Найти тему

40 лет магнитоальбому «Зал ожидания». Взлёт группы «Мануфактура», потеснившей звёзд Ленинградского рок-клуба

...Это уже позже страна будет очарована шлягером про коней в яблоках в исполнении Виктора Салтыкова и группы «Электроклуб». В 1987 году в звёздном вокалисте с копной непослушных волос уже практически не ощущалась рок-клубовская закваска. Но несколькими годами ранее этот же певец принимал участие в записи «Миллионного дома» и выступал на одной сцене с «Аквариумом» и «Зоопарком».

Начало 1980-х на отечественной сцене — время переходное, когда на смену героям прошлых лет пришло новое поколение, впитавшее влияния новой волны, электроники, ска. Об этом пела «Машина времени»: «Пятнадцать лет назад под это танцевал весь свет, / Ты только этим жил, ходил и даже спал с гитарой. / Но новая волна затмила имена тех лет. / А может, старина, ты просто стал немного старым?»

Одними из тех, кто воплощал на ленинградской сцене свежие веяния, была группа «Мануфактура». Основатели команды — творческие выходцы из физико-математического лицея Олег Скиба и Дмитрий Матковский, которые объединили усилия ещё в 1976 году. Когда накопилось достаточно материала, к ним присоединились бас-гитарист Владимир Арбузов, а также барабанщик Александр Кондрашкин и саксофонист Алексей Рахов из группы «Странные игры».

Фото Валентина Барановского
Фото Валентина Барановского

В качестве вокалиста и эффектного фронтмена был приглашён Виктор Салтыков из распавшейся команды «Демокритов колодец». Он работал проводником на железной дороге и не имел музыкального образования, но по части высокого вокала равных ему не было. Именно вклад Виктора Салтыкова превратил пронзительную песню «Миллионный дом» в главный хит «Мануфактуры»:

Олег Скиба не претендовал на роль героя субкультуры или неформального гуру. Собственно, его песни не были ни протестными, ни эпатажными. Напротив, это были мечтательные опусы в популярном ключе, с романтичным саксофоном, проникновенными фортепианными арпеджио и текстами на темы юношеских грёз и побега от действительности.

Концертная программа, умело выстроенная в формате музыкального спектакля, позволила «Мануфактуре» получить диплом I степени на легендарном первом фестивале Ленинградского рок-клуба, потеснив «Аквариум» и «Мифы». А потом и записать дебютный альбом в студии легендарного продюсера-подпольщика Андрея Тропилло. Работа шла относительно легко, но в условиях вечного цейтнота по причине неизбежного ухода Скибы и Матковского в армию.

«Зал ожидания» — не просто собрание песен, а законченная история со своей драматургией. Сюжет концептуального альбома построен на истории человека, который опоздал на поезд и обнаружил себя в зале ожидания, где среди повседневной суеты теряются мечты. Он остаётся в одиночестве, блуждает под ритм регги и вздохи саксофона среди огней Невского проспекта, а в конце концов погружается в мир собственных фантазий через рисунок на стекле.

К сожалению, из-за спешки и организационных проволочек альбом «Зал ожидания» был сведён наспех, без контроля со стороны авторов — и сенсацией так и не стал. Но спустя годы его интересно слушать — в качестве идеалистической альтернативы и выхолощенной советской эстраде, и протестному русскому року. По сути, это авторская, интеллигентная, нововолновая поп-музыка. «Чёрно-белый мир» — фактически готовый хит, очень сильная работа.

Взлёт «Мануфактуры» прервался армейскими буднями. Тем не менее, в 1984 году группа вновь вышла на сцену фестиваля Ленинградского рок-клуба, да ещё и с новой программой. Скиба и Матковский, попросившие увольнительную ради репетиций и выступления, унесли с собой приз комитета ВЛКСМ производственного объединения «Кировский завод» за творческий поиск. В основу новых песен под влиянием армейского опыта авторов была положена тема войны.

После возвращения Скибы и Матковского в Ленинград состав «Мануфактуры» начало лихорадить. Владимир Арбузов умер от гепатита в 1984 году, Виктор Салтыков перебрался в более попсовый «Форум». Основатели группы попытали счастья с другими музыкантами, но успеха это не принесло. Обновлённый состав выступал и записывал песни до 1990 года, но уже без прежнего эффекта.

Олег Скиба занялся сольным творчеством. Дмитрий Матковский работал кинооператором на «Ленфильме», записывал альбом собственной группы «Охота романтических их», а затем стал полноправным участником «АукцЫона». Александр Кондрашкин и Алексей Рахов продолжили выступать в составе «Странных игр» и сотрудничать с другими проектами.

Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!