В 1998-м году IRON MAIDEN выпустили этот диск, чтобы как-то исправить впечатление от их прошлого релиза, который был принят в штыки очень многими фанатами. И ведь было за что. Но об этом тут:
И снова альбом оставляет двойственные впечатления, которые в конце-концов оставляют удручение. Чувствуется, что Стив Харрис попытался исправить ошибки прошлого диска, но пошёл протоптанной дорожкой. Песни более подходящие под Блейза, звук стал мягче и местами чуть ли не на ведущую роль выскакивают клавишные!
Первая песня "Futureal" начинает альбом неплохо, практически в лучших традициях Мэйденов, с поправкой на Бэйли. С красивым соло и коротенький, что несомненно идёт ему на пользу.
"The Angel and the Gambler" -отличное начало и вроде бы неплохое продолжение, но в какой-то момент становится скучно слушать этот трек, к тому же, растянутый почти что на десять минут! И эти бесконечные повторы от Блейза! И ведь это только начало альбома, а тут что ни песня - всё бесконечные повторы от вокалиста. Если нечего сказать - заканчивай петь, а то складывается впечатление, что песни для дебилов.
"Lightning Strikes Twice" - песня в которой группа очень долго запрягает, а когда начинает ехать, то уже и не хочется, хоть и бодрый припев и хорошая соляга.
Впрочем, в "The Clansman" запрягают и того дольше. Здесь правда, песня чуть интереснее, а соло вообще переносит в восьмидесятые, возможно, это лучшая песня на данном альбоме.
"When Two Worlds Collide" в целом эту песню можно бы было назвать хорошей, но почему-то именно на ней режет слух голос, даже скорее манера исполнения Блейза Бэйли. При этом хорошие гитары и чёткий фирменный бас от Стива.
"The Educated Fool" возможно, самая Блэйзовская песня на альбоме, в ней он хорош. Сама песня тоже в общем, неплохая, немного не Мэйденовская, при этом она какая-то рваная. Есть ощущение, что её можно было сделать мощнее.
"Don't Look to the Eyes of a Stranger" - ещё одна песня с миллионом повторений Don't Look to the Eyes of a Stranger... Не, понятно, это надо знать, особенно параноикам, но вот в таком количестве. Сколько не слушаю, после окончания песни остаются в памяти только эти слова. А ведь неплохое соло так же присутствует.
"Como Estais Amigos" - сотворил нам Блейз, и это была его последняя песня в IRON MAIDEN. Песня хорошая, правильная песня, но в ней нет чего-то действительно цепляющего. Даже гитары как-то не слушаются.
После прослушивания альбома целиком нет воодушевления, нет понимания куда идёт группа, потому что, кроме некоторых отступлений, в итоге диск вышел однообразным и тягомотным. Миллиарды повторений просто топят альбом, а однообразные вступления "убивают" практически все песни.
После "The X Factor" хотелось чего-то нового, быстрого и мощного, а группа словно "заснула", впадая то ли в старческий маразм(рановато), то ли в депрессию(из неё как раз должны бы были выйти за три года).
На мой взгляд, это самый слабый диск легенд, даже не столько из-за материала и подачи, сколько из-за того, что не было показано стремления сделать что-то забористое, оправдать ожидания свои и фанатов, да просто слушателей. А так - вышел какой-то мрак.
Знаю, что у "Virtual XI" есть много поклонников, тех кто утверждает, что альбом достойный. Я не из их числа, для меня он скучен и трагичен, особенно в тот момент, когда показалось, что IRON MAIDEN пришли к закату.
Это было трудное время и хорошо, что группа его пережила, хорошо даже, что этот альбом был и есть, иначе, возможно, Брюс не вернулся бы в IRON MAIDEN.