Найти тему
Рязанские ведомости

Цифровые технологии приходят в рязанские школы

Развитие цифровых компетенций у школьников – это не только запрос современной экономики, но и требование времени.
Развитие цифровых компетенций у школьников – это не только запрос современной экономики, но и требование времени.

Дети обучаются быстрее и легче, чем взрослые, поэтому им проще освоить новые цифровые технологии и стать уверенными в их использовании. Поэтому мы часто замечаем, что уже в раннем возрасте они легко владеют компьютером, а некоторые даже пишут свои первые программы задолго до того, как познакомятся с курсом информатики средней школы. Эксперты отмечают, что существенную роль в этом играет не только широкое распространение компьютерных игр и современных гаджетов, но перестройка системы современного школьного образования.

Образ будущего

Ушло время, когда дети играли с деревянными пистолетиками и куклами. Сегодня реалистичный визуал компьютерной среды и широкие возможности электроники изменили мироощущение подрастающего поколения. Но не стоит обвинять детей в утере связи с реальностью. Наоборот, именно новое поколение видит будущую реальность без прекрас, а в ней: цифровое здравоохранение, государственные и муниципальные услуги, образование и услуги. К хорошему быстро привыкаешь, и мы уже не замечаем, как цифровизация всё больше наполняет нашу повседневную жизнь, при этом помним, как это было раньше. А дети не помнят, и их сознание свободно от оков опыта, что помогает им двигать прогресс дальше.

«Я уверен, школьникам важно найти свою мечту – тот образ будущего, к которому они будут стремиться в учёбе, при выборе дальнейшей профессии, ради которого будут готовы много работать и решать сложные задачи. Я вижу ясные глаза детей и знаю, им нужны такие цели, а взрослые должны дать направление, показать перспективы, к которым им захочется стремиться», – делится мнением министр цифрового развития, информационных технологий и связи Рязанской области Андрей Ульянов.

В этом учебном году в Рязанской области прошел пятый сезон «Уроков цифры», разработанных специалистами ведущих высокотехнологичных компаний страны. По мнению разработчиков проекта, цифровые технологии – это совсем не обязательно профессия программиста или сисадмина. В ИТ-мире есть много направлений работы, которые требуют творчества, организаторских талантов, системного анализа и богатой фантазии. Место найдётся каждому – важно выбрать свой путь как можно раньше.

Темой финального урока в этом сезоне стали квантовые технологии. Материалы урока «Город будущего: как квантовые технологии меняют нашу жизнь» стали доступны школьникам, учителям и родителям в конце апреля и всего за пару недель его прошли 9,5 тысяч школьников Рязанской области. Тема непростая, но очень интересная и перспективная, ведь квантовые технологии – это по-настоящему инструменты будущего. И заниматься их развитием станут сегодняшние школьники.

Экспертом очной части в Рязанской области выступил директор ГКУ РО «Центр информационных технологий Рязанской области» Максим Сонников. Он рассказал ребятам о квантовых технологиях, трудах Макса Планка, Нильса Бора и Альберта Эйнштейна, познакомил ребят с достижениями квантовых революций в физике, которые активно используются в повседневной жизни в лазерах, квантовых компьютерах и искусственном интеллекте. «Теоретическая квантовая физика уже давно перешла в практическую плоскость, и многими технологиями вы пользуетесь ежедневно, даже не замечая их присутствия», – отметил он.

Несмотря на то что очередной сезон проекта подошел к концу, на сайте урок цифры.рф есть все необходимые тренажеры, адаптированные для учащихся всех возрастов, а также методические материалы. Присоединиться к Общероссийскому просветительскому проекту можно в любое время. Самое важное, что открыть детям новые образовательные и профессиональные горизонты могут не только учителя, но и сами учащиеся и их родители.

