Впервые споры о том, ответственен ли русский царь за сыноубийство, вынесли на суд широкой публики в 1885 году. Художник Илья Репин, известный своими остросоциальными полотнами, представил картину "Иван Грозный убивает своего сына", оказавшуюся в буквальном смысле не ко двору. По распоряжению императора Александра III работу мастера сняли с выставки, а ее владельцу, меценату Павлу Третьякову, запретили показывать произведение зрителям. Изображение монарха, обнимающего своего окровавленного сына, некоторым при дворе казалось вызывающим. А один из высших чиновников империи — Константин Победоносцев и вовсе посчитал, что оно антиисторично.
Аргументы сторонников невиновности Грозного были хорошо известны на исходе XIX столетия. Их главный довод: в русских летописях о причинах смерти Ивана-младшего почти ничего не рассказано. Красочная история, по ходу которой царь сначала бросается на сына, а затем горько оплакивает его, — взята из трактата иезуита Антонио Поссевино "Московия" и иногда дополняется свидетельствами других текстов. Поскольку иностранный гость не имел оснований относиться к Грозному благосклонно, а его миссия в России провалилась, итальянца заподозрили в том, что он выдумал порочащий сюжет. Пока медиевисты спорили, картину Репина в 1885 года вновь разрешили к демонстрации. А в 1913 году на нее с ножом бросился сын московского фабриканта Артемий Балашов. Он успел исполосовать полотно ножом под крики "Хватит крови!", пока не был задержан охраной. Картину вновь — вынужденно — перевели в запасник. Поэт Максимилиан Волошин отреагировал на инцидент, предложив оставить ее там навсегда.
Царский склеп открывает двери
Новый поворот спор о виновности Ивана Грозного получил в 1963 году, когда ремонт в здании Архангельского собора Московского Кремля предоставил археологам удобный случай вскрыть могилы самодержца и членов его семьи, включая убиенного Ивана. Прежде чем отворить крышку гроба, археологи успели совершить побочное открытие. Оказалось, нарушить покой царя уже пробовали неизвестные злоумышленники в XIX веке: они проделали отверстие в углу крышки гроба. Однако что-то спугнуло преступников, надеявшихся на богатую добычу, и они сочли за лучшее поскорее убраться от гробницы Ивана прочь.
Тех, кто стремился поставить точку в спорах об эпохе Ивана IV, вторжение в последний приют Рюриковичей разочаровало не меньше. Захоронение оказалось не полностью сохранным. Хуже всего пришлось несчастливому Ивану-младшему, чей череп с течением веков разрушился настолько сильно, что облик царевича оказался не подлежащим восстановлению. Именно поэтому ничего нельзя сказать и насчет обстоятельств, сопутствовавших его смерти. Больше того, появились сомнения в том, каким образом наследник Ивана Грозного ушел из жизни.
Анализ костей московских Рюриковичей привел специалистов к потрясающему выводу: содержание опасной для здоровья человека ртути в них превышает допустимую норму в десятки раз. Кроме того, и Иван, и его сын при невыясненных обстоятельствах получили повышенную дозу мышьяка.Отравляющие вещества в костях знатных покойников Средневековья — дурной признак и нисколько не случайность, а, скорее, тенденция. XVI век известен как эпоха отравлений. Не пострадало ли от них и царское семейство? Если да, то кто был заинтересован в том, чтобы избавиться от Ивана и его старшего сына навсегда? Кремлевская таблетка?