Найти в Дзене
34,8K подписчиков

ЭТО УСТАРЕВШЕЕ СЛОВО «ЦЕЛОМУДРИЕ»

1K прочитали
«От целомудрия рождается любовь, а от любви – бесчисленное множество благ»
Святитель Иоанн Златоуст

Представьте ситуацию: целомудренные парень и девушка, познакомились, повстречались, поженились и...

«От целомудрия рождается любовь, а от любви – бесчисленное множество благ»
Святитель Иоанн Златоуст

Представьте ситуацию: целомудренные парень и девушка, познакомились, повстречались, поженились и прожили в любви и согласии до конца дней. Это идеальная история, которая многими воспринимается как анахронизм. Потому-то сегодня быстрее поверят в злую сатиру «Красотки», чем в сказочное «и жили они долго и счастливо». Конечно, хорошо сохранить себя до брака, но если этого сделать не удалось, то что на счет целомудрия в браке?
Для православного христианина в отношении брака есть только два пути: честный законный союз, освященный Церковью, или сохранение девства. Все внебрачные связи определяются как блуд, невзирая на всю любовь пары и строящиеся планы: «Не обманывайтесь: ни блудники… ни прелюбодеи… – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9-10). Брак же, кроме цели деторождения, имеет цель искоренения невоздержания и распутства. «Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа (1 Кор. 7:2), – продолжает апостол Павел в своем послании.
Однако взаимное влечение между мужчиной и женщиной имеет целью не только деторождение. Брак подразумевает взаимное духовное возвышение, восстановление в человеке его первоначальной красоты – «образа и подобия Божия». Любовь, приобретаемая в браке, имеет благодатный характер. Она позволяет мужу видеть в своей жене не ту личность, которую видят все остальные, а ту, кем она назначена быть у Бога. Жена же видит в муже, человека способного и обязанного ей помочь реализовать в себе то, что ей назначено Господом. Такой любви сопутствует высокая нравственная обязанность мужа по отношению к жене, доверие и послушание жены в отношении к мужу.
Такую любовь нельзя сравнить ни с чувством взаимной симпатии и влюбленности, которые предшествуют браку, ни уж тем более с чувством похоти, толкающим на случайные связи или поиск новых объектов страсти. Таинственно и непостижимо происходит в браке соединение двух личностей в «одну плоть». «Тайна сия велика» (Еф. 5:32), ведь здесь происходит рождение нового человека, некогда разделенного на двое. Отец Александр Ельчанинов писал: «До брака человек скользит над жизнью, наблюдает ее со стороны, и только в браке погружается в жизнь, входя в нее через другую личность. Это наслаждение настоящим познанием и настоящей жизнью дает то чувство совершенной полноты и удовлетворения, которое делает нас богаче и мудрее».
Тут-то и стоит сказать, о том, что же такое целомудрие. Это цельное мудрование, и состоит оно не только в физической неповрежденности, но и в правильном, цельном, незамутненном взгляде на противоположный пол, в правильном состоянии духовной жизни, целостности и единстве личности. Не случайно во время венчания священник произносит такие слова: «Боже пречистый… благослови брак сей и подаждь рабом Твоим сим… живот мирен, долгоденствие, целомудрие, друг ко другу любовь в союзе мира…». Брак – полноценная возможность достижения целомудрия. Именно в браке двое, соединенные в одну плоть, могут достичь духовной цельности и единства.
К сожалению, многие мужья не видят ничего предосудительного в «невинном» ухаживании за чужой женой, а многие жены стремятся привлечь внимание чужого мужа, чтобы «просто чувствовать себя женщиной». О каком же единстве тогда может быть речь? Целомудрие в браке возможно только при неповрежденном духе человека, поскольку оно требует не только телесной, но и духовной чистоты. Ведь, как говорит апостол и евангелист Матфей: «Всякий, кто только смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем» (Мф. 5:28).
Древнегреческое слово, означающее целомудрие – ἡ σωφροσύνη (sophrosyne), в Священном Писании нередко используется в значении – «благоразумие» (1 Пет 4:7). Неслучайно преподобный Иоанн Лествичник особенно подчеркивает, что целомудрие есть чистота души и тела, а также всеобъемлющее название всех добродетелей вообще. А в книге Притчей Соломона, посвященной премудрости Божией (σοφία) огромное место занимает тема верности: «Скажи мудрости: “Ты сестра моя!” и разум назови родным твоим, Чтобы они охраняли тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает слова свои» (Прт. 7:4-5). Живя в браке целомудренно, супруги соединяются буквально на клеточном уровне, что невозможно получить на стороне, в случайной связи, в блудных отношениях. Именно это имел ввиду священномученик Владимир Амбарцумов, говоря о своей любимой жене: «Я переставал понимать, где кончаюсь я и где начинается она. Такое взаимопроникновение не оставляет никакого потайного места и никаких тайн».
Автор: Виктория Колтыга