Найти тему
1,2K подписчиков

Китайская грамота

Автожурналист Александр Федоров делится с читателями «РП» своими наблюдениями насчет китайских автомобилей. И выясняются волнующие подробности. Если еще несколько лет назад китайский автомобиль пах фенолфталеином, которым и был пропитан, то теперь лучшие из них пахнут как новый дом, которым для некоторых обладателей и являются. Это так странно...

Автожурналист Александр Федоров делится с читателями «РП» своими наблюдениями насчет китайских автомобилей. И выясняются волнующие подробности.

Вот раньше в автомобильном мире все было ясно. Есть «немцы» — автомобили надежные, быстрые, сделанные обстоятельным «фольком», который давно и крепко любит «вагены». Есть «американцы», с которых вроде как массовый автомобилизм в мире и начинался, но на нашем рынке, в силу перфекционизма россиян и непонимания ими заокеанского сочетания плюшевого дивана, дешевого пластика и светлой кожи, они в таком виде не очень-то прижились. Есть «японцы», которым мы никак не можем простить, что «двадцать пять лет назад они вообще не ломались», поэтому, видимо, от той самой обиды мы покупали у японцев в страшных количествах их внедорожники размером с автобус, но с асфальта съезжали редко — а вдруг сломается? Есть «французы», которые в начале прошлого века были вроде как ого-го, а потом стали как столик в парижском кафе — хоть и вкусно, но тесно и порция маловата. Зато красиво. Об «итальянцах» и «корейцах» можно коротко сказать — парадное и повседневное, то есть «итальянцы», как их одежда, — стильные, но к ежедневной носке не приспособленные, а «корейцы» всем в принципе хороши, но особенно в качестве такси. А еще есть «китайцы». Какие-то не очень понятные, странные китайцы, не рекламирующие свои автомобили практически вообще, открывающие салоны то тут, то там, но сидящие тихо и незаметно. На «китайцев» мы посмотрим как-нибудь потом, когда время будет. Ну вот, потом наступило. И время пришло уже посмотреть.

Все очень просто. Если года два назад в ежегодной структуре продаж новых автомобилей примерно 60 процентов составляли зарубежные, а также лицензионные российские модели, а еще 40 процентов — «Лады» и прочие «УАЗы», то к концу 2023 года картина может быть такой: десять процентов — остатки непроданных автомобилей двух последних лет выпуска и так называемый параллельный импорт, 25 процентов — АвтоВАЗ. Бóльшая часть, то есть около 65 процентов, — автомобильная продукция из Китайской Народной Республики. Что это значит? А то, что вчера еще тихие и незаметные «китайцы» — теперь наше всё. И видимо, надолго.

Все, что надо знать о «китайцах», я вам расскажу. Ну или почти все. Для начала забудьте, пожалуйста, о страшненьких серых «гробиках», которые вы, может быть, видели на улицах наших городов лет пять назад. Краска с них отваливалась лохмотьями, в порогах виднелись сквозные ржавые отверстия, а на задней двери было написано Great Wall. Всё, нет их больше. Сгнили и отправлены на свалку. Автомобили из Поднебесной совершили невообразимый, стремительный и очень мощный рывок. В лучшую сторону. Так что первое — не бойтесь «китайцев».

Конечно, облегчать им наши кошельки здорово помогли те, кто год назад практически покинул наш рынок, — европейские, американские и некоторые азиатские автокомпании. Но справедливости ради надо сказать, что и сами китайцы не лыком шиты… простите, не палочками сделаны: они продолжают двигаться дальше. В Китае уже более 80 автопроизводителей, которые обеспечивают эту страну автомобилями. Понятно, что на фоне полутора миллиардов человек наш рынок с населением почти в десять раз меньше не представляет уж совсем чудовищного интереса для автофирм из КНР, но, как говорится, курочка клюет по зернышку. Один мой знакомый, в силу не зависящих от него причин оставивший работу на европейский автоконцерн и поступивший на службу в представительство автомобильной компании из КНР, на полном серьезе рассказывал, что новые модели у них порой возникают так быстро, что китайцы не успевают придумывать им названия. Об именах и названиях мы поговорим чуть ниже, для начала попробуем разобраться в многообразии китайских марок.

