2. Квентин Тарантино стал первоклассным режиссером, не имея высшего образования. Более того - он даже не ходил в киношколу.
Тарантино неоднократно говорил, что учился по рецензиям одного из самых влиятельных критиков всех времен - американки Полин Кейл, и что лучшая киношкола - это снять кино, не имея денежных средств.
В течение шести лет Квентин Тарантино шел к своему первому успеху.
Он играл эпизодические роли в сериалах. Например, в 1988 году он изобразил двойника Элвиса Пресли в сериале "Золотые девочки".
За годы работы в видеопрокате Тарантино написал сценарии к двум фильмам, которые пришлось продать: "Настоящую любовь" (в 1993 году ее снимет Тони Скотт) и "Прирожденные убийцы" (их в 1994 году воплотит на экране Оливер Стоун).
Оба сценария, к слову, подверглись заметным изменениям, потому дух Тарантино там витает лишь частично.
Благодаря полученным гонорарам Квентин смог, наконец, заняться собственным фильмом "Бешеные псы".
Сценарий был написан всего за 3 недели.
Изначально Тарантино хотел снимать кино совсем за небольшие деньги - на любительскую камеру, задействуя в ролях своих друзей.
По счастливой случайности будущий фильм заинтересовал большого актера - Харви Кейтеля, который захотел в нем сняться, а также помог найти большее финансирование.
По меркам блокбастеров тех лет бюджет все еще был очень скромный, всего 1,2 млн. долларов, но он позволил нанять хороших начинающих актеров (Тим Рот, Майкл Мэдсен, Стив Бушеми) и создать качественную картинку.
В итоге "Бешеные псы" были сняты чуть больше, чем за месяц.
Премьера фильма состоялась в январе 1992 года на Сандэнсе, главном кинофестивале независимого кино США.
Фильм был тепло принят критиками, которые хвалили режиссера и отмечали его безусловный талант. Но то было лишь начало...
3. "Криминальное чтиво" Квентина Тарантино - один из главных фильмов последних 30 лет.
"- Квентин, вам не кажется, что за прошедшие 20 лет вы так и не сняли ничего лучше "Криминального чтива"?"
- А кто снял?"
Это цитата из полумифического интервью с Тарантино, на мой взгляд, отлично показывает значение "Криминального чтива" для мирового кино.
Окрыленный успехом "Бешеных псов" Тарантино получил аванс за новый фильм и уехал за вдохновением в Голландию. Там, живя в отеле Амстердама, он и написал сценарий к "Криминальному чтиву".
Премьера фильма состоялась на престижном Каннском фестивале, где Тарантино получил главную награду - "Золотую пальмовую ветвь".
Второе место - Гран-при- кстати досталось отечественной картине "Утомленные солнцем" Никиты Михалкова.
При бюджете всего в 8 млн. долларов "Криминальное чтиво" собрало в прокате 108 млн., доказав, что авторское кино может быть кассово успешным.
Фильм был представлен в 7 номинациях на премии "Оскар" (лучший фильм, сценарий, режиссура, монтаж и актерские работы Траволты, Джексона и Турман), но выиграл лишь в одной - за "Лучший сценарий" приз получил сам Тарантино. То был, конечно, год невероятных картин, за лучший фильм года также боролись "Форрест Гамп" и "Побег из Шоушенка"...
"Криминальное чтиво" стало культовым. Оно вдохновило сотни режиссеров и было многократно растащено на цитаты. Это эталон постмодернизма, изменивший мир кино и ознаменовавший его новый расцвет.
Критики по сей день называют его одним из самых значимых и любимых фильмов последних 30 лет.
4. Один из лучших друзей Квентина Тарантино - режиссер Роберт Родригес.
Тарантино и Родригес познакомились еще в 1991 году на одном из кинофестивалей и быстро нашли много общего.
Их дружба переросла в творческий союз, вместе они сняли несколько картин.
