Одна из главных наших "скреп" — стремление к справедливости. Особенно справедливость становится востребована людьми в тяжёлые для страны времена. Такие, например, как наступили сейчас.
Справедливости нет?
В начале Великой Отечественной Иосиф Сталин обратился к народу: «Братья и сёстры!.. К вам обращаюсь я, друзья мои!».
И люди поверили, люди сплотились. Вся страна плечом к плечу работала на Победу. И на передовой, и в глубоком тылу.
А что же мы видим сейчас, когда угроза для Родины снова серьёзная?
Одни — в большинстве своём, представители «простого народа», — поддерживают развернувшуюся «борьбу за право быть самими собой».
Другие же — считающие себя частью элиты или к ней приближёнными, — держа фигу в кармане, продолжают беспутное потребительское существование. Жируют, и даже публично кичатся этим.
Впрочем, красиво проводить время и наслаждаться жизнью богатым и знаменитым никто ведь пока что не запрещал. Но когда это доходит фактически до глумления...
Московская «знать» на шашлыках в музее
А произошло вот что. 24 мая 2023 года в самом центре Москвы, в музее-усадьбе Фёдора Шаляпина, что располагается на Новинском бульваре — стена к стене с американским посольством — состоялась "светская вечеринка". По сути — разнузданная пьянка с шашлыками и танцами.
Организаторами мероприятия выступил посвящённый гламуру влиятельный в определённых кругах телеграм-канал «Антиглянец». Символично, что другой телеграмм-канал, освещавший эту гулянку, называется «ЗНАТЬ». Не в смысле знаний, а в смысле принадлежности к так называемой новой российской "знати".
Съехавшиеся на вечеринку люди, — типичные представители светской тусовки. «Сливки общества». Богатые и знаменитые и их детки.
Из «бизнес-элиты» присутствовал «ну очень веселый миллиардер Олег Байбаков». Гламурное чиновничество представлял заместитель губернатора Нижегородской области Олег Беркович. «Творческую элиту» возглавила Сати Спивакова — киноактриса, телеведущая, молодящаяся жена известного дирижёра и скрипача. Съехались бывшие главреды глянцевых журналов. Всякие разные «светские львицы».
Были и детки — например, сын владельца «Независимой газеты» Константина Ремчукова Николай и сын участника групп «Машина времени» и «Воскресение» Евгения Маргулиса Даниил. Оба — 37-летние «завидные женихи».
Общую атмосферу мероприятия хорошо передаёт разлетевшееся в соцсетях видео с вечеринки, запечатлевшее танец подвыпившей 34-летней "модели" Марии Миногаровой:
Почему это глумление?
Казалось бы, погуляли и погуляли. Первый раз, что ли? И не такое в российских музеях иные "новые аристократы" устраивали. Бог им судья.
Но есть, как говорится, ньюанс.
В этой самой усадьбе, которая сегодня является музеем и где пила, ела и веселилась нынешняя московская "знать", во время Первой мировой Фёдор Шаляпин на личные средства открыл и содержал госпиталь:
«Желая так или иначе быть полезным и оправдать мое отсутствие в траншее, я открыл два госпиталя — один в Москве, другой в Петербурге. В общем на 80 человек, которых во все время войны я кормил и содержал на личные мои средства. Мне в этом отношении пошли великодушно навстречу мои друзья, врачи, которые денег у меня за работу в госпиталях не брали».
(Из мемуаров Ф. Шаляпина).
Благодаря деятельному участию Шаляпина, условия в этом госпитале были созданы очень хорошие. Причём не для офицерской элиты — госпиталь предназначался исключительно «для раненых нижних чинов».
В фонде фотопозитивов Музея музыки (филиалом которого и является музей-усадьба Шаляпина) сохранились фотографии, запечатлевшие семью Шаляпиных в тот период. Одна из них сделана 8 октября 1914 года — в день открытия госпиталя на Новинском бульваре.
Самый узнаваемый и высокий на фото — собственной персоной Фёдор Иванович Шаляпин — он в костюме и шляпе чуть левее от центра. Перед ним, ещё чуть левее — супруга певца Иола Игнатьевна. Справа от супругов Шаляпиных, в форме сестёр милосердия, — их старшие дочери, — Лидия и Ирина. Младших детей Шаляпиных — сына Бориса и двойняшек Татьяну и Фёдора — поставили позировать на передний план перед матерью. Мальчики в фуражках и армейского вида шинелях.
Вокруг Шаляпиных — военные и медперсонал, а также приглашенные на открытие госпиталя друзья и знакомые семьи Шаляпиных — настоящая тогдашняя знать.
Так-то вот. В отличие от отпрысков нынешней "элиты", дети Шаляпина не разъезжали по светским мероприятиям, а помогали ухаживать за ранеными.
Сам же Федор Иванович нередко навещал проходящих лечение в лазарете, давал им концерты, иногда даже просил самих солдат спеть ему деревенские песни. Не чурался Шаляпин, в отличие от многих нынешних "звёзд", простого народа.
И вот в наше время гламурная московская тусовка собралась в усадьбе Шаляпина на вечеринку с винами, шашлыками и песнями. Лучшего чем "глумление" слова для описания произошедшего, пожалуй, и не подберёшь.
Куда смотрит министр?
Организаторы и участники этой шашлычной вечеринки даже и не удосужились, вероятно, задуматься, — а уместно ли в наше время устраивать подобное публичное мероприятие? Тем более, в таком-то историческом месте?
К сожалению, не приходится удивляться. Относящие себя к "сливкам общества" умом и образованностью зачастую не блещут. Они и не знали небось о шаляпинском госпитале.
Но руководство музея ведь знает. Оно-то, получается, глумление фактически и благословило. Сами организаторы вечеринки писали, что для проведения подобных мероприятий усадьбу «никому и никогда не дают». Но им таки удалось "договориться" — намекают, наверное, на свою "особую приближённость" к Министерству культуры барышни с «Антиглянца».
А что же министр культуры? Ольге Борисовне Любимовой уже известно о произошедшем? Почему нет мгновенной реакции?
Что стало бы с допустившими такой "ляп" чиновниками при Сталине? Наверняка быстро и неотвратимо получили бы в полном соответствии с нашей главной "скрепой" — по справедливости. Вот поэтому, в частности, многие люди Иосифа Виссарионовича Сталина считают одним из величайших наших правителей.
Ананасы в шампанском
Из расположенного рядом с усадьбой Шаляпина посольства США небось смотрели и радовались — если так ведут себя в России элиты, то значит есть шанс у Запада на победу в нынешнем противостоянии.
Во времена Шаляпина, к сожалению, не все вели себя как Фёдор Иванович. Часть элиты предпочла открытию госпиталей бурный агонистический кутёж. В 1915 году, в самый разгар Первой мировой, поэт Игорь Северянин сочинил свою «Увертюру», более известную под названием «Ананасы в шампанском»:
«Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!
Весь я в чём-то норвежском! Весь я в чём-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!»...
(Из «Увертюры» И. Северянина, 1915 г.).
О том, что случилось после, мы хорошо знаем. К стихам Игоря Северянина отсылает знаменитое двустишье Владимира Маяковского:
«Ешь ананасы, рябчиков жуй,
День твой последний приходит, буржуй».
Уважаемые читатели! Если статья вам понравилась, поставьте, пожалуйста, лайк. И подписывайтесь на канал!