Найти в Дзене
#книгобзор

Дневной Дозор: годный вбоквел, но не сиквел

Шёл 2000 год, который порадовал книгочеев «Бурей мечей» Мартина, «Гарри Поттером и Кубком огня», «Янтарным телескопом» Пулмана, «Американскими богами» Геймана, «Истовик-камнем» Семёновой, «Вокзалом потерянных снов» Мьевиля и многими другими хорошими книжками, которые вы можете упомянуть в комментариях. И в один год с ними выходит «Дневной дозор» — вторая книга о противостоянии светлых и тёмных иных, которую Лукьяненко написал с соавтором Владимиром Васильевым. Почему Дневной получился лучше и стоит особняком в серии? Этим вопросом открываю вторую часть «Обзоров на Дозоры». Но сперва — дисклеймер. Здесь есть спойлеры, непопулярное мнение и комментарии не в тему. Если вы адепт света, помните, что хейт это удел тёмных. Если вы адепт тьмы, помните, что вам есть чем заняться, кроме хейта. Краткая справка Во-первых, стоит сразу сказать, что книга ничего не имеет общего со вторым фильмом Бекмамбетова. Оба киношных Дозора адаптировали только первую книгу, «Ночного Дозор», а название для второ
Оглавление

Шёл 2000 год, который порадовал книгочеев «Бурей мечей» Мартина, «Гарри Поттером и Кубком огня», «Янтарным телескопом» Пулмана, «Американскими богами» Геймана, «Истовик-камнем» Семёновой, «Вокзалом потерянных снов» Мьевиля и многими другими хорошими книжками, которые вы можете упомянуть в комментариях.

И в один год с ними выходит «Дневной дозор» — вторая книга о противостоянии светлых и тёмных иных, которую Лукьяненко написал с соавтором Владимиром Васильевым.

Почему Дневной получился лучше и стоит особняком в серии? Этим вопросом открываю вторую часть «Обзоров на Дозоры». Но сперва — дисклеймер.

Здесь есть спойлеры, непопулярное мнение и комментарии не в тему.
Если вы адепт света, помните, что хейт это удел тёмных.
Если вы адепт тьмы, помните, что вам есть чем заняться, кроме хейта.

Краткая справка

Во-первых, стоит сразу сказать, что книга ничего не имеет общего со вторым фильмом Бекмамбетова. Оба киношных Дозора адаптировали только первую книгу, «Ночного Дозор», а название для второго фильма взяли чисто в маркетинговых целях.

Во-вторых, «Дневной Дозор» Лукьяненко писал не один, а с соавтором Владимиром Васильевым. Причём именно Васильев предложил Лукьяненко написать продолжение от лица Тёмных.

Для второй книги «Дозоров» тоже была выбрана горизонтально-вертикальная структура из трёх самодостаточных повестей. Так как авторов было уже двое, логично было бы взять и третьего, чтобы каждый написал по одной повести. Лукьяненко и Васильев приглашали как минимум двух — Ника Перумова и Леонида Кудрявцева, но у обоих не нашлось свободного времени, к сожалению или счастью.

Первую повесть «Посторонним вход разрешён» Лукьяненко придумал и написал лично. Вторая повесть «Чужой для иных» целиком детище Васильева. Третью же — «Иная сила» — соавторы придумали и писали уже совместно: Лукьяненко писал эпизоды Светлых иных, а Васильев работал над линией Тёмных, после чего авторы сводили эпизоды в одну историю.

В самом начале Васильев предложил идею второй книги по той причине, что Тёмные в «Ночном Дозоре» оказались ему ближе по мировоззрению, но при этом они показались ему неправдоподобными. Лукьяненко понравилась идея раскрыть и вторую сторону многовекового конфликта, но он опасался, что если Васильев будет писать книгу сам, то излишне обелит Тёмных, обругав Светлых.

Один из постеров ко второму фильму Бекмамбетова
Один из постеров ко второму фильму Бекмамбетова

«Дневной Дозор» — спин-офф

На мой взгляд коллаборация Лукьяненко и Васильева породила, возможно, лучшую книгу всего цикла. И лучшим в моих глазах «Дневной Дозор» в первую очередь делает то, что вторая книга не столько продолжает первую, сколько отходит чуть в сторону.