В 1994 году Родригес помогал режиссировать сцены в "Криминальном чтиве", в которых Тарантино был актером.
В свою очередь, Тарантино появился у Родригеса в смешной эпизодической роли в фильме "Отчаянный".
В 1995 году на свет появилась картина "Четыре комнаты" (7,7, 155 000 оценок) - альманах из четырех историй, произошедших с портье отеля в новогоднюю ночь. Родригес срежиссировал третью новеллу с Антонио Бандеросом, а Тарантино - четвертую, которая называлась "Пентхаус. Человек из Голливуда", в которой сам же и снялся вместе с Брюсом Уиллисом.
В 1996 году выходит экшн-кино о вампирах "От заката до рассвета". Режиссером ленты стал Родригес, а Тарантино написал сценарий и сыграл второстепенную, но очень яркую роль психопата Ричи Гекко.
В 2005 году вышел "Город грехов", снятый по графическим романам - комиксам Фрэнка Миллера.
Родригес - давний фанат этого комикса, был основным режиссером. Тарантино снял один эпизод данного фильма (сцену в машине между героем Клайва Оуэна и "героем" Бенисио дель Торо), причем сделал это всего за 1 доллар. Данный гонорар носит символический характер, ведь именно за такую же сумму Роберт Родригес записал несколько музыкальных композиций для фильма Квентина "Убить Билла 2".
И, наконец, в 2007 году вышел "Грайндхаус" - тандем, включающий сразу два фильма: "Планета страха" (режиссер Роберт Родригес) и "Доказательство смерти" (режиссер Квентин Тарантино).
Грайндхаус - это кинотеатр, который в 70е годы показывал фильмы категории B (дешевые боевики, триллеры, ужастики с элементами комедии и эротики), причем сразу два фильма по цене за один билет.
Подобное кино сильно повлияло на режиссерский стиль обоих режиссеров, поэтому, в качестве дани уважения, они и решились на данный проект. "Грайндхаус" получил смешанный прием у критиков и зрителей. В целом, это заслуженно, но все же нельзя не отметить, что местами он довольно изобретателен, забавен и вообще сделан с большой любовью и кучей отсылок к жанровому кино.
5. Квентин Тарантино - огромный синефил.
"Тарантино - человек, который питается фильмами, дышит фильмами и существует благодаря фильмам. Это может быть все что угодно, даже шведская х**ня из 1963-го, но ты притаскиваешь ему этот фильм, и он говорит: «Да, старик, конечно, смотрел» - Майкл Фассбендер (с).
Любовь Тарантино к кино, причем самых разных жанров, стран производства и временных периодов, ни для кого не секрет.
Квентин - невероятно насмотренный зритель.
Причем он не просто смотрит кино, он заимствует из него приемы, ходы и целые сцены для своих фильмов.
Он будто нейросеть, переработавшая все фильмы в мире и в результате создавшая (причем талантливо создавшая) свое собственное кино из отрывков уже существующего. В "Бешеных псах" много отсылок к азиатскому экшн-кино 80х, в "Криминальном чтиве" художественные приемы из лент Французской новой волны, "Убить Билла" - альманах фильмов про восточные единоборства, "Джанго" и "Восьмерка" - дань уважения итальянским и американским вестернам, а "Однажды... в Голливуде" - популярному американскому кино 50х-60х...
К слову, любимым фильмом последних 30 лет Тарантино называет "Королевскую битву" 2000 года. Одну из актрис "Битвы" он взял в свой фильм "Убить Билла" - Тиаки Курияма сыграла телохранителя героини Люси Лью.
А из российских фильмов Квентин выделял "Александра Невского" Сергея Эйзенштейна.
6. Квентин Тарантино дважды возглавлял жюри на престижных кинофестивалях.
Первый раз - в 2004 году, когда Квентин стал председателем жюри Каннского кинофестиваля, спустя всего лишь 10 лет после своего триумфа с "Криминальным чтивом".
