Друзья! Хочу показать вам только малюсенький участочек этой удивительной улицы, чтобы и вы прониклись ее историчностью и красотой! Я же - с недавнего времени! - хожу по ней на работу.
Начну с середины. С середины улицы, потому что рядом с этим домом (№43) я обычно останавливаюсь, чтобы помахать рукой его атлантам и кариатидам. Они поддерживают роскошный, вместительный балкон - "мечту хозяйки", у особняка знаменитого российского - уральского! - промышленника Павла Николаевича Демидова, "владельца заводов, газет, пароходов", статского советника, мецената, благотворителя и большого поклонника всяческих искусств.
Павел Демидович, как только купил землю со всеми находящимися на ней постройками (1836), сразу же заказал перестройку - тогда еще одноэтажного каменного здания! - не менее знаменитому архитектору Огюсту Монферрану, своему близкому другу, который тогда крутился, как белка в колесе, потому что возводил одно из главных чудес Северной столицы - Исаакиевский собор.
Тем не менее, работа закипела и на этом участке! И Монферран, уступив Демидову - для расширения домовладений! - еще и свой дом (№45), в рекордно короткие сроки переделал простенький дом в изумительно красивый образец необарокко, на фасаде которого был размещен фамильный герб Демидовых, а впоследствии - итальянский королевский герб, потому что наследник фамилии - Павел Павлович - в 1864-м сдал дом итальянскому посольству, а через восемь лет и - продал!
И здание - даже после революции! - вплоть до 1925-го года! - принадлежало итальянцам, которые, решив уехать из России, демонтировали все роскошное внутренне убранство, чтобы забрать все те роскошества с собой, но как-то не свезло: границы России ценный груз так и не пересек. И где он затерялся - неизвестно. Умыкнули, видимо!
Про соседнее здание, которое Монферран в 1836-м продал Демидову, но тот так и не успел им воспользоваться (потому что умер в 1840-м году), можно рассказывать легенды! Оно переходило из рук в руки, как переходящий красный вымпел! И если я начну перечислят его владельцев, ориентируясь на их приоритетное значение для истории русской культуры, то непременно запутаюсь! Потому что все они великие, и все - значимые!
Дом №45 - это песня! Точнее, сказка, басня, легенда. Потому что он прекрасно асимметричен - переходит от одноэтажной постройки в - трехэтажную. А еще на его стенах есть сюжеты из басен Лафонтена, которые вылеплены в качестве декоративных объемных рельефов!
А на террасе, имеющей весьма причудливый вид, установлены четыре бюста! Но и это еще не все! На фасаде здания вы увидите сцены из жизни и других гениев своей современности, которые сегодня составляют наше - правда, общемировое! - всё: Тициана, Микеланджело Буанаротти, Леонардо да Винчи и правителей тех эпох (которые, хотя и не "всё", но тоже вошли в историю не потому, что семечками на рынке торговали. Например, Карла I).
В 1873-м году Павлуша Демидов, наследник мецената, продал папашин особняк графине Вере Федоровне Гагариной, которая владела этим роскошным - просветительским! - зданием вплоть до революции (на пару с мужем). А после, как и у других Рюриковичей (и не Рюриковичей - тоже), этот дом у них "изъяли". Зато с 1940-х в нем располагается Союз композиторов (И дом носит название Дома композиторов).
Дом же №47 известен всем любителям русской культуры хотя бы потому, что в нем родился и вырос Владимир Владимирович Набоков. Поэтому и дом носит название "Дома Набоковых" (дом-музей).
Владельцами дома (а он появился на карте Петербурга одновременно с домами Монферрана) тоже побывали различные известные личности. Тот же внук генералиссимуса Александра Суворова - граф Александр Аркадьевич Суворов, самый близкий друг жертвы "бомбистов" - императора Александра II. Именно граф находился с ним до последних минут его жизни.
В 1897-м дом купила мать будущего известного писателя, дочь купца-золотопромышленника Рукавишникова - Елена, которая вскоре вышла замуж за лидера партии кадетов, юриста Владимира Набокова и в 1899-м родила ему сына Владимира. Ну, а дальше, спросите вы?
А дальше вы все и сами знаете...А более подробно можно почитать на страницах Живого Журнала.
Ну, очень увлекательно! Прогуляемся?