«Большая тройка» — это уже не Ford, General Motors и Chrysler. И не Toyota, Nissan и Honda. И даже не Audi, BMW и Mercedes. Отныне «тройка» — три главные китайские марки, лидирующие в самой КНР и преобладающие на нашем рынке: Geely, Chery (в том числе люкс-подразделение Exeed) и Haval. В пятерку крупнейших в КНР входит и компания Changan, которая периодически проявляет активность и у нас, как-то бодро начинает, но потом затихает, что, впрочем, не сбрасывает ее со счетов в будущем. Для общего развития надо знать бренды FAW и JAC. Первый производит и активно продвигает у нас свои грузовики и легкий коммерческий транспорт, а второй отметился сотрудничеством с возрожденным брендом «Москвич», и две новоиспеченные модели, по сути, те же JAC, но только с российскими эмблемами и московской пропиской.

Я не назову вам почти ни одной точной цифры, касающейся цены. Дело в том, что, во-первых, цены растут. Во-вторых, как и вообще это принято в Азии, цена зависит от множества сопутствующих факторов: есть ли поддержка со стороны государства, проводится ли сейчас акция, связанная с запуском новой модели, сдаете ли вы взамен приобретаемого свой старый автомобиль и т. п. Общее в том, что сегодня продавцы новых китайских автомобилей уже практически не торгуются. Причина все та же — доминирование на рынке. То есть не хотите покупать нашу машину — пожалуйста, после вас очень быстро придут те, кто купит не раздумывая.

О качестве товара. Мои коллеги-автожурналисты отмечают, что все представленные у нас современные «китайцы» уже на достойном уровне. У большинства моделей кузова оцинкованы, сборка и подгонка деталей вполне аккуратная. К запаху новых автомобилей лично у меня есть вопросы, он мне, честно говоря, не очень нравится. Но, похоже, это уже не фенольно-бензольные «нотки», а просто так специфически пахнут китайский пластик, резина и ковролин. К тому же вкус мой безнадежно испорчен немецким автопромом.

Некоторые китайские бренды начинали у нас свои локальные производства. Но потом бросали. Из локализованных марок осталось две: Haval и Geely. У первой завод под Тулой, модели второй собирают в братской и экономически единой Белоруссии. Важно запомнить, как и с каким ударением произносится Haval. Вовсе не понятное русскому уху «Хáвал» и даже не «Хавáл». А «ХавЭйл» — чуть протяжно и с ударением на «э». О названиях, уж коли мы о них заговорили, стоит знать, что никакой унификации в этом плане нет. Кто-то очень лаконичен и придумывает моделям имя собственное, не лишенное порой образности. А кто-то не парится и обзывает так, как самому автопроизводителю удобнее и привычнее, сохраняя чуть ли не заводской индекс «тележки». Если придете в салон нового бренда Voyah и захотите поговорить об особенностях этих моделей с продавцом, имейте в виду, что произносить слово Voyah надо вот так: «войяааа…», то есть непременно с долгим «а» на конце. И никакого «хэ» на конце.

На сегодняшний день именно Voyah продает в России самые дорогие модели из КНР. Их цена переваливает за семь миллионов рублей. Богато оснащенные кроссоверы и минивэны с электрическим приводом и мощностью более 600 л. с. представлены в недавно открывшемся в Москве автосалоне около Даниловского рынка. Увы, описать автомобиль подробнее у меня не получится: на тест машины пока не дают по причине дефицита, все сразу идет в продажу.