Иронично, что на том же фестивале председателем жюри, оценивавшим короткометражные фильмы, был все тот же Никита Михалков, серебряный призер и соперник Квентина по Каннам-1994.
"Золотую пальмовую ветвь" жюри во главе с Тарантино отдали документальному фильму о президенте США Джордже Буше "Фаренгейт 9/11" Майкла Мура.
Второе место, то есть Гран-при, досталось корейскому детективному триллеру "Олдбой", снятому по японской манге. После фестиваля Тарантино, к слову, немало поспособствовал продвижению этого фильма в США, ведь сам является фанатом азиатского экшн-кино.
Во второй раз Тарантино возглавил жюри Венецианского кинофестиваля в 2010 году. Главную награду тогда получила картина "Где-то" Софии Копполы, дочери легендарного режиссера "Крестного отца".
7. Квентин Тарантино обзавелся семьей лишь к 55 годам.
Долгие годы Тарантино утверждал, что кино занимает все его время, и на полноценную семью его просто не хватает.
Нет, романтические отношения, конечно, были.
В первую очередь, с лауреаткой "Оскара", актрисой Мирой Сорвино в 1996-1998 годах.
Также он встречался с режиссером "Трудностей перевода" Софией Копполой и актрисой Жюли Дрейфус (сыгравшей Софи Фаталь в его "Убить Билла").
К слову, несмотря на многочисленные слухи, с Умой Турман режиссера связывали исключительно дружеские отношения.
В 2009 году во время продвижения фильма "Бесславные ублюдки" он встретил израильскую певицу Даниэлу Пик.
В 2018 году они стали мужем и женой, на момент бракосочетания Квентину было 55 лет, а Даниэле - 35.
В 2020 году у них появился сын Лео, а еще через два года - дочка.
8. Роль в фильме Квентина Тарантино - залог успешной актерской карьеры.
Да, конечно, не всегда, но зачастую сняться в фильме у Тарантино - словно выиграть в лотерею.
Актеры часто идут на снижение привычных гонораров, чтобы появиться в очередном проекте режиссера, например, Брюс Уиллис в "Криминальном чтиве".
Некоторые, думаю, и вовсе сами бы доплачивали за такую возможность :)
Все потому, что Тарантино создает классных характерных персонажей, которых интересно играть, также не секрет, что он великолепно работает со своими актерами.
"Бешеные псы" дали старт карьерам Тима Рота, Майкла Мэдсена и Стива Бушеми.
"Криминальное чтиво" сделало популярными Уму Турман и Сэмюэля Л.Джексона, вернуло популярность Джону Траволте (который был популярен в 70е, но, казалось, канул в небытие) и доказало, что Брюс Уиллис умеет играть не только в экшн-боевиках.
"Убить Билла" ярко раскрыло актерские способности Люси Лью и сделало узнаваемым Дэвида Кэррадайна, который как и Траволта ранее, был звездой давно прошедших лет.
"Бесславные ублюдки" и "Джанго" открыли миру прекрасного актера Кристофа Вальца (а каждая из сыгранных ролей принесла ему по премии "Оскар").
Тот же "Джанго" и "Однажды... в Голливуде" по-новому раскрыли талант Леонардо ди Каприо.
А Брэду Питту роль в "Однажды... в Голливуде" и вовсе принесла долгожданный актерский "Оскар".
Тарантино дает своим актерам творческую свободу и крутейшие сцены, помогает советами, вдохновляет и эмоционально заряжает всех вокруг. Таким образом каждый на площадке получает возможность сыграть наилучшим образом.
9. Квентин Тарантино сам пишет сценарии ко всем своим фильмам и подбирает музыку.
Тарантино сам (иногда в соавторстве) пишет сценарии к каждому фильму. Это позволяет полностью контролировать процесс.
Тарантино как сценарист ничуть не уступает (а возможно, даже превосходит) Тарантино-режиссера. Столько запоминающихся характерных персонажей, столько знаменитых и очень интересных диалогов...