Миру Дозоров и сквозному сюжету серии пошла на пользу смена перспективы. Взгляда со стороны Тёмных очень не хватало в первой книге, потому что харизматичных персонажей по ту сторону баррикад было как минимум двое — глава московских Тёмных по имени Завулон и рядовая дозорная ведьма Алиса Донникова.

Оба они западают в сердечко, у обоих есть хорошие сцены в «Ночном Дозоре» и оба они влияют на сюжет первой книги, однако обоих нам представляют с субъективной точки зрения Антона Городецкого. Более того, пара Завулон-Алиса намеренно или нет, но отражает пару Гессер-Городецкий.

Меня эта параллель в первой книге заинтриговала и её подробного раскрытия я ждал от второй. Я вообще люблю параллели между протагонистами и антагонистами, которых автор затем сталкивает друг с другом. В целом, я одновременно и удовлетворён, и несколько разочарован. Но об этом чуть позже.

Чем ещё хорош «Дневной Дозор», так это более ровным языком книги. В ней стало меньше мелких, но раздражавших в первой книге лукьяненковских фишечек вроде слишком частых повторов в конце предложений (аля «... мне в лицо дул ветер, холодный ветер...»), размашистых описаний матчасти и лирических отступлений.

Не знаю, чья именно это заслуга: редактора, соавтора или самого Лукьяненко, но меня сильно это порадовало.

Другой важный момент — минимальное присутствие Антона Городецкого в сюжете. Поймите правильно, Антон хороший протагонист, однако склонность то ли самого персонажа, то ли автора уделять большое внимание скулежу и нытью быстро надоедает. Из-за этого киношный Городецкий мне до сих пор нравится гораздо больше.

Но если главного героя цикла Городецкого в книге мало, тогда о ком и о чём «Дневной Дозор» вообще?

-3

Посторонним вход разрешён

Первая повесть в «Дневном Дозоре» — моя самая любимая из всех трёх. Забавно, что с «Ночным Дозором» было также — первая история мне зашла больше остальных.

«Посторонним вход разрешён» — целиком и полностью история об Алисе Донниковой, той самой ведьме и фаворитке Завулона, которая в «Ночном Дозоре» сначала насолила Светлым, а затем подставила Завулона по своей же дурости.

Стычка Ночного и Дневного дозоров Москвы: Светлые хотят задержать нарушившую Договор ворожею, а Тёмные хотят её отбить. Силы с обеих сторон равны. Ведьмы Дневного дозора накачивают силой своего мага-оперативника. Когда и это не помогает, Тёмные угрожают Светлым жертвоприношением для мощного выброса силы.

Светлые отступают. Тёмные хоть и победили, но потеряли одну ведьму, один из оперативников серьёзно ранен, а Алиса исчерпала весь запас силы. Восстановление замёт минимум несколько лет. Довольный результатом Завулон поощряет свою фаворитку — отправляет её в Артек, где она сможет быстро напитаться силой.

Алиса приезжает в лагерь как вожатая и по ночам проходит в комнаты своих подопечных, чтобы впитать в себя их страхи и кошмары. Так она восстанавливает силы и при этом даёт детям покой и облегчение. Подобно тому, как «Ночном Дозоре» Городецкий, прохаживаясь по московской улице впитывал в себя позитивные и радостные эмоции прохожих.

Это вносит интересный парадокс в мир Дозоров. Альтруистичные Светлые защищают людей, но питаются их радостью, оставляя взамен апатию и тревожность. А эгоистичные Тёмные, которые заботятся лишь о себе, питаются страхами и переживаниями людей, оставляя им только светлые эмоции.

Параллельно Алиса решает и по-человечески развлечься с симпатичным вожатым Игорем. Сначала он для неё игрушка, временная замена Завулона. Затем он становится симпатичным парнем, который отвечает ведьме взаимностью. Если по началу они становятся любовниками (сцена на пляже... хороша), то затем они становится искренне влюблёнными.

