Найти тему
Институт ИПО

Как в СССР передвигали дома с жильцами

Инженеры советского времени не перестают удивлять современных обывателей. Например, в СССР было распространено перемещение многоквартирных зданий весом несколько тысяч тонн. Не отключался свет, вода, не эвакуировались жители. Процедура проделывалась в ночное время, пока люди спали в собственных постелях.

При изменениях в строительстве архитекторам предлагалось два варианта – снести объект, который мешается новой постройке или передвинуть в иное место. Вес не имел значения. Схема работала с 1930 года, разработанная советскими инженерами. Благодаря методу удалось увеличить размеры центральных улиц в Москве, сохранив исторические объекты.

До сих пор такая методика кажется нереальной, больше фантастической. Ведь как передвинуть здание, сохранив коммуникации и не разбудив людей? Расскажем подробно всю нюансы инженерной разработки.

Первые передвигаемые здания

Мировая история документально подтвердила, что первое передвижение постройки произошло в 1455 году. Задумка архитектора Аристотеля Фиораванти воплотила в жизнь перемещение колокольни на тринадцать метров. К слову, здание имело высоту 25 метров.

В нашей стране в 1812 году Дмитрий Петров, родом из крестьян, решился перевезти церквушку Моршанска для освобождения территории. Результат удивил жителей города – церковь передвинута на 30 метров вместе с людьми.

Впервые дом из камня перемещен в 1898 году благодаря инновациям инженера Осипа Федоровича, представлял из себя двухэтажную постройку в Москве.

Подобные случаи считались единичными и были задокументированы. С 1935 года в СССР проводилось массовое передвижение построек после утверждения генплана изменения Москвы. Документально подтверждена необходимость увеличения размеров улиц в центре столицы, для этого предполагалось разрушение зданий, архитектурных памятников. Однако советское правительство не унывало, создав специальную бригаду, занимающуюся перемещением зданий. В организацию включались инженеры, метростроевцы. Пробно было передвинуто около шести построек с коммуникациями. Эммануил Гендель был главным инженером, который прорабатывал любые перемещения зданий. Благодаря его опыту, была сдвинута фидерная подстанция весом 320 тонн, которая помешала строительству трамвайным путям.

Изменение центральных улиц

Агния Барто писала: «Дом стоял, однако в ночь исчез с проживающими». Это было реальностью – часто многоквартирные помещения передвигались с жильцами. Жилой дом на Осипенко, переименованной в Садовническую улицу, выстроен буквой Г, основная сторона помешала строительству нового моста. Проблема состояла в заболоченном грунте, который делал здание неустойчивым и способным к разрушению. Именно Гендель предложил поделить помещение на два с последующим перемещением одной половины и разворотом на 20 градусов. Идея воплотилась в жизнь за три дня без выселения жителей.

Подобная история приключилась при строительстве Большого моста. Преградой стал многоквартирный дом в 5 этажей, имеющий 4 подъезда. Сносить правительству не хотелось здание, но сложность заключалась в поднятии дома на 2 метра. Вес здания составлял около 8 тысяч тонн. Инженеры взяли проект в разработку, в результате чего жильцов не пришлось эвакуировать на время перемещения.

Газета «Известия» от 1937 года пишет «В передвигаемом многоквартирном доме люди живут обычно. Все коммуникации, связь работают». Как удалось? Инженеры подключали временную систему важных коммуникаций с помощью гибких конструкций, которые накануне подсоединили к постройке.

Инженерам удавалось передвигать строительные объекты максимально аккуратно, даже жильцы не замечали тряски. В бывшем Саввинском подворье жители утром проснулись в другом месте. Информация тщательно была засекречена, проживающие в доме не знали назначенный срок передвижения дома. Ночью строители осуществили задумку. Здание считалось наиболее тяжелым среди остальных – 23 тысячи тонны. Результат впечатлил всю страну – бригада строителей с инженерами провела перемещение настолько тщательно, что в одной квартире не разрушилась башенка из кубиков, построенная маленькой девочкой.

Необходимые атрибуты

Строительные бригады отличались высококлассными специалистами. Это было необходимо для перемещения зданий с максимальной аккуратностью. Основными инструментами являлись гидравлические подъемники, паровые двигатели, катки, рельсы. Последние изготавливались строго являлись металлическими.

Строители отделяли постройку от фундамента, приподнимали и перевозили на другое место. Подготовительный этап занимал много времени – около 6 месяцев, сама же операция проходила за 1-6 дней, что зависело от расстояния. До войны в Москве удалось передвинуть 23 здания из камня.

Подобные переезды имели разработанный план:

• По периметру несущих стен устанавливались металлические рамки, помогающие сохранить конструкцию от возможных трещин.

• При помощи тросов здание отделяли от фундамента, подставив огромные домкраты, рассчитанные на вес дома.

• Подготавливалась территория, на которую должно переместиться здание – пробивались траншеи, устанавливались шпалы с рельсами.

• Установленное на балки здание без фундамента катилось с помощью лебедок и домкратов. Вся конструкция была в виде огромных санок с полозьями.

Возврат в прошлое

Постепенно советские инженеры усовершенствовали практику, научившись перемещать жилые здания с подвалами вместе. Здание Моссовета было перемещено подобным образом. Здание функционирует сейчас, в нем располагается мэрия.

Послевоенные годы оказались с минимальным финансированием. Поэтому инженерные разработки были прекращены. Последнее перемещенное здание было МХТ имени Чехова. Его перенесли в 1983 году. Для этого театр разделили на две части, затем одну передвинули глубже в квартал. С помощью этого метода удалось увеличить пространство сцены, установить новые декорации, механизмы.

Сегодня практика перемещения построек канула в прошлое. Дешевле снести здание. Как утверждают специалисты, проблема в современных реалиях – на подготовку уходят месяцы, а расширение улицы часто требует ограниченного времени. Некоторые инженеры относятся положительно к перемещению архитектурных объектов сегодня ради их сохранности для потомков.