Также в формате «колонка эрудита» придется рассказать о поистине эпической модели E-H9 марки Hongqi (входит в концерн FAW, произносится «Хунцы» и переводится как «Красное знамя»). Раньше марка занималась исключительно выпуском лимузинов для высшего руководства КНР, и купить ее модели было не проще, чем легендарные «членовозы» «ЗиЛ» в СССР. Несколько лет назад Hongqi был взят курс на производство моделей для коммерческих целей, и на свет появился флагман E-H9 с полностью электрическим полным приводом. Внедорожник сегодня привозят в Россию по индивидуальным заказам, как когда-то ввозили самые дорогие и редкие европейские и американские модели суперкаров, ибо официально марка у нас не представлена. По своим габаритам этот кроссовер больше BMW X7 и Mercedes GLS. Он больше Toyota Land Cruiser 300. И даже монументальнее самого Aurus «Комендант». Он очень похож на Rolls-Royce, что в общем-то закономерно, потому что рисовал эту модель дизайнер британской марки Джайлс, стремительно поступивший на службу в FAW четыре года назад. Китайцы покупают самых лучших.

Заинтересовавшимся есть смысл поискать продавцов Hongqi в сети. По цене примерно от 14 миллионов рублей вам, возможно, привезут этот 2,6-тонный семиместный автомобиль, разгоняющийся до 100 км/ч за 4,8 с.

Примечательно, что в самом Китае купить любой, даже очень простой, автомобиль не так-то просто. На местных дорогах и на паркингах элементарно не хватает мест для всех желающих. По этой причине некоторые «знаковые» для многих стран (для нашей в том числе) характеристики моделей не имеют в КНР ровно никакого значения. Так, китайцу все равно, какая максимальная скорость у его автомобиля. Поскольку лишиться права на вождение за превышение скорости там проще простого, и лишат нарушителя этих «прав» очень быстро и с превеликой радостью для ждущих в очереди «недоавтомобилистов», практически никто лимиты не нарушает. Китайцу совершенно неинтересно, за сколько секунд до сотни разгоняется его автомобиль и двигатель какой мощности там установлен. Зато в плане требований к комфорту китайцам нет равных. Богатая стандартная комплектация большинства моделей — важное и существенное отличие большинства автомобилей из КНР от их коллег из Европы, Азии и США. Раньше даже в дорогих моделях «большой немецкой тройки» Audi—BMW—Mercedes доплачивать приходилось и за электрические приводы сидений, и за кнопку «старт-стоп» вместо ключа. А в некоторых китайских автомобилях один из элементов комплектации — встроенный видеорегистратор, устанавливаемый по умолчанию на заводе. Говорить о таких «мелочах», как камеры, подогрев сидений, их вентиляция и люк во всю крышу, даже не приходится.

Важно и то, что прежние проблемы с эргономикой, аналогичные японским, на их автомобилях для внутреннего рынка, у «китайцев» ушли в прошлое. Модели одинаково комфортны для людей даже высокого роста и с ногами любой длины. До недавнего времени самым дорогим и роскошным автомобилем, официально продававшимся на нашем рынке, был внедорожник Exeed VX. С большим интересом и не без удовольствия я почти неделю поездил на самой дорогой его версии President. И готов поделиться своими наблюдениями.

Вообще полноприводных моделей среди китайских не так уж много. Они скорее исключение: в самой КНР больше востребованы переднеприводные модели. Еще китайские инженеры и конструкторы предпочитают высокотехнологичные роботизированные коробки передач и бензиновые двигатели малого объема, оснащенные турбиной. КПП наши привередливые автожурналисты критикуют за встречающуюся у некоторых моделей «задумчивость», а двигатели — за медлительность «подхвата». Тестовый Exeed VX был оснащен как раз «роботом» и двухлитровым двигателем мощностью 249 л. с., что позволит его владельцу оставаться в пределах «гуманного» транспортного налога. Никаких намеков на замедленную скорость реакций я в машине за неделю не усмотрел, и вообще снимать такое количество лошадиных сил с двухлитрового объема еще несколько лет назад было уникальным торговым предложением немецких люксовых брендов.

Густой и выразительный зеленый металлик — привилегия именно этой версии, другим этот цвет недоступен. Это тоже очень по-китайски, точнее, так зачастую принято в Азии: купившему дороже должно быть доступно больше.