И в этот момент, когда Игорь и Алиса разобрались в своих чувствах друг к другу, они ещё и силы восстановили. Игорь тоже обессиленный иной, которого направили в Артек восстанавливаться. Теперь они оба могут видеть ауры и понимают, что они враги.

Игорь оказывается оперативником Ночного дозора, который в той же самой стычке потерял свои силы. И когда силы к нему вернулись Игорь решает, что ведьма приворожила его, что всё это западня и провокация, а Алиса не в силах доказать ему обратное.

Киношная Алиса намного взрослее книжной, в том числе и психологически. Романтическую линию с Костей Саушкиным для фильма явно писали под вдохновением от книжной версии с Игорем.
Киношная Алиса намного взрослее книжной, в том числе и психологически. Романтическую линию с Костей Саушкиным для фильма явно писали под вдохновением от книжной версии с Игорем.

Заканчивается всё дуэлью, которую инициировал Игорь, которую проиграла Алиса, и в которой Завулон не пришёл на помощь своей фаворитке.

«Посторонним вход разрешён» — это самодостаточная, динамичная и максимально локальная история, в которой толком даже не проглядывается конфликт Дозоров, только конфликт рядовых его бойцов, обусловленный исключительно предрассудками.

Это «Ромэо и Джульетта», которые притворяются лёгким курортным романом про пионерлагерь с щепоткой магии, чтобы затем ошарашить трагизмом.

Хорошо представлен и Дневной Дозор, который в целом не особо отличается от Ночного — те же маги, те же операции, та же условно полицейская рутина и стычки с непримиримыми врагами. Здорово показан механизм магии тёмных, который также неоднозначен, как и сами Дозоры.

Но куда больший восторг мне принёс психологизм и внимание к внутреннему миру Алисы Донниковой, её эволюция как персонажа. Если Городецкий в первой книге толком не поменялся после трёх достаточно масштабных событий, то Алиса за короткий промежуток времени и вне эпичных битв поменялась гораздо сильнее и даже в лучшую сторону.

За Алисой интереснее наблюдать, чем за Городецким, и у Лукьяненко здорово получилось влюбить в эту молодую эгоистичную ведьму. Читая первую повесть и осознавая, сколько времени уделено Донниковой, невольно задумываешься, что она станет важным действующим лицом, и либо сильным противником Городецкого, либо его неожиданным союзником.

И потому отчасти обидно, что на второй книге серии Лукьяненко ещё был хладнокровным и умел расставаться с интересными и необычными персонажами, чего откровенно не хватает в следующих книгах.

Вержбицкий очень круто сыграл Завулона в фильмах Бекмамбетова. Но книжный Завулон это совсем другой персонаж. Мечтаю, чтобы в новой экранизации его сыграл Филипп Янковский с его инфернальной улыбкой и чертовщиной в глазах.
Вержбицкий очень круто сыграл Завулона в фильмах Бекмамбетова. Но книжный Завулон это совсем другой персонаж. Мечтаю, чтобы в новой экранизации его сыграл Филипп Янковский с его инфернальной улыбкой и чертовщиной в глазах.

Чужой для иных

Не могу сказать ничего плохого про вторую повесть в книге. Она действительно интересная. В ней куда больше уделено внимания именно Дневному Дозору, как организации, и при этом интересно расширен мир Дозоров. Вернее важный его элемент — Сумрак.

Некий Виталий Рогоза приезжает в Москву. Он ничего о себе не помнит до дня, когда сел в поезд. При этом уровень магии и его познания о мире приходят к нему как бы интуитивно. Например, поселившись в гостинице Виталий внезапно понимает, что должен зарегистрироваться ещё и в Ночном Дозоре, потому что он Тёмный иной.

Ещё Виталий чувствует колебания силы, и потому постоянно оказывается на местах преступлений. Вампир убивает человека. Оборотень убивает неинициированного Светлого. Охранное заклинание с гостиничном номере самого Рогозы убивает дозорного. Ночной Дозор рассматривает Рогозу как подозреваемого в нарушении Договора, и Дневной Дозор забирает его в свой офис для защиты.