У Тарантино две премии "Оскар", и обе за сценарий (первый, как уже было отмечено, за "Криминальное чтиво", а второй - за "Джанго").
Всего же у 9 фильмов режиссера аж 34 номинации на премию "Оскар", и победа в 7 из них.
Квентин сам подбирает музыку, причем такую, что ее хочется слушать и в отрыве от фильма. Часто он использует уже звучавшие где-то композиции, а не написанные специально под картину.
Одно из исключений - впоследствии получивший "Оскар" саундтрек к "Омерзительной восьмерке".
Тарантино заказал его у гениального Эннио Морриконе, композитора культового вестерна "Хороший, плохой, злой".
Для режиссера очень важны детали его мира.
Неслучайные актеры, которых он берет на второстепенные роли, имена персонажей (например, Винсент Вега из "Криминального чтива" - родной брат Вика Веги из "Бешеных псов"), одежда героя (костюм Невесты из "Убить Билла", отсылающий к Брюсу Ли), идущие по телевизору героя фильмы, да хоть картины на стене - любая мелочь может иметь свое значение, создавать нужную атмосферу.
Самая распространенная деталь его кино - в каждом фильме персонажи Тарантино курят одну и ту же несуществующую в реальности марку сигарет «Red Apple».
Такая увлеченность вдохновляет и делает фильм еще интереснее.
Он делает свои фильмы своего рода признанием в любви к какому-то жанру и целой энциклопедией.
Прочел об отсылках в "Убить Билла" - и нашел сразу еще с десяток лент для дальнейшего просмотра.
10. Квентин Тарантино обладает одним из самых узнаваемых режиссерских почерков.
За 30 лет Тарантино построил себе первоклассный личный бренд.
Лучшие актеры готовы сниматься у него, даже не читая сценарий, а кинокритики со всего мира находят все новые смыслы в его картинах.
Фирменные приемы мастера знакомы даже далеким от мира кино людям и растиражированы сотнями режиссеров.
Про сценарии, про диалоги и персонажей, про работу с актерами, про шикарный подбор музыки и внимание к деталям я уже высказался выше.
Но главное даже не это. Больше всего кино Тарантино мне нравится за филигранный ритм и монтаж.
Вот герои едут, как ни в чем не бывало, болтают о бургерах, и тут же в следующей сцене происходит ожесточенная перестрелка, а мы узнаем, что перед нами жестокие наемные убийцы. Это невероятно цепляет, ты не понимаешь - чего ждать дальше.
В "Омерзительной восьмерке" весь первый час вообще нет экшна, но пространство насколько наэлектризовано - что не оторваться, да и все три часа фильма пролетают незаметно!
Подводя итог статье, хочется сказать.
Квентин Тарантино беззаветно влюблен в кино, и эта любовь чувствуется в каждом кадре.
Многолетним трудом он доказал, что можно и нужно играть по своим правилам, создавать именно то, во что веришь сам.
Как истинный художник он нарушил десятки правил создания кино - и в результате вывел его на новый уровень.
Он дробил цельный фильм на тематические главы будто это статьи в журнале, ломал хронологию повествования, менял существующую историю и реальные события, восстанавливая справедливость (хотя бы в кино)...
А еще он, сам того не желая, подсказал продюсерам, что делить фильм на две части - хорошая идея (см. финал "Гарри Поттера", "Голодных игр" и Сумерек").
Тарантино демонстрирует, что если заниматься, чем любишь, и делать это с настоящей страстью - можно добиться большого успеха.
Даже если ты необразованный сотрудник видеопроката - ты можешь стать одним из самых уважаемых режиссеров современности и привлекать самых крупных и знаменитых людей индустрии к своим съемкам.
P.S.: ниже 10 цитат Квентина Тарантино:
1. Я не ходил в киношколу, я ходил в кино.
