Найти тему

Шаманы и профессор Казанского университета

В 1894 г. Николай Федорович Катанов (1862-1922 гг.) с семьей переехал в Казань и начал преподавать в Казанском университете. Один из ярких представителей российский науки и образования, этнограф, лингвист, музеевед, выдающийся российский тюрколог, он проводил обширные историко-этнографические исследования, занимался сбором разнообразных предметов традиционной культуры, фольклорных текстов, беседовал с местным жителями, проводил опросы. Стоит отметить, что Катанов придерживался правила – знание языка изучаемого народа. В 1899 г. ученый совершил поездку в Минусинский уезд Енисейской губернии для изучения быта и фольклора различных этнографических групп хакасского народа (бельтыров, сагайцев, койбалов и качинцев). Особое внимание он уделял шаманским обрядам.

Н.Ф.Катанов с семьёй. Фотография из экспозиции Музея истории Казанского университета.
Н.Ф.Катанов с семьёй. Фотография из экспозиции Музея истории Казанского университета.

Шаманизм является традиционной формой мировоззрения многих народов Сибири и Дальнего Востока. Суть данного явления заключается в общении шамана с духами, находясь в состоянии транса (камлания). Камлание – это ритуал шамана для вызова духов и общения с ними, во время которого шаман входит в определенное состояние транса. Для шамана данное состояние – это «путешествие» в иные миры для достижения практических целей: исцеления больного, предсказания, обеспечение успеха промысла и т. д.

Шаманские атрибуты: костюмы, бубны, колотушки, музыкальные инструменты, амулеты призваны помогать во время сложных ритуальных действий. К ним запрещалось прикасаться кому-либо, кроме самого шамана.

Шаманская колотушка из экспозиции Музея истории Казанского университета.
Шаманская колотушка из экспозиции Музея истории Казанского университета.

Весь костюмный комплекс представляет собой образ вселенной в миниатюре. Шаманский костюм обвешан множеством металлических, тканевых и костяных подвесок – это вместилища духов и у каждого шамана их количество разное. Помимо костюма, главным религиозными атрибутами шамана является бубен с колотушкой. Шаманский бубен считался живым существом, и вести себя с ним необходимо было соответствующим образом. Бубен – не просто музыкальный инструмент. Это важнейшее орудие культового действия.

В качестве отдельного элемента можно выделить колотушку. В шаманских ритуалах она часто играла самостоятельную роль и иногда являлась первым атрибутом, который получал шаман. Шаманскую колотушку изготавливали из дерева. На поверхности колотушки, как и бубна, могли вырезать изображения различных животных или же выковывать их из металла и прикреплять к лопатке. Поверхность лопасти могла быть обклеена куском шкуры животного (например, медведя) или металла. В 1899 г. Н.Ф. Катанов привез из с. Синявино Минусинского уезда костюмный комплекс качинского шамана. Помимо костюма, среди предметов была шаманская колотушка. Её размеры 22 x 5,5 см. Она изготовлена из дерева, лопасть овальной формы обклеена металлом. На ручке имеется отверстие, в которое вдето кожаная веревка. Через веревку пропущено металлическое кольцо, на которое нанизаны тканевые подвески различной длины.

Шаманская колотушка (фрагмент) из экспозиции Музея истории Казанского университета.
Шаманская колотушка (фрагмент) из экспозиции Музея истории Казанского университета.

В жизни многих народов, в том числе и хакасов, огонь использовался не только в быту в качестве источника тепла, защиты, света, но и как часть многих шаманских обрядов. Камлание некоторых из них начиналось с обращения к дух-хозяину огня. По традиционным представлениям хозяин огня является одним из самых могущественных духов на земле. Для добычи огня использовали огниво – простейшее приспособление, действующее по принципу удара камня о камень или металла о металл. Получаемые при ударе искры воспламеняют имеющийся трут (мох, кора дерева, трава и т. п.). Огниво, находящееся в экспозиции музея, привезено Н. Ф. Катановым из с. Аскыс Минусинского уезда в 1899 г. Предмет представляет собой небольшую сумочку (размеры 9,5 x 6 см) из темно-коричневой кожи, края окантованы металлом, на котором набит растительный орнамент. Клапан крышки сумочки закрывается на зацеп. Имеется небольшая металлическая петля на крышке и 2 пуговицы на обороте для ношения предмета с собой.

Огниво из коллекции Музея истории Казанского университета.
Огниво из коллекции Музея истории Казанского университета.

Помимо бубна и колотушки, еще одним вспомогательным предметом при камлании является курительная трубка. Шаманы относятся к табаку и курительным принадлежностям как к особым предметам, их украшали, берегли. Табак хранили в специальном мешочке – кисете, который затягивался шнурком. Кисет шили из различных материалов: плиса, шелка, ситца и т. д. Поверхность украшали вышивкой, тесьмой, края могли быть украшены кистями из ткани, бусами. Кисет для табака, представленный в экспозиции музея, как и огниво, тоже привезен Н. Ф. Катановым из с. Аскыс Минусинского уезда. Кисет представляет собой длинный мешочек размерами 30 x 13 см темно-синего цвета, состоящий из трех частей. Верхняя и нижняя части сшиты из плиса, а средняя – из пунцового шёлка (в нее вшит шнурок, стягивающий кисет). Кисет расшит растительным узором из шелковых нитей. Вышивка выполнена столь искусно, что переходы цветов незаметны и создается впечатление переливающегося рисунка. Нижний край кисета снабжен шёлковыми кистями.

Кисет из экспозиции Музея истории Казанского университета.
Кисет из экспозиции Музея истории Казанского университета.

С именем Катанова связано систематическое пополнение многих музеев Казани коллекциями народов северо-восточной части Российской империи, а научные труды ученого знакомят читателя с разнообразным миром тюркских народов.

Приглашаем вас посетить Музей истории Казанского университета и Этнографический музей КФУ, чтобы воочию увидеть шаманские, ритуальные предметы.

Адрес музея: Казань, Кремлевская, 18.
Телефон для записи:
+7(960)-031-01-30. Только по предварительной записи. Билет также можно приобрести онлайн и по пушкинской карте, после записи по телефону