Найти тему
Советское Кино

«Безымянная звезда». Фильм получился переполненным друзьями Козакова

Советский фильм «Безымянная звезда» вышел на экраны в 1979 году. Снят он был М. Козаковым по одноименной пьесе румынского писателя Михаила Себастьяна, и был режиссерским дебютом.

Больше всего в этой картине зрителя потрясала совместная работа Костолевского и Вертинской. Красивые, молодые, талантливые актеры красочно обыграли довольно банальную историю.

Сюжет фильма состоит в том, что есть на свете провинциальный, всеми забытый городок, где живут скучной, обыденной жизнью, напоминающей болото, маленькие, никому не интересные люди. Они ведут размеренную жизнь, утром уходят на работу, вечером приходят домой, никуда, как кажется, не стремятся, все их устраивает. Только дети из школы постоянно бегают между уроками на вокзал, посмотреть на проходящий скорый поезд в столицу. Все их развлечение. И вот в это болото внезапно врывается чудо в образе красавицы на огромной дорогой машине. Да еще и останавливается эта красавица в квартире местного учителя астрономии, который сдает комнату желающим. За красавицей вскоре приезжает ее бойфренд, и только зародившиеся романтические чувства между учителем и леди так и не разгораются до конца. Красавица исчезает из жизни города, и тот опять погружается в болото повседневности.

Изображение со страницы https://dzen.ru/a/XycZZrfm5EG4Tler
Изображение со страницы https://dzen.ru/a/XycZZrfm5EG4Tler

Важен был не сюжет фильма, он был более чем банален, важен был прекрасный актерский ансамбль: И. Костолевский, А. Вертинская, М. Козаков, Г. Лямпе, С. Крючкова, М. Светин, А. Будницкая.

И еще музыка, написанная композитором Э. Денисовым, которая очень тонко подчеркивала и чувства героев, и создавала ощущение природы, окружающей их. Композитор даже пение птиц и весеннюю ночную прохладу сумел так передать, что зритель их тоже почувствовал.

Фильм имел небольшую предысторию. Изначально в Большом драматическом театре был поставлен спектакль «Безымянная звезда», который прошел с огромным успехом, и посмотрев который, Козаков захотел снять нечто подобное в кино. Но романтические герои были тогда не в моде у кинокритиков и работу над картиной пришлось отложить на восемь лет.

На роль учителя астрономии режиссер хотел взять О. Даля, но актер был в депрессии, и никак не мог бы сыграть молодого влюбленного героя. Пробовали позвать Юрского, но его отклонил худсовет. И тогда позвали Костолевского, у которого, оказывается была давнишняя мечта — сыграть именно учителя из этого произведения. Для актера этот фильм стал возможностью выбраться из второго плана в актеры первого плана и получать главные роли.

На роль приятеля учителя собирались брать З. Герда, но в начале съемок он заболел и дальше сниматься не мог. Пришлось срочно брать замену и пригласили друга режиссера - Г. Лямпе.

Вертинскую без проб и без конкуренции сразу же взяли на роль. Она была первой красавицей советского кино, и никого другого в этой роли режиссер просто не видел. Кроме того Казаков втайне очень любил Вертинскую, и на площадке ходили слухи, что это было взаимно.

На роль классной дамы пригласили С. Крючкову. Она была давнишней студенческой однокурсницей режиссера.

На роль начальника вокзала взяли М. Светина.

Вообще фильм получился переполненным друзьями Козакова. Он просто звал сниматься в нем тех людей, которых любил, уважал, и кто был ему дорог. И поэтому вся картина получилась очень светлой, доброй и домашней.

А вот с актером на роль Грига случился скандал. Козаков хотел позвать Филатова, а соавтор фильма и оператор Г. Рерберг категорически отказался снимать его. Он считал, что Филатов не подойдет на роль богатого эгоиста. Предложили попробовать Р. Нахапетова, но тот после первых проб отказался сам, сказав, что это не его типаж. Съемки зашли в тупик. Тогда Козаков решил сниматься сам.

Потрясает и скорость съемок. Двух серийную картину сняли всего за два месяца! Велись съемки в помещениях «Ленфильма» и в Ленинградской области. Кроме того и сценарист и режиссер по — своему дополнили героями и характерами изначальное произведение, и в итоге картина получилась более законченной и цельной. Продуманы были все декорации до мельчайших деталей, актеры играли не только голосом, но и мимикой, и жестами. Фильм получился очень ярким, восторженным и красноречивым. Он дышал юностью, влюбленностью и весной.

Но несмотря на все положительные моменты его очень прохладно встретила приемная комиссия, которой всюду мерещились диссиденты и антисоветчина, и, чтобы проверить его прокатность, его послали на фестиваль в Румынию от московского дома кино.

И вот на Родине писателя, написавшего эту историю, картина затмила все остальные работы и прогремела больше, чем румынский вариант этого же произведения с Мариной Влади в главной роли. Румыны были в восторге. Костолевский стал у них национальным героем.

После этого было решено выпустить картину в широкий прокат в СССР. И здесь фильм полюбили советские люди. Для них он был своеобразной романтической отдушиной в серых буднях, таких же как в том городке в фильме.