Найти тему
Записки КОМИвояжёра

Накануне войны нужно было рассредоточить самолёты по малым аэродромам, избегая потерь - что из этого вышло у поляков?

Одной из причин больших потерь советской авиации в первые дни войны считают сосредоточение массы самолётов на хорошо известных немецкому командованию аэродромах. Кажется, так просто: рассредоточить небольшие группы самолетов по небольшим аэродромам, замаскировать, а потом по команде в нужный момент поднять их в воздух для отпора нападающим силам люфтваффе!

Сколько самолётов сгорело, не успев взлететь!
Сколько самолётов сгорело, не успев взлететь!

Есть отличный пример того, что произошло с рассредоточенными польскими военно-воздушными силами в первые дни после нападения Германии.

Польское командование с самого пошло по тому пути, который советовали применить ВВС Красной армии умудрённые «послезнанием» эксперты - накануне войны была сформирован ударный кулак: специальная бомбардировочная бригада Верховного Командующего, более 80 бомбардировщиков, которые и были раскиданы по множеству мелких аэродромов, но командиру авиационной бригады разрешалось по своему усмотрению использовать только две (максимум три) эскадрильи. Ввод в бой больших сил мог быть разрешен только Главкомом авиации, который вскоре просто потерял представление, где и что у него находится. Самолёты были разбросаны на удалённых друг от друга аэродромах, единое командование прервалось, что не позволяло поднять в воздух значительные силы, а уж договориться о прикрытии истребителями было практически невозможно.

Поэтому уже в первые дни войны польским бомбардировщикам приходилось совершать вылеты без истребительного прикрытия, в итоге к 6 сентября потери резко возросли, и для их восполнения в строевые части стали направлять учебные самолёты даже без пулемётов.

В результате через 10 дней боёв поляки потеряли 26 тяжёлых бомбардировщиков из 36, 112 пикирующих бомбардировщиков из 118, 118 истребителей из 160.

Да, первые удары немецких бомбардировщиков не нанесли значительных потерь польскому «Лотництву войскову», т.е. ВВС, но и поляки не смогли противопоставить немецким силам сколь-нибудь значительные силы собственные – они не успевали поднять в воздух с разных аэродромов и объединить в полёте свои силы.

И это при том, что польская авиация была на 50–70% оборудована радиостанциями, что облегчало возможность объединения сил, в то время как советская авиация практически не имела радиосвязи, а если на каких-то поступающих в части новых самолётах рации и были, то пилоты капризные радиостанции просто не использовали: «Что-нибудь одно – или радировать, или летать, а если вместе – сразу собьют!»

И-153 заводится с автомобильного стартера
И-153 заводится с автомобильного стартера

Следует учесть, что большинство советских самолетов относилось к устаревшим моделям и заметно уступало германским машинам... И дело не только в скорости – у самолётов И-15 и И-153, да и у некоторых модификаций И-16 нет было стартера на двигателе, и для запуска эскадрильи приходится выстраивать ее в линейку, по очереди объезжая все машины на специальном автомобиле со стартером. Где уж тут рассредоточить самолёты малыми группами на разных аэродромах – машин-стартеров просто не хватит, так что идея рассредоточить самолёты накануне войны была здравая, но маловыполнимая.

А поляки эту идею реализовали, и это принесло новые проблемы и потери.