Итоги 5 сезона «Урока цифры» в Рязанской области в цифрах 60 000 школьников приняли участие в «Уроке цифры»
9 500 школьников приняли участие в финальном уроке
25 открытых уроков проведено в школах в очном формате
6 тематических цифровых уроков от партнёров проекта
Итоги 5 сезона «Урока цифры» в Рязанской области в цифрах 60 000 школьников приняли участие в «Уроке цифры» 9 500 школьников приняли участие в финальном уроке 25 открытых уроков проведено в школах в очном формате 6 тематических цифровых уроков от партнёров проекта

Первый шаг

Помимо крупных федеральных проектов в Рязанской области работают и над местными инициативами в области образования. В начале мая был сделан первый шаг на пути к первой цифровой школе в регионе. Минцифры, РГРТУ и недавно открывшаяся школа № 76 заключили официальное соглашение. Его цель – создать на базе этого учебного заведения центр подготовки кадров для цифровой экономики региона. Цель звучит амбициозно, предусматривает работу на перспективу и выстраивание чёткой, системной траектории развития талантливых детей: от кружковых и соревновательных форматов через обучение в ИТ-классе – к поступлению в вуз, а затем и к трудоустройству в рамках региональной экономики.

«Если мы хотим получать специалистов в области здравоохранения, образования, культуры, то сегодня они должны иметь компетенции в цифровых технологиях. Информационные системы сегодня есть везде, они направлены на то, чтобы облегчить работу и сделать её более системной. Поэтому ребята уже со школьной скамьи должны владеть хотя бы на базовом уровне данными технологиями», – считает Андрей Ульянов.

«У нас в университете есть что предложить ребятам из школ: медиацентр, клубы технического творчества, множество ИТ-конкурсов по самым разным цифровым направлениям и многое другое. Всё это поможет им на этапе профориентации и подготовит к поступлению в высшие учебные заведения», – рассказывает ректор РГРТУ Михаил Чиркин.

Школа №76 открылась в марте, но уже сейчас там организованы дополнительные занятия для детей: кружки по робототехнике, 3D-моделированию, проводятся конкурсы и квизы. Через год откроем набор десятиклассников в ИТ-класс. Научное сообщество вуза планирует повышать квалификацию учителей школы, проводить открытые уроки, встречи с практиками. С учениками будут заниматься преподаватели из Робошколы, Городской школы программистов, клуба технического творчества «КПД» и других образовательных проектов вуза. Старшеклассники смогут посещать физико-математическую школу РГРТУ, вовлекаться в проектную деятельность под руководством не только школьных учителей, но и преподавателей университета, принимать участие в олимпиадах по точным наукам и писать пробные выпускные экзамены – всё это поможет им осознанно выбрать направление будущей профессии и поступить в вуз.

«Наша новая школа очень современная и оснащённая. У нас хорошая материальная база, в том числе и по ИТ-направлениям: три компьютерных класса, множество наборов для робототехники, моделирования и программирования, 3Д-принтеры. Мы можем проводить занятия по всем цифровым направлениям», – говорит директор школы № 76 Ольга Игнатова.

Много работы

Выстраиваемая в образовании Рязанской области цифровая образовательная вертикаль позволит в будущем говорить о создании в регионе своей школы программирования и робототехники. Хорошим подспорьем в этом должен стать турнира по спортивному программированию среди школьников и студентов, который впервые прошёл в регионе этой весной.

Около 300 участников отборочных туров, 30 школьников и студентов в очном финале, 5 задач, с которыми нужно было справиться за 240 минут – такая простая и в то же время впечатляющая статистика цифровых соревнований. А сколько за этой статистикой подготовительной работы?

Не зря цифровые проекты региона в апреле этого года были отмечены Первой национальной премией за вклад в развитие городского хозяйства «Умный город». Сегодня по-настоящему серьёзные проекты начинаются не на скучных совещаниях в министерстве, а когда ребёнок входит в современный цифровой класс своей школы и впервые открывает для себя бесконечный мир цифры.

Александр Джафаров

Фото Минцифры Рязанской области

Друзья, уважаемые читатели "Рязанских ведомостей"! Присоединяйтесь к нашему каналу) Подписывайтесь и ставьте лайк!

Читайте другие статьи Александра Джафарова:

#рязань #рязанские ведомости