Брюс Джоел Рубин написал великолепный сценарий, вобравший в себя буквально все сюжетные линии, когда-либо поднимаемые в "кино о привидениях". А режиссер Джерри Цукер, прежде снимавший исключительно комедии и пародии вместе с Джимом Абрахамсом и своим братом Дэвидом Цукером, сплавил воедино комедию и детектив, мелодраму и мистический триллер.
Чем лично мне приглянулся фильм, какими разработками:
1. Haunting house. Это самая популярная в фильмах о привидениях тема: дом, где беснуется полтергейст.
Как правило, такая тема решается в жанре "хоррор". Но здесь она интересно обыгрывается: на протяжении всего фильма мы видим не только людей, но и привидение. Мы сочувствуем привидению и понимаем мотивы, которые им движут. Его тянет к родному дому по вполне объяснимым причинам: здесь осталась его жена, которой угрожает опасность. Как говорится, мой дом – моя крепость. Но не так-то просто защищать свой дом привидению. Ведь он – призрак, а стало быть, бестелесен. Вопреки большинству фильмов, где зрителю предоставляется возможность пугаться и страшиться вместе с обитателями "проклятого дома", в фильме "Призрак" мы опасаемся за судьбу привидения.
2. Ангел-хранитель. Именно ангелом-хранителем оказывается персонаж Патрика Суэйзи, Сэм Уит, для своей жены, Молли Йенсен. Такие сюжеты были растиражированы в голливудском кинопроизводстве в том же количестве, что и сюжеты о haunting house. Достаточно вспомнить ключевые фильмы: "Парень по имени Джо" Виктора Флеминга и ремейк оного – "Всегда" Стивена Спилберга. Но здесь эта тема играет новыми красками, Цукер, как бы в пику своей фамилии, избегает слащавости)
3. То, что принесло фильму кассовый успех, – волнующий рассказ о посмертии и справедливом возмездии. Считается, что умерев, человек расстается с плотью и превращается в бесплотный дух. Первые дни после смерти человеческая душа пребывает в своих любимых местах, – например, в своем доме. На третий день является ангел и уводит душу показывать ей райские кущи. Если, конечно, душа заслужила такого просмотра... Ну, а потом она садится в зале ожидания - ждать Страшного суда.
Активного, деятельного Сэма положение бесплотного духа не устраивает. При помощи призрака-бомжа он осваивает телекинез и превращается в "домового", "шумного духа" – так с немецкого переводится слово poltergeist. Сэм учится влиять на жизнь живых. В конечном итоге, он мог сам превратиться в призрака-бомжа.
Призрак-бомж в фильме – это не просто душа умершего в метрополитене бомжа, а вполне понятный символ. Каждое привидение, тревожащее мир живых, – это дух без определенного места жительства; дух, который не добрался ни до рая, ни до ада, застрял между небом и землей. Душа застревает на земле потому, что слишком привязана к быту. Она изо всех сил пытается вернуться к мирской глупости, невежеству и суете, жить по старым правилам несмотря на то, что перед ней открылись врата другого, более величественного, более блестящего мира, дарящего безграничные возможности. Сэм пренебрегает "вратами рая" и возвращается к безбожной, слабой, наивной жене, стараясь уберечь ее от опрометчивых поступков.
Однако Сэм не превращается в "призрака-бомжа", поскольку демонстрирует "силу духа". Он добровольно отрекается от рая и ставит перед собой абсолютно конкретные задачи. По Божьей милости ему дается отсрочка (двери не закрываются перед ним, и он не получает никакого наказания за своевольное нарушение правил).
Интересно то, как Сэм расправляется со своими врагами. Ему на помощь приходит провидение. Сэм никого не убивает, на его бесплотных руках нет крови врагов. Как бы по "чистой случайности" киллер-латинос натыкается на несущийся автомобиль, а Тони (так называемый друг Сэма и "утешитель его жены") натыкается, словно бабочка, на острые куски стекла. Итак, Сэм не становится убийцей, поэтому симпатий зрителя ничто не омрачает. Соответственно, двери рая по-прежнему открыты для благородного призрака, и такие представления о загробной справедливости не могут не импонировать. Не говоря уже о том, что к концу фильма каждый зритель сживается с Сэмом (Патриком Суэйзи) и начинает верить в привидения… Страх перед смертью отступает.
Оценка: 8,0 из 10.
Режиссер: Джерри Цукер.
Сценарий: Брюс Джоэл Рубин,
Оператор: Адам Гринберг,
Композитор: Морис Жарр.
В главных ролях: Деми Мур, Патрик Суэйзи, Вупи Голдберг.
В ролях: Тони Голдуин, Стэнли Лоуренс, Кристофер Дж. Кин, Сьюзен Бреслау, Мартина Дэйнан.
Интересные факты о фильме:
- Во время показа "Призрака" в Монтеррее (Мексика), зрительницам при входе в зал раздавали конверты с носовыми платками внутри.
- Роль Сэма-"привидения" предлагали Брюсу Уиллису, но тот отказался, так как решил, что фильм обязательно провалится в прокате.
- Работа звукорежиссера: вопли чертей, утаскивающих жертвы в ад, — это запись криков детей, проигранная на замедленной скорости.
- На роль Молли претендовали Молли Рингуолд, Мег Райан и Николь Кидман.
- Когда пришло время кастинга, сценарист Брюс Джоел Рубин сразу предложил на главную роль Патрика Суэйзи. Однако Джерри Цукер наотрез отказался. Впоследствии роль была предложена Тому Хэнксу, Тому Крузу, Кевину Бэйкону, Аль Пачино, Харрисону Форду, Николасу Кейджу, Микки Рурку, Дэвиду Духовны, Джонни Деппу, Чеви Чейзу и Алеку Болдуину. И все они отказались, так как им казалось слишком смехотворным играть роль лирически настроенного призрака. Цукер махнул рукой и пригласил на прослушивание Суэйзи. Он был настолько впечатлен пробами, что больше не колебался насчет того, кто должен играть Сэма.
Читайте также на моем канале: