Найти в Дзене
Блог Оксаны Сергеевой

Советую рассказ для урока литературы

Нина Дашевская "Каштан в кармане" Сейчас мы с учениками каждую пятницу читаем рассказы современных авторов. У нас есть только 40 минут на чтение и обсуждение, поэтому выбор пал на этот жанр. Часто я беру тексты из сборников издательства «Волчок». Обсуждение рождается всегда: герои-подростки сталкиваются с такими же проблемами, которые есть и у моих учеников. Бывает и такое, что текст мне очень нравится, а ученики так не загораются. С рассказом «Каштан в кармане» Нины Дашевской из сборника «Внутри что-то есть» случилась классная история. Я его несла на урок и думала, что ученики найдут повод покритиковать текст, герой учится в начальной школе (мои ребята сейчас в восьмом), тема рассказа не самая для них важная. Но! Они так были включены, написали небольшие тексты по итогам обсуждения и отметили особую атмосферу рассказа. О чем текст? Герой сразу же задаёт вопрос: «С кем нужно здороваться?». Понятно, что со знакомыми. А вот с теми, кого видишь каждый день, но не знаешь их? «Где кончаются

Нина Дашевская "Каштан в кармане"

Сейчас мы с учениками каждую пятницу читаем рассказы современных авторов. У нас есть только 40 минут на чтение и обсуждение, поэтому выбор пал на этот жанр.

Часто я беру тексты из сборников издательства «Волчок». Обсуждение рождается всегда: герои-подростки сталкиваются с такими же проблемами, которые есть и у моих учеников.

Сборник рассказов издательства "Волчок"
Сборник рассказов издательства "Волчок"

Бывает и такое, что текст мне очень нравится, а ученики так не загораются. С рассказом «Каштан в кармане» Нины Дашевской из сборника «Внутри что-то есть» случилась классная история. Я его несла на урок и думала, что ученики найдут повод покритиковать текст, герой учится в начальной школе (мои ребята сейчас в восьмом), тема рассказа не самая для них важная. Но! Они так были включены, написали небольшие тексты по итогам обсуждения и отметили особую атмосферу рассказа.

О чем текст?

Герой сразу же задаёт вопрос: «С кем нужно здороваться?». Понятно, что со знакомыми. А вот с теми, кого видишь каждый день, но не знаешь их?

«Где кончаются соседи и начинаются чужие люди?»

У мальчика есть такая «знакомая». Три года они встречаются на улице каждый день, но не здороваются. А летом они случайно встречаются в Таллине. Девочка сразу же поздоровалась. Когда начался учебный год, герой прошёл мимо, а так хотел поговорить и поздороваться. А однажды девочка остановилась в переходе, разжала свой кулак, а там лежал каштан. А у мальчика тоже был свой каштан. Они обменялись ими. Но самый главный вопрос остался:

«А вот завтра. Что мне делать? Здороваться или нет? Вы вот — как думаете?»

Что мы обсуждали в классе?

  • Всегда ли понятно, когда и с кем нужно здороваться?
  • Папа героя здоровается со всеми, а бабушка нет. А как у вас?
  • Как понять фразу: «У меня есть такая Динка. То есть ее как бы и нет, мы не знакомы».
  • Можно обсудить дорогу в школу. Какие интересные детали есть. (В рассказе герой много рассказывает про свою дорогу в школу).
  • У героев в карманах оказались каштаны. Обсудили, что обычно лежит в карманах моих учеников. Что это говорит о них.
  • Остановились на эмоциях и переживаниях героя. Это очень наблюдательный мальчик. Можно обсудить музыку, дружбу, отношения со взрослыми. Почему он так хочет стать скорее взрослым.
  • Поговорили про финал рассказа. Поздоровается ли мальчик с Динкой?
  • Рассказ вышел в сборнике под названием «Внутри что-то есть». Почему рассказ оказался именно в этом сборнике. Что есть внутри героя? А что есть внутри каждого из нас?

В блоге я писала и о других текстах Нины Дашевской:

В Лабиринте на этот сборник сейчас скидка 48 % –https://www.labirint.ru/books/699835/?p=34542