За главного в Дневном Дозоре оставлен тёмный маг Эдгар, так как их шеф Завулон отбыл из Москвы. Тёмные выясняют, что секта иных выкрала артефакт Коготь Фафнира. Светлые выманивают Виталия и атакуют, однако тот вдруг поднимается по уровню силы до первого (очень мощно) и отбивается, убив Тигрёнка (потрясающего персонажа-перевёртыша из первой книги).

Артефакт прибывает в Москву на самолёте, и оба Дозора приходят в аэропорт, а в ходе битвы выясняется, что Виталий сильнее даже высших магов (он уложил на лопатки великого мага). Виталий забирает артефакт и исчезает, но затем возвращает его Инквизиции (что-то вроде Дозора над Дозорами). Инквизиция назначает разбирательство по поводу последних событий. Причём Завулон тайком просит Городецкого туда не ходить.

Тигрёнок — боевой маг-перевёртыш (аналог оборотней у Светлых). В фильме её было очень мало. В книге чуть побольше. Но что в фильме, что в книгах это удивительно милый и добрый персонаж, которого хочется видеть больше. И потому очень жаль, что она погибла.
Тигрёнок — боевой маг-перевёртыш (аналог оборотней у Светлых). В фильме её было очень мало. В книге чуть побольше. Но что в фильме, что в книгах это удивительно милый и добрый персонаж, которого хочется видеть больше. И потому очень жаль, что она погибла.

Городецкий и Виталий опаздывают на заседание, но Виталий приходит первым. Светлана из-за этого решает, что Рогоза по пути убил Городецкого. Она бьёт по Виталию изо всех сил и лишается своей магии, восстановление которой займёт годы. Рогоза впитал силу Светланы, и Гессер понимает, что Виталий это Зеркало — порождение Сумрака, которое призвано восстановить баланс между Тёмными и Светлыми.

Когда высший маг Светлана осталась без сил, баланс восстановлен, и Зеркало уходит.

Всё это безумно интересный хай-концепт, который подан в увлекательной форме. Мы узнаём, что:

+ Сумрак это не просто чашка петри для заклинаний;

+ Дневной и Ночной дозоры отличаются друг от друга только предрассудками, а глупости умеют делать одинаково хорошо;

+ В мире есть третья сила в лице Инквизиции, которая навтыкать может как тёмным, так и светлым.

Всё это правда интересно и важно. Но Васильев явно был больше увлечён концептом, чем сюжетом.

С натяжкой «Чужой для иных» можно назвать неким жанровым вариантом сюжета о маленьком человеке, которым довольно безжалостно воспользовался Сумрак. Как и первая история, вторая тоже локальна, но не так глубоко проработана по отношению к заглавному персонажу и его конфликту.

К Виталию Рогозе не успеваешь испытать эмпатию. Как минимум потому, что этот ноунейм исчезает также быстро, как появляется, параллельно убив классного персонажа, который знаком нам ещё с первой книги. Но попытка очень хороша.

И да, Городецкий в этой повести есть, но он совсем не бесит, потому что со стороны другого протагониста за ним наблюдать интереснее. Местами он даже тянет на привлекательного персонажа.

Если в кино-версии Городецкий это именно главный герой, то в книжной версии это персонаж, которого как будто поставили на замену. Меланхоличных протагонистов много, и они потрясающие. Но нытьё и скулёж не прибавляют авторитет.
Если в кино-версии Городецкий это именно главный герой, то в книжной версии это персонаж, которого как будто поставили на замену. Меланхоличных протагонистов много, и они потрясающие. Но нытьё и скулёж не прибавляют авторитет.

«Иная сила»

Чем ещё отличается «Дневной Дозор» от первой книги, так это структурой. В обеих книгах горизонтально-вертикальная структура, в которой каждая из трёх повестей имеет свой собственный сюжет, но все они складываются в одну историю. Роман в повестях, можно сказать.

В «Ночном Дозоре» каждая из трёх частей продолжала предыдущую, раскрывая многоходовку Гессера последовательно по этапам. При этом сквозной сюжет был завязан на Антоне Городецком и Светлане, вокруг которых всё и крутилось.

А в «Дневном Дозоре» истории укладываются чуть иначе.

