Найти тему
У бабушки-забавушки

Зачем развивать воображение?

Оглавление

Написать об этом меня побудило обсуждение в комментариях к статье «Бабушка и новый челлендж», что взрослые, особенно люди, связанные с точными науками, - бухгалтера, экономисты, математики – часто не видят надобности ни в фантазии, ни в воображении.

Какое воображение? Главное - квартальный отчет! (Изображение Kandinsky 2.1)
Какое воображение? Главное - квартальный отчет! (Изображение Kandinsky 2.1)

Что такое воображение?

Если не брать научное определение, а сказать простыми словами, то воображение — это способность создавать различные образы, придумывать идеи и вызывать ощущения в уме без непосредственного участия органов чувств.

Когда мы были детьми, мы могли нафантазировать и представить, что угодно. Мы могли стать капитанами, плавающими в разных морях, или супергероями, спасающими мир. Мы могли путешествовать в дальние страны или на другие планеты…

Как прекрасно мечтать! (Изображение Kandinsky 2.1)
Как прекрасно мечтать! (Изображение Kandinsky 2.1)

Многие скажут: «Ну, да, фантазировали, и что это нам дало? Не поплыли, не полетели и супергероями не стали». Да, соглашусь, только вот интересно, почему те, кто и во взрослом возрасте включают воображение и фантазию, с жизненными проблемами справляются легче и с меньшими потерями?

Когда воображение помогает...

В жизни нам всем нужна стабильность, она позволяет чувствовать себя уверенно, потому что все отточено, выверено и определено, но это порой играет с нами злую шутку, когда система координат меняется.

У китайцев есть поговорка:

Лучше быть собaкой в спокойные времена, чем человеком во времена хаоса

Это то же самое, что знакомое нам:

Не дай вам бог жить в эпоху перемен
Не дай вам бог жить в эпоху перемен (Изображение Kandinsky 2.1)
Не дай вам бог жить в эпоху перемен (Изображение Kandinsky 2.1)

В психологии известна такая схема выхода из кризиса, применимая как к отдельному человеку, так и к фирме, стране и даже миру в целом.

Схема развития (нарисовано автором)
Схема развития (нарисовано автором)

Представьте, что мы живем в спокойном стабильном состоянии (С). Нам хорошо, комфортно, но не бывает так, чтобы не ворвался порыв ветра, чтобы какой-нибудь возмущающий фактор (ВФ) не разбередил эту спокойную гавань.

Все хорошо, когда стабильно и спокойно (Изображение Kandinsky 2.1)
Все хорошо, когда стабильно и спокойно (Изображение Kandinsky 2.1)

И вот у нас появляются проблемы, которые мы пытаемся решить. А решаем мы их, исходя из прошлого опыта привычными для нас старыми способами (СС). Увы, проблемы растут, а решить их не удается. Нас начинает не на шутку штормить. Это хорошо ради развлечения покачаться на качелях, а когда у тебя зыбкая почва под ногами, жизнь приятной не кажется.

Надвигается шторм (Изображение Kandinsky 2.1)
Надвигается шторм (Изображение Kandinsky 2.1)

Долго в этом состоянии находиться невозможно, приходим к точке кризиса (К). Из кризиса, известно, два пути: или пан, или пропал. Так как же не пропасть? Единственный способ – решить проблему так, как никогда не решал. Вот тут и приходит на помощь воображение.

Когда кажется, что спасения нет...  (Изображение Kandinsky 2.1)
Когда кажется, что спасения нет... (Изображение Kandinsky 2.1)

Рождаются в голове кажущиеся нереальными и бредовыми идеи (И), но это только кажется. В какой-то момент происходит щелчок, и ты идешь туда, куда никогда не ходил, делаешь то, что никогда в жизни не пробовал, то есть действуешь совершенно новыми способами (НС).

Выход нашелся (Изображение Kandinsky 2.1)
Выход нашелся (Изображение Kandinsky 2.1)

Постепенно жизнь налаживается, новые способы становятся привычными и несложными, как казалось вначале, приходим в новую точку стабильности (С). И так всю жизнь! Наложите любые проблемные события на эту схему, и вы поймете, что все так в точности и есть. Вспомните, как внедрили в свою жизнь что-то, что до этого казалось нереальным.

Так вот, чем проще у человека с воображением, тем легче ему по жизни, но парадокс в том, что, начиная со школы, у нас упор и перекос в сторону логики. Никто не говорит, что она не нужна, но беда, что образное мышление не развивается. То есть понимаете: если только образы и фантазия – не будет действия (Манилов на диване), если только логика – не будет оригинальности и творчества (человек-калькулятор). Должно быть развито и то, и другое.

Логическое и образное мышление (фото автора)
Логическое и образное мышление (фото автора)

Даже наши дети фантазировать разучились, уже и игрушки не дают простора фантазии и воображению. Если раньше наши предки делали кукол из подручных материалов – соломы, тряпочек, деревяшек, чаще всего без лиц, ребенку проще было создавать образ и помещать его в любые обстоятельства. Подходящее окружение придумывал сам ребенок: вот цветочки – это будет еда, вот лист лопуха – это тарелка, вот деревянный брусок – стол…

Поле для фантазий (Изображение Kandinsky 2.1)
Поле для фантазий (Изображение Kandinsky 2.1)

Теперь же куколки со всеми анатомическими подробностями, наряды готовые и целые кукольные комнаты со всеми реальными предметами. Причин для воображения и творчества нет, только повторять, что делают взрослые!

Воспитатели детских садов могут рассказать, как дети чокаются за столом кружками, играя за маму, делают селфи на телефон, играя за папу, ругаются и нецензурно выражаются.

Взрослые уже все придумали (Изображение Kandinsky 2.1)
Взрослые уже все придумали (Изображение Kandinsky 2.1)

Не одна ли это из причин, что так много страшных новостей, когда, не справившись с проблемами, подросток прыгает с крыши, мстит за СВОИ проблемы, приходя в школу с оружием… Это же та самая точка кризиса, когда выход только вниз - в «пропал». И мы знаем, где были эти шаблоны и стереотипы поведения, - в продукции (фильмах, книгах, играх) и реальности, которую транслируют взрослые.

Итак, воображение — это не только развлечение. Оно помогает думать нестандартно, рождать новые подходы и идеи, которые помогают решить проблемы более эффективно и адекватно ситуации. Воображение — это не то, что предназначено только для детей. Взрослые могут извлечь из воображения столько же пользы, сколько и дети.

В следующий раз расскажу, какие есть приемы для развития воображения. Вам это интересно?

Если дочитали да конца, помните…

-12