Советские киноленты всегда славились своей сюжетной точностью и выверенностью деталей. Однако и на солнце бывают пятна. Поэтому «Кинопроба» решила задаться вопросом наличия киноляпов в отечественных фильмах. И спойлер: конечно же, нашла.
Естественно, это не такие серьезные огрехи в сценариях или на монтаже, нарушающие целостность картины, которые зачастую появляются в современном кинематографе. Но все же, где-то советские режиссеры «не доглядели» или «забыли» что-то убрать из кадра во время дублей.
Небольшие неточности, допущенные при съемках, ни в коем случае не умаляют достоинств этих легендарных картин. Однако о них все же стоит узнать хотя бы ради того, чтобы проверить свою внимательность и окинуть новым взглядом эти шедевры советской киноиндустрии.
«Москва слезам не верит», 1979
Оскароносная работа режиссера Владимира Меньшова с Верой Алентовой и Алексеем Баталовым путь и во всех смыслах прекрасна, но некоторые оплошности в ней несомненно присутствуют. Именно с нее и начнем наш разбор.
Музыка нас связала
Когда в самом начале фильма Катя Тихомирова возвращается в общежитие, расстроенная своим провалом на вступительных экзаменах в институт, из окон близлежащих домов доносится хит Робертино Лоретти «Джамайка». В это время на экране появляется надпись: «1958 год. Москва…».
Однако песня была записана в конце 1950-х, начале 1960-х годов. А включающая в себя этот трек дебютная пластинка итальянского исполнителя была выпущена лишь в 1961 году. В Советский Союз «Санта Лючия» и «Джамайка» Лоретти попали только к 1962 году.
Стихов еще не написанных сколько?…
Очередная временная несостыковка приключилась со стихами поэта Андрея Вознесенского. Свое стихотворение «Параболическая баллада» он написал в 1959 году, но прогуливающиеся по вечерней Москве героини Валентины Алентовой и Ирины Муравьевой слышат его декламацию у памятника Владимиру Маяковскому на год раньше – все в том же 1959-ом.
«Судьба, как ракета, летит по параболе Обычно — во мраке и реже — по радуге», – читает в кадре молодой поэт.
При этом, сам автор, появившийся в качестве камео, не заметил этого расхождения в датах.
Туфли превращаются…
После «путешествий во времени» Катерины и Людмилы, «гулять» начинает и обувь. В дом Тихомировых – дяди и тети Кати – героиня Муравьевой заходит в белых туфельках, а уже в вестибюле на ней оказываются черные босоножки. Также быстро героиня чуть позже меняет при склейке кадров и сережки: с крупных белых выпуклых кружков на черные свисающие каменья.
Он же ковер, он же плед и покрывало
«Бросается в глаза» и полосатый разноцветный ковер, который висит на стене в квартире Володи (Олег Табаков) – женатого любовника Кати. Немногим позже он выполняет функцию пледа во время пикника Катерины и Александры с друзьями Георгия Ивановича.
Колечко-кольцо
Также с персонажем Табакова связана еще одна «магия перемещения» в кадре: обручальное кольцо. Когда Володя ожидает свою пассию, коротая время за чтением газеты, кольцо находится на среднем пальце правой руки. Садится за руль катиного автомобиля – украшение надето на «правильном» безымянном пальце. В квартире же, когда внезапно в дверь к любовникам звонит теща, колечко оказывается почему-то снова на среднем пальце.
При этом отсутствующее за рулем кольцо с внушительным камнем вдруг появляется на правом безымянном пальце и у незамужней Катерины. Возможно, его подарил Володя, однако по приходу домой Александра удивляется лишь букету в маминых руках, не обращая внимания на украшение.
Ловкость рук – и никакого мошенничества
Обладает «ловкими ручонками» в кадре и героиня Раисы Рязановой – Тося Буянова. В завязке фильма девушка шпатлюет стену и ее левая рука сильно испачкана. Спустя несколько перебивок Антонина подходит к своему возлюбленному Николаю с абсолютно чистыми руками и уже с другим инструментом.
Когда артистка успела привести себя в порядок в комнате без раковины и зачем на середине работы она сменила шпатель на терку для выравнивания – не понятно.
Узелок завяжется, узелок развяжется
Привлечь внимание зоркого зрителя могла также и желтая косынка Катерины в сцене все с теми же шашлыками в обществе Гоши. Сначала этот аксессуар выполняет функцию косынки, затем – нашейного платка, повязанного крепким пионерским узлом. Спустя несколько секунду – узел на косынке «слабеет», видимо, под напором влюбленного взгляда Гоши. А еще через несколько кадров платок снова оказывается на голове героини.
День рождения – не раз в году
Разговаривая по телефону с отцом Александры Родионом Рачковым (Юрий Васильев), Катерина четко заявляет: дочь родилась в июле.
Путем нетрудных подсчетов выходит, что все свидания Кати и Рудольфа (так в то время именовал себя Рачков) должны были происходить в ноябре. Однако, когда перед страстными встречами Катя выгуливает собаку Тихомировых, одета она далеко не по погоде. По крайней мере, столичный ноябрь никогда не славился теплыми деньками. Да и после «часа Х» на главной героине и ее подругах явно летние наряды.
При этом сцена на скамейке в парке, где Катерина просит помочь горе-папашу найти врача и решить вопрос с незапланированной беременностью «пока не поздно», происходит в середине осени – это заметно по одежде персонажей, еще зеленой траве и желтеющих в ней листьям. Хотя этот «серьезный разговор» между будущими родителями должен был состояться только в начале зимы. Так и когда же в итоге родилась Александра?