Найти тему

Связная речь -залог успешного развития личности ребенка Диалог- монолог.Влияние на детей

При рождении у ребенка заложены задатки речи. Главная задача родителей и педагогов – правильно их развить. Ведь сформированная связная речь ребенка – залог будущего успешного развития личности. Так что же это такое связная речь?

Связная речь это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Связная речь отражает логику мышления ребенка, его умение обдумывать воспринимаемое и умение выразить в правильной форме.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности.

ЭТАПЫ Формирования связной речи

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ от 0 до 1 года. В этот период малыш знакомится со звуками. Свои первые недели он просто слушает взрослую речь родителей и близких , при этом у него формируется пассивный набор звуков, им издаются первые крики. Позже появляется лепет, который состоит из произвольно произнесенных звуков. В этот период малышу показывают предметы и называют характеризующие их звуки. Например: часы – тик-так, водичка – кап-кап. собака гав- гав и т.д Далее малыш реагирует на название предмета и ищет его взглядом. К концу первого года кроха произносит отдельные слоги.

ПРЕДШКОЛЬНЫЙ от года до трех. Сначала ребенок произносит простые слова, обозначающие как предмет, так и действие. Например, словом «дай» малыш обозначает и предмет, и свои желания, и просьбу, поэтому и понимают его только близкие люди. Через некоторый период появляются простые предложения, ребенок начинает точнее и лучше выражать свои мысли. К трем годам в речи употребляются предлоги. Начинается согласование падежей и рода. В 3-4 года у ребенка развивается наглядно действенное мышление, и его речевая практика прочно привязана к конкретным предметам и ситуациям. Младший дошкольник уже говорит, но простыми словосочетаниями с использованием неопределенных форм местоимений и наречий (тот, там).

ДОШКОЛЬНЫЙ от 3 до 7 лет. Это период более осознанного формирования личности. Ближе к 7 годам сформирован речевой аппарат, звуки четкие, правильные. Ребенок начинает грамотно строить предложения, у него уже имеется и постоянно пополняется словарный запас.

ШКОЛЬНЫЙ от 7 до 17 лет. Главная особенность развития речи на данном этапе это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит письменной речи.

Большую роль в развитии связной речи занимает ознакомление детей с художественной литературой. Литературное произведение является для дошкольников образцом связного высказывания, по которому дети сначала учатся пересказывать, а затем и самостоятельно составлять тексты.

Основная функция связной речи – коммуникативная.

К основным видам связной речи относятся диалог и монолог.

ДИАЛОГ – чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. В диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь и не нуждаются развертывании мысли и высказывания.

-2

Устный диалог сопровождается жестами, мимикой, интонацией.

Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология, краткость, обрывистость. Речь  в нем может быть неполной сокращенной, иногда фрагментарной. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками.

Диалог как форма речи состоит из реплик, из цепи речевых реакций, он осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников.

Методы и приемы обучения диалогу

  • Основной метод в повседневном общении – разговор родителей воспитателя с детьми.
  • Беседа – целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный подготовленный диалог на заранее выбранную тему.
  • Используется прием словесных поручений.
  • Эффективный метод – дидактическая игра.
  • Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги.

Монолог – связное, логическое последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Выражает мысль одного ребенка , которая неизвестна слушателям.

-3

В монологе важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация). Характерны: литературная лексика, развернутость высказываний, законченность, логическая завершенность. Связность монолога обеспечивается одним говорящим.

Монологическая речь – наиболее сложная форма речи, служащая для целенаправленной передачи информации

Типы монологов:

  • Описание – характеристика предмета в статике.
  • Повествование – связный рассказ о каких-нибудь событиях.
  • Рассуждение – логическое изложение материала в форме доказательства.
  • Контаминация – смешанный тип, с элементами остальных типов.

Типы монологов (по источнику высказывания):

  • Рассказывание по игрушкам и картинам – дети передают определенный сюжет, подсказанный картиной, готовой игровой ситуацией.
  • Рассказывание из опыта – опирается на представления ребенка, полученные в процессе наблюдений, различной деятельности.
  • Творческое рассказывание – рассказы о вымышленных событиях.

Типы монолога (по ведущей психической деятельности):

  • Рассказывание по зрительному, осязательному, или слуховому восприятию – носит описательный характер, дети рассказывают о предметах и явлениях, которые видят в данный момент.
  • Рассказывание по памяти – рассказывание из опыта, о пережитом, воспринятом ранее.
  • Рассказывание по воображению – творческие рассказы дет

Современное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её.

Современное - значит начатое с первых же дней после рождения ребенка. Полноценное овладение речью - значит достаточное по объему языкового материала

Внимание к развитию связной речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что, в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются его функции. Физиологам известно, что функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. К моменту поступления в школу связная речь у детей с нормальным речевым развитием развита достаточно хорошо.

Приемы для развития связной речи дошкольников

У взрослеющего ребенка появляются внутренние мотивы лучше и глубже освоить родной язык. Дошкольника многое интересует, появляется желание больше спрашивать и рассказывать. Возникает потребность воздействовать на собеседника, высказывать свое мнение, спорить.

А значит, что актуальность развития связной речи дошкольников подкрепляется благодатными условиями — взрослый предлагает помощь ребенку научиться говорить логично и понятно, на что встречает живой отклик.

Существуют проверенные методы и приемы, стимулирующие развитие речи в дошкольном возрасте. К ним относятся:

  • пересказ
  • Развитие связной речи с опорой на картинки

Успешно тренируется навык связных высказываний с применением наглядного материала. Это могут быть единичные картинки, а также серия изображений, которые отражают развитие сюжета.

Ребенка просят рассказать:

  • Что изображено на картинке
  • Какие события произошли раньше
  • Как дальше будет развиваться ситуация

Применяя картинки, следует учитывать, что старшие дошкольники увлеченно фантазируют, используют развернутые объяснения, опираясь на образы. Но наличие картинок повышает ситуативность речи у младших дошкольников — вместо описания они могут указывать на изображенные детали.

  • сочинение сказок и историй

Сочинения развивают образность, логичность, выразительность высказываний. Под сочинением историй подразумеваются любые рассказы дошкольника.

Чем больше у ребенка словарный запас, тем легче ему выражать свои впечатления и фантазии. Готовый рассказ содержит ряд опорных моментов, на которые в пересказе ориентируются дошкольники, а в сочиняемых историях они свободно выстраивают все сюжетные повороты.

Навыки сочинения рассказов начинают формироваться, когда малыша просят описать, что он видел на прогулке, в парке, на детской площадке. Дошкольники среднего и старшего возраста охотно рассказывают эпизоды из своей жизни – где они побывали, с кем и как проводили время.