Найти тему
Кинопроба

Тест на внимательность: Киноляпы в советской мелодраме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит»

Оглавление

Фильм «Москва слезам не верит» | Kinoproba.com
Фильм «Москва слезам не верит» | Kinoproba.com

Советские киноленты всегда славились своей сюжетной точностью и выверенностью деталей. Однако и на солнце бывают пятна. Поэтому «Кинопроба» решила задаться вопросом наличия киноляпов в отечественных фильмах. И спойлер: конечно же, нашла.

Естественно, это не такие серьезные огрехи в сценариях или на монтаже, нарушающие целостность картины, которые зачастую появляются в современном кинематографе. Но все же, где-то советские режиссеры «не доглядели» или «забыли» что-то убрать из кадра во время дублей.

Небольшие неточности, допущенные при съемках, ни в коем случае не умаляют достоинств этих легендарных картин. Однако о них все же стоит узнать хотя бы ради того, чтобы проверить свою внимательность и окинуть новым взглядом эти шедевры советской киноиндустрии.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит», 1979, СССР.
Кадр из фильма «Москва слезам не верит», 1979, СССР.

«Москва слезам не верит», 1979

Оскароносная работа режиссера Владимира Меньшова с Верой Алентовой и Алексеем Баталовым путь и во всех смыслах прекрасна, но некоторые оплошности в ней несомненно присутствуют. Именно с нее и начнем наш разбор.

Музыка нас связала

Когда в самом начале фильма Катя Тихомирова возвращается в общежитие, расстроенная своим провалом на вступительных экзаменах в институт, из окон близлежащих домов доносится хит Робертино Лоретти «Джамайка». В это время на экране появляется надпись: «1958 год. Москва…».

Однако песня была записана в конце 1950-х, начале 1960-х годов. А включающая в себя этот трек дебютная пластинка итальянского исполнителя была выпущена лишь в 1961 году. В Советский Союз «Санта Лючия» и «Джамайка» Лоретти попали только к 1962 году.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит», 1979, СССР.
Кадр из фильма «Москва слезам не верит», 1979, СССР.

Стихов еще не написанных сколько?…

Очередная временная несостыковка приключилась со стихами поэта Андрея Вознесенского. Свое стихотворение «Параболическая баллада» он написал в 1959 году, но прогуливающиеся по вечерней Москве героини Валентины Алентовой и Ирины Муравьевой слышат его декламацию у памятника Владимиру Маяковскому на год раньше – все в том же 1959-ом.

«Судьба, как ракета, летит по параболе Обычно — во мраке и реже — по радуге», – читает в кадре молодой поэт.

При этом, сам автор, появившийся в качестве камео, не заметил этого расхождения в датах.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит», 1979, СССР.
Кадр из фильма «Москва слезам не верит», 1979, СССР.

Туфли превращаются…

После «путешествий во времени» Катерины и Людмилы, «гулять» начинает и обувь. В дом Тихомировых – дяди и тети Кати – героиня Муравьевой заходит в белых туфельках, а уже в вестибюле на ней оказываются черные босоножки. Также быстро героиня чуть позже меняет при склейке кадров и сережки: с крупных белых выпуклых кружков на черные свисающие каменья.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит», 1979, СССР.
Кадр из фильма «Москва слезам не верит», 1979, СССР.
Кадр из фильма «Москва слезам не верит», 1979, СССР. Кадр из фильма «Москва слезам не верит», 1979, СССР.

Он же ковер, он же плед и покрывало

«Бросается в глаза» и полосатый разноцветный ковер, который висит на стене в квартире Володи (Олег Табаков) – женатого любовника Кати. Немногим позже он выполняет функцию пледа во время пикника Катерины и Александры с друзьями Георгия Ивановича.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит», 1979, СССР.
Кадр из фильма «Москва слезам не верит», 1979, СССР.
Кадр из фильма «Москва слезам не верит», 1979, СССР. Кадр из фильма «Москва слезам не верит», 1979, СССР.

Колечко-кольцо

Также с персонажем Табакова связана еще одна «магия перемещения» в кадре: обручальное кольцо. Когда Володя ожидает свою пассию, коротая время за чтением газеты, кольцо находится на среднем пальце правой руки. Садится за руль катиного автомобиля – украшение надето на «правильном» безымянном пальце. В квартире же, когда внезапно в дверь к любовникам звонит теща, колечко оказывается почему-то снова на среднем пальце.

При этом отсутствующее за рулем кольцо с внушительным камнем вдруг появляется на правом безымянном пальце и у незамужней Катерины. Возможно, его подарил Володя, однако по приходу домой Александра удивляется лишь букету в маминых руках, не обращая внимания на украшение.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит», 1979, СССР.
Кадр из фильма «Москва слезам не верит», 1979, СССР.
Кадр из фильма «Москва слезам не верит», 1979, СССР.
Кадр из фильма «Москва слезам не верит», 1979, СССР.
Кадр из фильма «Москва слезам не верит», 1979, СССР.
Кадр из фильма «Москва слезам не верит», 1979, СССР. Кадр из фильма «Москва слезам не верит», 1979, СССР. Кадр из фильма «Москва слезам не верит», 1979, СССР. Кадр из фильма «Москва слезам не верит», 1979, СССР. Кадр из фильма «Москва слезам не верит», 1979, СССР.

Ловкость рук – и никакого мошенничества

Обладает «ловкими ручонками» в кадре и героиня Раисы Рязановой – Тося Буянова. В завязке фильма девушка шпатлюет стену и ее левая рука сильно испачкана. Спустя несколько перебивок Антонина подходит к своему возлюбленному Николаю с абсолютно чистыми руками и уже с другим инструментом.

Когда артистка успела привести себя в порядок в комнате без раковины и зачем на середине работы она сменила шпатель на терку для выравнивания – не понятно.

Узелок завяжется, узелок развяжется

Привлечь внимание зоркого зрителя могла также и желтая косынка Катерины в сцене все с теми же шашлыками в обществе Гоши. Сначала этот аксессуар выполняет функцию косынки, затем – нашейного платка, повязанного крепким пионерским узлом. Спустя несколько секунду – узел на косынке «слабеет», видимо, под напором влюбленного взгляда Гоши. А еще через несколько кадров платок снова оказывается на голове героини.

День рождения – не раз в году

Разговаривая по телефону с отцом Александры Родионом Рачковым (Юрий Васильев), Катерина четко заявляет: дочь родилась в июле.

Путем нетрудных подсчетов выходит, что все свидания Кати и Рудольфа (так в то время именовал себя Рачков) должны были происходить в ноябре. Однако, когда перед страстными встречами Катя выгуливает собаку Тихомировых, одета она далеко не по погоде. По крайней мере, столичный ноябрь никогда не славился теплыми деньками. Да и после «часа Х» на главной героине и ее подругах явно летние наряды.

При этом сцена на скамейке в парке, где Катерина просит помочь горе-папашу найти врача и решить вопрос с незапланированной беременностью «пока не поздно», происходит в середине осени – это заметно по одежде персонажей, еще зеленой траве и желтеющих в ней листьям. Хотя этот «серьезный разговор» между будущими родителями должен был состояться только в начале зимы. Так и когда же в итоге родилась Александра?