2. Когда я работал в видеомагазине, я слышал, как родители ругали детей за то, что те все время брали то кино, которое они уже видели и любят. Ребенок ведь как думает: «Зачем брать неизвестно что? Возьму-ка снова эту кассету». И он смотрит ее в пятнадцатый раз и искренно смеется над всеми шутками. Вот и у меня психология ребенка — мне нравится такой подход.
3. Я не шляюсь по бильярдным. Я не играю в покер. И я не хожу на спортивные соревнования. Для меня даже по телевизору спорт смотреть — пытка. Я могу сходить на «Доджеров», потому что там игра не так важна, как пиво и люди вокруг. Чего я не могу понять, так это того, что средний американец не может три часа отсидеть в кино, но может четыре часа смотреть идиотский, скучный футбольный матч.
4. Если в конце года я могу сказать, что я видел десять по-настоящему — без всяких скидок — хороших фильмов, значит, год удался.
5. Большие идеи портят кино. В кино самое главное — сделать хорошее кино. И если в процессе работы тебе в голову придет идея, это отлично. Но это не должна быть Большая Идея, это должна быть маленькая идея, из которой каждый вынесет что-то свое. Я имею в виду, что если ты снимаешь кино о том, что война — это плохо, то зачем тогда вообще делать кино? Если это все, что ты хочешь сказать, — скажи это. Всего два слова: война — это плохо. То есть всего три слова. Хотя два слова будет еще лучше: война — плохо.
6. Я кое-что заметил про «Оскары». Когда «Красота по-американски» стала лучшим фильмом, это было как новая эпоха. Фильм про неудачников, крутой фильм, наконец выиграл. До этого у них всегда было так: был фаворит, голливудское кино и крутое кино. Знаете, любимец критики. И всегда, когда доходило до награждения, голливудское кино выигрывало. Лучший фильм, лучший режиссер. Ну а крутое кино всегда получало приз за сценарий. Это был такой утешительный приз за крутизну.
7. В детстве я собирал комиксы. Тогда это было круто, потому что, где бы ты ни жил, в пригороде или в городском микрорайоне, вокруг было по крайней мере шесть ребят, которые собирали комиксы. Можно было взять с собой комиксы, прийти к абсолютно незнакомому мальчику, постучать в дверь и сказать: «Привет, я Квентин. Ты Кен? Я слышал, ты собираешь комиксы? Я тоже. Можно посмотреть твою коллекцию?» Это был ритуал. Ты показываешь свою коллекцию, он — свою, вы меняетесь. Можно было просто прийти к абсолютно незнакомому мальчику и подружиться с ним.
8. Когда обо мне стали писать, я узнал столько всего удивительного. Оказывается, я до смешного нелеп: слишком быстро говорю, слишком размахиваю руками. Так что теперь я думаю: «Ох, может, не стоит так быстро говорить?», или «может, не стоит теребить волосы?» Я совершенно помешанный.
9. Мой план состоит в том, чтобы открыть кинотеатр в каком-нибудь маленьком городке и управлять им. Я буду сумасшедшим старым киношником
10. Я всегда надеюсь, что если миллион человек смотрят мой фильм, они смотрят миллион других фильмов.
И В ЗАВЕРШЕНИИ Я ХОТЕЛ СКАЗАТЬ. Друзья, спасибо, что прочли мою статью-исследование. Поставьте лайк, так вы сильно поможете каналу! И дадите возможность другим людям ознакомиться с материалом. Чем больше лайков - тем больше статей я публикую. Благодарю за поддержку! Всем добра и любви!
Если вы дочитали статью до конца, вам, возможно, нравится, как я пишу :)
Для вас я хочу еще раз напомнить, что написал книгу о кино "Смотри!" в соавторстве с популярным маркетологом Игорем Манном.
Книга будет полезна вам:
- если вы часто не знаете, что смотреть,
- если вы хотите начать лучше разбираться в кино,
- если вы хотите лучше говорить о кино.
Посмотреть оглавление, прочесть аннотацию и отзывы, а также купить книгу можно по ссылке