В Праге собирают очередное заседание Инквизиции, чтобы рассмотреть вопрос дуэли Игоря Теплова и Алисы Донниковой (из первой повести) на предмет нарушения Договор. На том же заседании рассмотрят и дело сектантов, выкравших артефакт (из второй истории). Ночной дозор отправляет как представителя Антона Городецкого, а Дневной — Эдгара.

Собственно, в третьей повести два равнозначных протагониста, которые делают, по сути, одно и тоже: пытаются понять планы Дозоров и свои роли в них. Это ещё один интересный приём, каким соавторы подают максимальное сходство уже не только Дозоров в целом, но и отдельных дозорных. Забавно, что с такого же сравнения/противопоставления книга и начиналась в первой повести.

Причём подано это даже на уровне сведения эпизодов. Сначала Антон и Эдгар случайно оказываются в одном ресторане за одним столиком и обсуждают планы шефов московских Дозоров, а затем каждый отдельно продолжает развивать свои мысли, размышляя плюс-минус в одной и той же логике.

Эдгар приходит к выводу, что на рубеже тысячелетий Завулон решил воскресить сильного Тёмного, который мог бы склонить баланс сил в пользу Дневного Дозора. Причём изучив теорию ритуала, Эдгар решает, что Завулон хочет принести для этого в жертву его самого.

В тоже время Антон с Игорем (любовник Алисы Донниковой из первой повести) тоже рассматривают эту версию, но склоняются в итоге к другой — что будущий ребёнок Светланы окажется сильнейшим Светлым, мессией. Это объясняет как события «Ночного Дозора», так и действия Завулона во второй повести «Дневного Дозора». Непонятна только роль самого Игоря.

Никакого Игоря Теплова в экранизации, конечно, не было. Оба фильма экранизируют только первую книгу с очень небольшими заимствованиями из второй. Например, открывающая сцена первого фильма со старухой-ворожеей, скорее всего, написана по мотивам стычки светлых и тёмных из начала второй книги.
Никакого Игоря Теплова в экранизации, конечно, не было. Оба фильма экранизируют только первую книгу с очень небольшими заимствованиями из второй. Например, открывающая сцена первого фильма со старухой-ворожеей, скорее всего, написана по мотивам стычки светлых и тёмных из начала второй книги.

На суде Инквизиция допрашивает шефа Ночного Дозоры Москвы и не находит в его действиях нарушений Договора. Затем допрашивают шефа Дневного Дозора Москвы, Завулона, и тот смеётся в ответ на версию о воскрешении древнего Тёмного мага. Правда затем искренне благодарит Эдгара.

После этого суд рассматривает дуэль Игоря и Алисы, которая случилась в первой повести книги. Тёмные обвиняют Игоря в гибели мальчика по неосторожности. Светлые обвиняют Завулона в провокации, из-за которой всё произошло. Ни у одной из сторон нет доказательств, и Инквизиция временно воскрешает погибшую Алису Донникову для дачи показаний.

Алиса подтверждает, что дуэль была по всем правилам и послужила результатом провокации Завулона. Игорь действительно искренне любил Алису и из-за груза вины растворяется в Сумраке вместе с ней. Антон и Светлана выясняют у Гесера, что Игорь был единственным кандидатом в наставники их будущего ребёнка-мессии.

По сути, каждая из трёх повестей второй книги также раскрывает последовательные этапы многоходовки Завулона. Однако если «Ночной Дозор» это 3 вытекающие друг из друга истории, то «Дневной Дозор» — это 2 локальные истории, которые складываются в единый результат в третьей повести. Отличие небольшое, но интересное, потому что усложняет структуру.

При этом «Иная сила» из-за этого приёма перестаёт быть самостоятельной повестью. Без двух предыдущих она теряет смысл, и краткий пересказ случившегося ранее оставляет пробелы. Третья повесть «Дневного Дозора» это именно последняя серия сезона сериала, в которой часть вещей остаётся непонятой, если не смотрел сезон целиком. И это не минус, это наоборот, круто.

