Найти в Дзене
AFTERSHOCK

Некоторые технические аспекты параллельного импорта

Для наших форумчан не является секретом тот факт, что страна обложена сильнейшими за всю историю торговыми санкциями западных стран. Иногда они смешат. Например, не проверял наличия санкций на ввоз туалетной бумаги, но ввоз унитазов попал под ограничения. Иногда санкции создают реальные проблемы: не все виды сложной продукции мы или действительно дружественные нам страны в состоянии сегодня производить сами. Замещение многих востребованных видов продукции потребует длительного времени или даже окажется невозможным в силу экономических или технологических причин. Это очень надолго, для многих из нас - навсегда.

Разумеется, российский бизнес работает над обходом санкций. Придуман специальный термин "параллельный импорт". Это закупка требуемой продукции в третьих странах через цепочку посредников и доставка в страну минуя официальные западные каналы, такие как официальные дистрибьютерские сети. Это как-​то работает. Недавно приобрёл компьютерную клавиатуру известной западной компании с сертификатом соответствия одной из африканской стран. Система позволяет завозить в страну многие из необходимых товаров, но невозможность использования официальных каналов закупки и товарных кредитов западных производителей, наличие дополнительных посредников и усложненная логистика приводят к росту цен. Полагаю, что именно ростом цен объясняются наши прошлогодние успехи, выраженные в стоимостных объёмах импорта электроники, которая практически полностью попала под западные санкции. Этот результат не совсем повод для радости.

В свою очередь западные "партнёры" анализируют нашу работу и стараются максимально перекрыть лазейки, используемые для параллельного импорта. За последние месяцы здесь на форуме были опубликованы, по крайне мере, две статьи, посвящённые проблеме. В первом случае шла речь о поставках из Германии электроники через турецкого посредника. Во втором - приводилась перепечатка из японской прессы о поставках санкционной продукции через индийских посредников. Первый эпизод завершился арестами в Германии. Последствий второго эпизода я не знаю. В обоих случаях приводились названия конкретных компаний с указанием объёмов импорта. В любом случае, проблемы у этих компаний будут.

Обе статьи утверждали, что информация о поставках в Россию санкционной продукции была получена с российской таможни. Дла западного читателя это может быть вполне убедительно, но лично у меня есть серьёзные сомнения: ни один серьёзный расследователь не будет публично вскрывать источник получения деликатной информации. Хотя мы и не можем полностью исключить утечку на нашей стороне, сомнения вызывает тот факт, что в каждом случае речь шла о поставках из одной единственной страны (Турция или Индия). Можно с большой вероятностью предположить, что источники информации находились именно в этих странах. Это могут быть, например, данные местной таможни, оформляющей документы на экспорт товаров в Россию. Это может быть информация от местных банков, получающих платежи из России. Вопрос, скорее, к импортерам, которые должны учитывать подобные проблемы в своей деятельности.

Касательно российской таможни. В настоящее время подробная статистика по странам и группам импортируемых товаров в открытых источниках не публикуется. Однако, все мы знаем, что, по крайней мере в недалёком прошлом, за небольшую мзду можно было приобрести довольно детальные базы данных из государственных органов, в том числе - сводные данные таможни. С этим борются, если речь идёт о приватной информации или об информации, которая может быть использована криминалом против личности. Не очень понятно с таможней. Отсутствие официальных публикаций в прессе не означает отсутствие доступа широкого круга сотрудников к детальной информации об импортных операциях. Но в современных условиях утечка подобной информации способна вскрыть всю логистику по снабжению критически важных проектов и существенно затруднить их реализацию. Более того, если сводная информация не является секретной, предъявить серьёзные претензии к сотруднику, скачавшему из системы данные, невозможно. Надеюсь, что руководство таможни это понимает и принимает меры по надёжному ограничению доступа к детальной статистике. Но очень хочется быть в этом уверенным.

Второй по порядку, но не по важности источник проблем - это банковская система. Каждый крупный банк имеет огромную базу транзакций, позволяющую получить довольно связную картину бизнес-​связей своих клиентов и узнать многое о характере их деятельности. Именно для обеспечения секретности Китай в свое время вложился в создание своей платёжной системы. Однако, эта система работает только на территории континентального Китая и не может быть использована даже в Гонг Конге. Там правят бал практически исключительно банки с западным или иным (не китайским) участием. В других странах ситуация ещё хуже. Отправка платежа, например, в ГК связана с попаданием информации как в систему SWIFT, так и в базу данных недружественного или небольшого, уязвимого банка. Каждый из этих банков опасается попадания под вторичные санкции и обязательно учитывает санкционные ограничения западных стран.

Проявляется это по разному. Один из крупных английских банков для исключения рисков недавно объявил своим клиентам о блокировке всех платежей из России и Белоруссии. Другие блокируют выборочно, если возникает подозрение в том, что платёж используется в схеме по обходу санкций. Явление массовое. Для этого при проведении платежа за товар часто требуют точного указания типа товара вплоть до его таможенного кода. Это не всегда приводит к немедленной блокировке платежа (часто приводит), но позволяет накапливать критическую информацию о бизнесе и использовать её позднее при расследовании нарушения санкций. Блокировка может производиться как при отправке платежа, так и при его получении на другой стороне. Кстати, именно так работают банки и братского Казахстана. Единственная рекомендация - избегать любой ценой использования западных или зависимых от них банков в цепочке платежей. Но это далеко не всегда возможно чисто технически.

Но вернёмся на нашу землю. Недавно один из наших банков, проводящий платёж за рубеж, потребовал указания в графе "назначение платежа" точного указания типа товара. Мотивировка: требование ЦБР по оформлению платежей. Эта информация прокатится по системе SWIFT и осядет в информационной системе западного банка. Позднее вероятны проблемы у зарубежного партнера от блокировки банковского счета до попадания под вторичные санкции. Это глупость? или измена? или работа по поддержке западных санкций с прикрытием инструкцией ЦБР? В данном конкретном эпизоде Западный банк не требует подобной информации от отправителя денег и самостоятельно решает все проблемы с получателем платежа. Если подобная информация требуется именно для ЦБР, нет необходимости доводить её до "партнеров" и достаточно сохранить во внутренних документах банка. Если это инициатива самого банка, желательно ограничить его возможности по прикрытию регулятором, уточнив нормативные документы. В конце концов, банки, работающие в России должны, прежде всего, соблюдать её интересы.

Автор - XAA

Источник

Друзья, не забудьте поддержать автора лайком, а также подписаться на канал - AFTERSHOCK.