Найти в Дзене

Почему советские мигранты все-таки возвращались в Союз: две показательные истории

Оглавление

Первая волна миграции сразу после революции насчитывала до двух миллионов человек. Это была соль земли — множество писателей и поэтов, учёных и офицеров. Жизнь на чужбине для этих людей не всегда складывалась идеально, но возвращение в страну Советов представлялось им чем-то из ряда вон. Тем удивительнее, что в рядах мигрантов первой волны оказались добровольные возвращенцы, такие как Билибин, Куприн, Вертинский или Алексей Толстой.

Зачем им это было нужно, чем для них обернулась тяга к родным местам? Что заставляло неглупых людей после «философского парохода» собирать чемодан и возвращаться на якобы стылую-постылую родную землю?

Попробуем разобраться.

Надо вернуть!

Не успев избавиться от оппозиции, советская власть сразу же начала прилагать нечеловеческие усилия, чтобы заманить высланных людей назад.

Причём мотивы донельзя схожи с актуальными на сегодняшний день для властей России желаниями в части возвращения на родные просторы уехавших учёных и представителей научно-технической интеллигенции из сегмента IT.

СССР нужно было где-то взять сотни тысяч рабочих рук, да ещё и «оборудованных» умом. Специалистов было мало. В СССР остались не самые лучшие — старые, не очень подготовленные, лишённые воли и инициативы. Дзержинский отмечал этот факт в записке ЦК в 1923 году.

Тут же приводилась рабочая, по его мнению, стратегия по возвращению кадров: адресные индивидуальные амнистии в обмен на прикрепление на несколько лет к рабочему месту по выбору советских властей.

Возвращать пытались даже военные кадры. Те из них, кто принял решение вернуться, очень скоро пожалели о своём выборе, но касаться этой темы подробно мы в рамках этого материала не будем.

Дополнительно возвращение россиян из-за границы было призвано оказывать пропагандистское влияние на население внутри страны и рабочий класс за её пределами. Ведь если человек, ценой невероятных лишений сбежавший из страны в годы революционных испытаний, принимает решение вернуться, это с высокой долей вероятности означает, что жить в Советском Союзе лучше!

Таким образом, любой вернувшийся мигрант становился живым рекламным плакатом. А если он ещё был талантлив и знаменит, это вообще было просто идеально. Перед насущной необходимостью таких масштабов отступали соображения социальной и классовой розни, белогвардейское прошлое и дворянское происхождение.

Однако всё это не может пролить свет на мотивацию тех, кто выбирал вместо свободы Советский Союз. Для чего, зачем всё это было нужно? Давайте разбираться.

Алексей Толстой

Происхождение графа Алексея Толстого было максимально несовместимо с идеалами молодой советской Республики. Писатель не принимал Октябрь и декларировал почти физическую ненависть к представителям победившей Революции.

У него были к тому причины — среди родных Толстого были умершие от голода, зарубленные шашками, расстрелянные. Он видел разорение родной земли, ужас миграции по константинопольскому маршруту, бедственное положение диаспоры в столицах Турции, Югославии, Франции и Германии.

При этом Толстой был наиболее видным представителем эмигрировавшей литературной России. Именно здесь, в Европе, были написаны «Хождение по мукам», роман «Аэлита». Большое значение Толстой имел в связи с изданием ряда альманахов, журналов и сборников.

Поэтому странная перемена, произошедшая в 1922 году, когда ещё недавно крывший коммунистов последними словами писатель вдруг стал призывать искать с ними общие точки соприкосновения, вызвала в эмигрантском сообществе шок. Моментом окончательного разрыва стала работа в большевистском листке «Накануне», который издавался на деньги НКИД РСФС,

Когда друзья и коллеги призвали «красного графа» к ответу, тот выпустил открытое письмо, в котором призвал признать: никакой другой России, кроме советской, нет, равно как и никакого иного правительства, кроме большевистского. Не прошло и года, как Алексей Толстой вернулся в СССР.

Одним из первых он среди мигрантов понял: большевистский режим в России всерьёз и надолго, и ничего иного в ближайшие годы нет и не будет. Это не помешало коллегам по эмиграции обвинить графа в ренегатстве.

И неудивительно, ведь на Родине возвращенца ждала удивительная карьера и не имевшие аналогов чествования, включая руководство Союзом писателей, избрание в Академию и Верховный Совет, три премии имени Сталина, личная дача в Барвихе и многочисленные заграничные командировки.

Всё это оплачивалось циничным лоялизмом — так, осознавая в полной мере отвратительный характер рабского труда зеков на Беломорско-Балтийском канале, Толстой без зазрения совести воспевал чекистов и их методики по перековке людей, рассказывал о героической обороне Царицына и переписывал третью часть «Хождения по мукам».

Молох сталинских репрессий обошёл стороной Толстого. Смерть пришла к нему в сорок пятом, он умер от рака лёгких и был погребён с почестями на статусном Новодевичьем.

Александр Вертинский

Грохот революции совпал для Вертинского по времени с рёвом фанфар. Октябрь 1917-го — пик популярности Вертинского. Тогда же он написал песню «То, что я должен сказать»: по легенде, она была посвящена памяти погибших во время Октябрьских событий в Москве юнкеров.

Затем была поездка в Крым, к белогвардейцам, и отход вместе с ними на кораблях Черноморского флота в Турцию. Затем Румыния, Польша, Веймарская республика, США и Китай — скитания по чужим землям длились четверть века.

При этом в своей автобиографии музыкант отмечал, что не питает ненависти к социалистической России, что его вела исключительно склонность к перемене мест.

Впервые Вертинский предпринял попытку вернуться в СССР в 1923 году: тогда он обратился к полпреду СССР в Польше Петру Войкову, но получил отказ. Впоследствии выяснилось, что подобное решение было обусловлено коварным расчётом; куда выгоднее было иметь разглагольствующего о желании вернуться в Россию Вертинского на Западе, чем на самом деле возвращать его на Родину.

В середине 30-х тоска по родине подкрепилась нуждой. Чтобы прокормить семью, артист был вынужден давать по несколько концертов ежедневно и сотрудничать с эмигрантской прессой. Всё это время музыкант бомбардировал советский НКИД просьбами разрешить ему вернуться в Союз.

Он получит его в 1943-го, в разгар войны. Взамен придётся написать панегерик Иосифу Сталину «Он». Вождь награждает поэта премией своего имени и позволяет сниматься, появляются возможности гастролировать, хотя пресса по-прежнему обходит его имя стороной: ни одной рецензии, ни одного отзыва, полное отсутствие обратной связи.

Вплоть до смерти в 1957-м от сердечного приступа в ленинградской «Астории» он оставался полупризнанным и полулегальным. Могила Вертинского находится на Новодевичьем.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также:

Болезнь, которая много лет убивала жителей СССР, но о ней никто не знал

Почему детские браки до сих пор не запрещены?

Самый богатый наёмный рабочий в истории: история Стива Балмера, миллиардера без собственного бизнеса