Найти тему

Базовые Образы как структура знаний, в контексте преемственности поколений

Я всегда удивлялся, насколько Природа мудра в своей основе. Посмотрите, насколько эффективно живет простое растение. Что оно делает? За лето (в нашем климате) растение успевает вырасти, захватить максимальное возможное пространство и дать потомство (семена). И так действуют все живые существа. Первичной программой Природы является самовоспроизводство и проявляется в инстинкте размножения.

Этот инстинкт, самая главная Программа в Природе и включает в себя: воспроизводство (подготовка к размножению, спаривание) и заботу о потомстве. Причем забота о потомстве включает в себя обеспечение потомством возможности воспроизводства (достижения половой зрелости), обучение (передача необходимой для выживания информации о Мире) и воспитание (навыки поведения в Мире).

В современном мире у человека произошел сбой в этой программе. И теперь для него главным является все, что угодно, но не забота о своих детях. Это может быть карьера, деньги, известность, власть и т.д.

Что нам остается делать? С чего делать свои первые шаги к обретению былой гармонии? С чего начинать? С восстановления и настройки Системы базовых Образов о Мире и Человеке, с расстановки жизненных приоритетов и исправления жизненной мотивации, сознания Человека.

Давайте начнем с Образования.

В моем понимании Образование - это система знаний о мире. Исходную структуру такой системы знаний определяет среда обитания. Суть Образования (ОбразоДавания) не в прямой передаче накопленных знаний, а в передаче знаний и информации, «упакованных» в пакеты - Образы, составляющих Систему знаний о Мире и Человеке, с расстановкой приоритетов и последующей жизненной мотивации.

«Система ценностей — это не просто предписания и догмы; система ценностей — это «цветное стеклышко», сквозь которое мы смотрим на мир, это инструмент, при помощи которого мы мыслим и чувствуем, интерпретируем и ощущаем происходящее. А что дает нам современное образование? Представление о мире как о бессмысленной и никому ненужной пустыне, где сознание человека — лишь случайное стечение космических обстоятельств, и где по-настоящему реальны только страдание и отчаяние.

Образование, не уделяющее должного внимания метафизике, бесполезно. Если обучение науке — естественной или гуманитарной — не ведет к разъяснению метафизики, то есть наших базовых убеждений, оно не может называться образованием и, следовательно, не имеет настоящей ценности для общества.

По-настоящему образованный человек — не тот, кто имеет представление обо всем понемногу, и даже не тот, кто досконально знает все предметы (даже если бы это было возможно). На самом деле «целостный человек» может и не обладать детальным знанием фактов и теорий («к чему мне забивать голову всякой чепухой, когда на это есть Британская энциклопедия!»), но он находится в неразрывном контакте с центром.

Такой человек не сомневается в своих базовых убеждениях, в своем взгляде на смысл и цель жизни. Возможно, он не сможет объяснить это словами, но в его поведении и образе жизни будет чувствоваться определенная уверенность в себе и твердость духа, исходящие от внутреннего ясного понимания мира и своего места в нем. «Центр» — это место для создания упорядоченной системы представлений о себе и о мире. Только выстроив свою систему ценностей, человек может упорядочить и со направить свои стремления.» (1)

«Система образования начинается с философии образования, уточняющей и детализирующей образ в конкретных практиках».

Базовые Образы, формирующие систему знаний и систему базовых ценностей.

  1. Первый базовый Образ в русской традиционной народной культуре - РОД.

РОД - ряд поколений, происходящих от одного предка, а самый первый из них Бог-Отец;

«Род у славян считался богом, которому приписывалась функция рождения всего живого и неживого. Как пишет Б.А. Рыбаков, Род в славянской мифологии своим влиянием охватывал многие сферы жизни: человеческие отношения, земледелие, природное пространство (небо, земля, вода). Род мыслился создателем Вселенной. Исследователь считает, с такой многофункциональностью божества связан разветвленный комплекс древнерусских слов, содержащих корень “род”: род, народ, родня, родичи, родина, родить, природа, рождать, урожай, родичи.

Слова с корнем “род” относятся к тем сферам человеческой жизни и природы, которыми, по верованиям, управлял Род.

Р О Д Ъ – Изрекая Он Добро Сотворяет

То, что объединяет данные значения слова род - это смысл «рождения», связь человека с чем-либо от рождения.

«Родина» – «…родная сторонка, родимая земля, где родился и где свои семья, родные, свой народ», а слово «свой» означало – «свой дом, своя семья, родина».

Таким образом, в славянской культуре понятие «рода» является объединяющим началом, объединяет людей друг с другом, связывает их с местом рождения, с природой и мирозданием». (2)

  1. Второй базовые Образ – СЕМЬЯ.

С системно-логических позиций, «Семья – особенная социальная система, которая является материальной и духовной основой всех иных специфических, особенных, общих, наиболее общих социальных систем и базой для всеобщей социальной системы (человечества)». «Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». (В.А. Сухомлинский).

И, как итог: «Семья не ячейка общества и государства, а основа народа, общества».

Слова “семья” и “7-я” омонимы. На самом деле слово СЕМЬЯ по происхождению представляет собой форму собир. сущ. с суф. -uj-а > ьj-а (ср. ст.-сл. сЪмий «челядь, рабы», устар. братиΙΑ «братья»). Сущ. СѢМИΙΑ образовано от сущ. сѢмь «работник, слуга», «домочадец», которое происходит от праслав. semьj sěimь «слуга».

Числительное СЕМЬ имеет несколько иное происхождение. Современная его форма возникла в результате преобразования др.-рус. седмь «семь», в котором на почве диалектов, легших в основу вост.-слав. языков, упростилось сочетание дм > м (Сравните: седьмой, седмица). Др-рус. седмь«семь» восходит к праслав. *sedmъ, которое первоначально было порядковым числительным «седьмой», а затем стало восприниматься как количественное.

Семья произошло от старого СЕМЪЕ, что означает - моё семя, семя-в значении: род, племя. Русское СЕМЬ так и означало - семя, только во множественном числе, а вот - СЕДЬМ, скорей всего заимствование от sept…в угоду моде на латинянское. Вот вам доказательства: 5-пясть, пешт (рука, пятерня); 6-шест (палка в руке); 7-семь (семена в другой руке); 8-воземь(в землю) ; 9-девати (помещать, лагать ); 10-сат (посажено, сад).Таим образом : 7 – (семь) - это закодированный архаичный способ посадки злаков, причём очень быстрый и без вспашки.

Вывод:

Смысловое содержание информационного пакета базового Образа «РОД» имеет большее смысловое значение, чем содержание информационного пакета базового Образа «Семья», (которое появилось гораздо позже ). Основное отличие заключается в том, что Образ «РОД» включает в себя:

  1. Вне-временность: непрерывный ряд поколений, происходящих от одного предка, а самый первый из них Бог-Отец;
  2. Продолжение Рода возможно только на конкретной территории;
  3. Множество Родов – Народ;
  4. Территория проживания Народа - Родина;
  5. Природа - неотъемлемая часть Рода.

Автор: О.Н. Горемыкин.

Список используемой литературы:

1. Эрнест Фридрих Шумахер «МАЛОЕ ПРЕКРАСНО: ЭКОНОМИКА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА»

Перевод с английского Леонида и Ирины Шарашкиных, РСПИ2007 г.

2. РОД КАК ИСКОННОЕ ПОНЯТИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