Александр Герасимов (1881-1963) - российский, советский художник. Тонкий лирик натюрморта и вместе с тем монументальный портретист.
Иногда увидишь одну единственную картину живописца и полюбишь его безоговорочно. Так случилось со многими, кто увидел его полотно "После дождя". Рассказывают, что Герасимов написал его всего за три часа. Картина настолько сильная, что в ней можно прочесть аллюзии и на чеховскую задумчивость, и на бунинскую лирику. И в тоже время каждый увидит там что-то своё, из далёкого детства или юности. Эта картина из тех, про которую можно сказать: про меня. Вот и я, как многие, поначалу увлекся темой цветочных натюрмортов у художника.
Цветы на картине - особый жанр. Если его преподать красиво и с душой, то букет будет благоухать и с холста повеет свежестью утра. В моем личном восприятии, Герасимов в этом плане стоит в одном ряду с Эдуардом Мане - уж тот знал толк в изображении цветов.
Однако цветочки - это конечно хорошо и уютно, но Александр Герасимов был ещё и мощным портретистом. Он писал вождей.
В детстве нам набили оскомину портреты в учебниках истории. Лично я пролистывал их и не задавался вопросом, что за художник их сотворил. Кроме Леонардо да Винчи и художника Ивана Кускова (он рисовал иллюстрации к романам Дюма и Вальтера Скотта), для меня вообще никто не существовал. Но потом, спустя время, когда начинаешь изучать живопись изнутри, осознаешь, какая всё же это глыба. Ведь герасимовские контрасты растут из живописи Рембрандта и Караваджо. Монументальная пропаганда уходит на задний план и остаётся чистое искусство. Его "Первая конная" - вообще портрет эпохи.
Суровой исторической эпохи. Как тут не запараллелить с "Заседанием государственного совета" Репина.
А как он изображал обнаженную женскую натуру! Это же Ренуар и Рубенс, помноженные на Кустодиева. Одна "Деревенская баня" чего стоит. Фото приводить не буду, а то меня опять обвинят в безнравственности и забанят. Игра слов получится: забанили за баню.
Резюме: талантливейший и разноплановый художник, которого одно время в связи с перетасовкой приоритетов задвинули в тёмный угол. Но мы-то знаем, кто и что сто́ит на самом деле.