Чем ещё хороша финальная часть «Дневного Дозора» это гораздо большей приземлённостью. Работа Дозоров это не только бои и многоходовки, но и бюрократия в лице трибунала Инквизиции, а ещё долгие и въедливые размышления с целью раскрыть интриги противника. Последнее подано в виде достаточно живых диалогов, которые придают посиделкам над бумагами динамику даже лучше, чем экшн-сцены в истории про Зеркало.

А самое крутое, что есть в третьей повести и чего нет в двух других, это юмор. Причём это не шутки или колкие реплики, а именно ситуативный юмор с долгой экспозицией и хорошей разрядкой в виде потешающегося на суде Завулона.

Химии между Антоном и Светланой вообще было гораздо больше в двух фильмах, чем в шести книгах. Что, в целом, обидно, ведь их союз является ключевым сюжетообразующим элементом в серии. Тут Лукьяненко, честно, схалтурил.
Химии между Антоном и Светланой вообще было гораздо больше в двух фильмах, чем в шести книгах. Что, в целом, обидно, ведь их союз является ключевым сюжетообразующим элементом в серии. Тут Лукьяненко, честно, схалтурил.

В общем и целом

«Ночной Дозор» и «Дневной Дозор» — это две равнозначные книги, а не просто успешный оригинал и его продолжение. Более того «Дневной Дозор» хоть и двигает несколько вперёд сквозной сюжет всей серии, но меньше всего похож именно на сиквел.

Это добротный спин-офф, который вполне мог бы быть хорошей и проработанной второй сюжетной линией первой книги. «Дневной Дозор» с лихвой восполняет нехватку внимания к Тёмным со стороны автора в первой книге, потрясающе углубляет образы Алисы Донниковой и Завулона, параллельно раскрывая некоторые нюансы мира Дозоров.

Если «Ночной Дозор» раскрывал по большей части Антона Городецкого, то «Дневной Дозор» раскрывает именно мир шахматных партий Гессера и Завулона, в котором дозорные это шахматные фигуры. Между Тёмными и Светлыми очень тонкая грань, почти незаметная разница. И заключается она в том, что Гессер старается не жертвовать даже пешками, в отличие от Завулона.

При этом «Дневной Дозор», как по мне, получился гораздо лучше первой книги. Он разнообразнее по приёмам и концепциям. В нём больше трагизма и юмора. Вторая книга ощущается мрачнее из-за того, что авторы не побоялись жертвовать персонажами и сделать концовку неоднозначной как для Ночного дозора, так и для Дневного.

Гессер и Завулон не столько враги, сколько конкуренты. Они могут спокойно между собой общаться, когда в этом есть необходимость и даже работать вместе. Наблюдать за взаимодействием этой парочки всегда интересно.
Гессер и Завулон не столько враги, сколько конкуренты. Они могут спокойно между собой общаться, когда в этом есть необходимость и даже работать вместе. Наблюдать за взаимодействием этой парочки всегда интересно.

В первой книге Светлые выиграли очередную партию, Гессер получил свой маленький хэппи-энд, а Антон остался в замешательстве и с крючком на продолжение своей истории.

Во второй же книге проиграли все, партия закончилась ничьей. Гессер потерял важную фигуру на доске. Завулон не достиг окончательно желаемого результата. Антон и Светлана ещё немножко разочаровались в бытие.

Выиграли только читатели. Они получили действительно интересную и хорошо сделанную историю. Посмотрели на запавший в душу мир с иной стороны и прониклись им ещё больше. А заодно получили обещание на то, что это далеко не последняя шахматная партия двух великих магов Москвы.

А ещё одна маленькая деталь, которая зашла лично мне — это роль Городецкого в серии, которая схожа с ролью Геральта из Ривии в «Саге о Ведьмаке». Они оба протагонисты своих книг, но при этом оба они далеко не главные герои своих миров. В случае «Ведьмака» эта роль отходит Цири, а в случае «Дозоров» — будущему ребёнку светлого иного Антона Городецкого. Совпадение?

Спасибо, что дочитали этот лонгрид до конца! Уверен, вам есть что сказать, поэтому очень жду вас в комментариях. Поделитесь статьёй со своими и ставьте лайки, а также не забудьте подписаться на канал — чтобы не пропустить обзор на «Сумеречный дозор»!

-11