Список оснащения модели занимает почти два экрана. Пожалуй, проще сказать, чего здесь нет в стандартной комплектации. Я вот сразу обратил внимание только на шторку багажника, закрывающую его содержимое от нескромных взглядов. Ну может быть, еще на отсутствующую функцию массажа на сиденьях. Придирка? Согласен. Но к хорошему привыкаешь быстро.

Это большой и вместительный автомобиль. Семиместный, тихий внутри и довольно тщательно собранный, без особых звуковых «сверчков» в салоне. Дизайнер, отвечавший за интерьер, раньше работал на Jaguar и Land Rover. Это заметно, с одной стороны, по тому, как продумана система управления климатом и функциями комфорта, а с другой — по тому, что так же, как в некоторых моделях JLR, тут неудобно управляться с регулировками сидений, зеркал и кнопками стеклоподъемников.

Приборная панель плавно перетекает в центральный сенсорный дисплей, под которым — сенсорная опять же панель управления вентиляцией и климатом. Стекла у меня периодически потели, уж не знаю почему. Может, из-за высокой влажности и температуры около нуля на улице это происходило, но постоянно приходилось включать усиленный и шумный обдув ветрового стекла. На экранах все вроде красиво и хорошо, но при определенном освещении дисплей бликует, а «веселые картинки» на приборной панели на третий день очень хотелось сделать полаконичнее, но не получалось.

Были, признаюсь, вещи, которые раздражали. Например, когда выходишь из заведенной машины с ключом в кармане, чтобы, например, очистить дворники от льда, автомобиль начинает тихонько бибикать. Как сказал мне один владелец, все соседи по дому уже знают, что это именно он вернулся в ночи во двор.

«Что случилось?», «Я здесь», «Что-то работает не так, как ожидалось, но вы можете попробовать позже», «Я пока не умею этого делать, но работаю над этим» — эти фразы — часть ответов встроенной в автомобиль электронной тетеньки. Так она реагировала на мои голосовые команды управления. Я бодрил ее и так и сяк, просил включить радио «Коммерсантъ FM» или отвезти на Пятую улицу Ямского поля, приказывал поменять частоту, включить обдув ветрового стекла и сделать потеплее в салоне. Чаще всего слышал в ответ про «попробовать позже», но иногда что-то совсем простое удавалось получить.

Скошенный снизу, как на спортивных моделях Audi, обшитый кожей руль снабжен еще и лепестками для ручного переключения передач. Зачем это нужно, не очень понятно, но, как говорится, пусть будет. Что еще? Отличная аудиосистема, стильные решетки на динамиках, но тут же — имитация дерева на передней панели. На самом деле — крашеный пластик, как на школьной парте. Хорошо, что не гремит. Проекционный дисплей — вещь полезная, но почему устройство для него напоминает нишу для хранения дорожных мелочей?

Я начал было записывать свои мелочные придирки, которые хотелось назвать цитатами то из той модели, то из другой, но неожиданно поймал себя на мысли, что путь, который тот же Volkswagen или Lexus проходили десятилетиями, китайский бренд пролетел со скоростью пули. Конечно, они смотрели вокруг, сравнивали, что-то копировали и в чем-то неизбежно повторялись. Но они делали выводы и принимали решения. И наверняка тот же самый Exeed в следующем поколении своих моделей, которое, я уверен, сменится гораздо быстрее, чем у тех же европейцев, будет лучше. Впрочем, он уже хорош, что тут скрывать.

Ну и напоследок немного статистики от почти ушедших от нас автопроизводителей. Не так давно Ассоциация европейского бизнеса отчиталась об итогах продаж на китайском рынке. По данным за 2022 год, в пятерку лидеров по продажам вошли Volkswagen, Toyota и Honda.

В КНР по-прежнему предпочитают ездить на автомобилях европейских и японских брендов. Правда, сделанных на местных автозаводах.

Колонка опубликована в  журнале  "Русский пионер" №114. Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".